3.12.1. Особенности устройства
Основные размеры распределительного вала и расточек в корпусе подшипников распределительного вала
Разрез головки цилиндров по выпускному клапану
1 – головка цилиндров; 2 – выпускной клапан; 3 – маслоотражательный колпачок; 4 – рычаг клапана; 5 – корпус подшипников распределительного вала; 6 – распределительный вал; 7 – регулировочный болт; 8 – контргайка болта; А – зазор между рычагом и кулачком распределительного вала |
Схема механизма привода распределительного вала и вспомогательных органов
1 – звездочка распределительного вала; 2 – цепь; 3 – успокоитель цепи; 4 – звездочка валика привода масляного насоса; 5 – звездочка коленчатого вала; 6 – ограничительный палец; 7 – башмак натяжителя; 8 – натяжитель цепи |
Разрез натяжителя цепи
1 – колпачковая гайка; |
Распределительный вал
Распределительный вал – чугунный, литой, вращается на пяти опорах в алюминиевом
литом корпусе подшипников, установленном на головке цилиндров. От осевых перемещений
удерживается упорным фланцем, помещенным в проточке передней опорной шейки вала.
Основные размеры распределительного вала и корпуса подшипников распределительного
вала даны на рис. Основные размеры распределительного
вала и расточек в корпусе подшипников распределительного вала.
На автомобилях ВАЗ выпуска до апреля 1982 г. устанавливались распределительные
валы с кулачками и опорными шейками, закаленными токами высокой частоты. С апреля
1982 г. устанавливались азотированые распределительные валы. С 1984 г. на валах
маркируется год выпуска. С 1985 г. устанавливаются распределительные валы с
отбелом кулачков; эти валы имеют отличительный шестигранный поясок между 3-м
и 4-м кулачками.
Клапаны приводятся в действие распределительным валом через короткие стальные
рычаги 4 (см. рис. Разрез головки цилиндров по выпускному
клапану). Рычаги качаются на сферической головке болта 7, которым регулируется
зазор А между кулачками распределительного вала и рычагами.
Привод распределительного вала
Привод распределительного вала осуществляется от ведущей звездочки 5 (см. рис.
Схема механизма привода распределительного вала и
вспомогательных органов) коленчатого вала двухрядной роликовой цепью. Этой
же цепью приводится и звездочка 4 вала привода масляного насоса. Цепной привод
имеет полуавтоматический натяжитель 8 с башмаком 7 и успокоитель 3 цепи с резиновыми
накладками. В нижней части блока цилиндров устанавливается ограничительный палец
6, предотвращающий спадание цепи в картер при снятии на автомобиле звездочки
распределительного вала.
Натяжитель состоит из корпуса 2 (см. рис. Разрез
натяжителя цепи), стержня 3 с двумя пружинами, плунжера 7 и колпачковой гайки
1 с зажимным сухарем 9, который фиксируется в гайке стопорным кольцом. Плунжер
удерживается от выпадения из корпуса стопорным кольцом 4.