Распределительные валы и гидравлические толкатели - снятие, осмотр и установка
Снятие
1 Снимите крышку распределительных валов.
2 На этом шаге можно проверить работу гидравлических толкателей. Поверните коленчатый вал так, чтобы выступы впускных кулачков цилиндра №1 смотрели вверх и не давили на толкатели. При помощи деревянного или пластмассового инструмента нажмите на толкатель и убедитесь, что он неподвижен. Если толкатель легко движется вниз, это указывает на повреждение уплотнения внутри толкателя и на необходимость его замены. Проверьте толкатель второго клапана этого цилиндра, затем поверните коленчатый вал и проверьте остальные толкатели.
Примечание. Не прилагайте значительных усилий к толкателям, иначе могут открыться клапаны, что исказит результаты проверки.
3 Слейте охлаждающую жидкость.
4 Отсоедините перепускной шланг системы охлаждения, затем снимите термостат с крышки головки цилиндров и сдвиньте его максимально вперед. Снимите уплотнение.
5 Отсоедините электропроводку от катушки устройства изменения фаз газораспределения, затем отверните болты и снимите крышку с передней стороны головки цилиндров. Снимите уплотнение.
6 Пометьте краской или маркером положение зубьев звездочек распределительных валов относительно цепи. Это необходимо для обеспечения правильной установки звездочек. Нанесите также отличительные метки на валы впускных и выпускных клапанов.
7 Снимите натяжитель цепи.
8 Снимите с головки цилиндров верхний успокоитель цепи.
9 Снимите звездочки с распределительных валов.
Примечание. При установке звездочек болты крепления должны заменяться новыми.
10 При помощи гаечного ключа поверните коленчатый вал в положение 20° после ВМТ. Это необходимо для предотвращения удара клапанов в поршни.
11 Обратите внимание на то, что крышки подшипников распределительных валов пронумерованы цифрами от 1 до 10, начиная с переднего конца вала выпускных клапанов.
12 Отверните болты крепления крышек подшипников распределительных валов (рис. 12,а,б).
Рис. 12,а. Постепенно отверните болты крепления...
Рис. 12,б. ... и снимите крышки подшипников распределительных валов
13 Запомните положение кулачков цилиндра №1 для каждого вала (для обеспечения правильной установки валов), затем аккуратно снимите валы с головки цилиндров (рис. 13,а,б).
Рис. 13,а. Снимите вал выпускных клапанов ...
Рис. 13,б. ... и вал впускных клапанов
14 Подготовьте 16 небольших чистых емкостей и пронумеруйте их от 1 до 16. При помощи резиновой присоски выньте толкатели (обходя последовательно вдоль головки цилиндров), переверните их для предотвращения утечки масла и положите в контейнеры. Залейте в контейнеры чистое моторное масло (рис. 14,а,б).
Рис. 14,а. С помощью присоски ...
Рис. 14,б. ... извлеките толкатели из расточек головки блока
Примечание. Для извлечения толкателей не пользуйтесь магнитом, поскольку в таком случае к толкателю могут прилипнуть металлические опилки. Не перепутайте толкатели - это вызовет их быстрый износ. Не допускайте вытекания масла из толкателей, поскольку их заполнение маслом после пуска двигателей происходит очень медленно.
Осмотр15 После снятия валов и толкателей осмотрите их и убедитесь в отсутствии износа и повреждений (сколов, царапин и т.д.). При необходимости, замените поврежденные детали. Перед проверкой все детали тщательно очистите.
16 Измерьте наружный диаметр каждого толкателя (в верхней и нижней части толкателя) в одной плоскости, затем в другой. Если хотя бы одно из полученных значений будет отличаться от остальных, это говорит об овальности или конусности толкателя и необходимости его замены. Сравните наружные диаметры толкателей с Техническими данными. Если толкатели или их посадочные отверстия в головке цилиндров имеют чрезмерный износ, замените толкатели и/или головку цилиндров.
17 Если компоненты механизма газораспределения издают повышенный шум (особенно при пуске холодного двигателя), это указывает на возможную неисправность толкателей. Только опытный механик может отличить шум в клапанах от остальных шумов двигателя и вынести решение о необходимости замены толкателей. Если обнаружена неисправность толкателей, а сведения об истории обслуживания двигателя отсутствуют, рекомендуется замена масла и масляного фильтра. Перед заменой толкателей залейте масло хорошего качества, имеющее необходимую вязкость и тип.
18 Осмотрите кулачки валов и убедитесь в отсутствии износа, трещин, сколов и следов перегрева (области, имеющие голубоватый оттенок). Убедитесь в том, что твердый поверхностный слой кулачков не стерт. При обнаружении неисправности замените соответствующий компонент.
19 Осмотрите поверхности шеек валов, крышки и седла их подшипников на наличие повреждений или износа. В случае повреждений замените неисправный компонент.20 Измерьте микрометром диаметры шеек каждого вала в нескольких точках. Если диаметр хотя бы одной шейки меньше допустимого, замените вал.
21 Для измерения зазора в подшипниках валов выньте толкатели протрите растворителем поверхности подшипников и шеек валов. Установите валы на место, положите на каждую шейку кусочек пластиковой нити из набора Plastigauge, наденьте крышки подшипников и затяните болты их крепления требуемым моментом (не вращайте валы). Затем снимите крышки подшипников и сравните ширину нитей с шаблоном, приложенным к набору. После измерения счистите остатки нитей при помощи пластмассового скребка.
22 Если зазор хотя бы в одной из шеек превышает допустимый, установите новый вал и повторите проверку. Если зазор все равно превышает допустимый, замените головку цилиндров.
23 Для проверки осевого люфта распределительных валов снимите толкатели, тщательно очистите поверхности подшипников и установите валы и крышки подшипников. Затяните болты крепления крышек подшипников требуемым моментом, затем измерьте осевой люфт при помощи стрелочного индикатора, установив его на головке цилиндров.
24 Сдвиньте вал в сторону индикатора, установите на индикаторе О, затем полностью сдвиньте вал назад. Прочтите показания индикатора. Если осевой люфт вала превышает допустимый, замените вал и повторите проверку. Если люфт все равно слишком велик, замените головку цилиндров.
Установка
25 Имейте в виду, что начиная с ноября 1994 года, устанавливаются модифицированные толкатели. Модифицированные толкатели имеют метку красного цвета. Не устанавливайте толкатели разных модификаций.
26 Установите толкатели в те расточки головки цилиндров, которые они занимали до снятия.
27 Смажьте шейки распределительных валов моторным маслом, затем установите оба вала в таком положении, которое они занимали до разборки.
28 Установите крышки подшипников в соответствии с их номером, затем вверните болты крепления и постепенно затяните их требуемым моментом. Процедура затяжки болтов должна быть выполнена очень тщательно, чтобы не допустить защемления валов.
29 Поверните двигатель против часовой стрелки до совпадения меток 20° на шкиве коленчатого вала и крышке привода распределительных валов.
30 Наденьте звездочки распределительных валов.
31 Установите успокоитель цепи и затяните болты крепления.
32 Установите натяжитель цепи.
33 Нанесите герметик на сопрягаемые поверхности, затем установите переднюю крышку головки цилиндров с новым уплотнением. Затяните болты крепления требуемым моментом. Подсоедините электропроводку катушки управления механизмом изменения фаз газораспределения.
34 Установите термостат с новыми уплотнениями и затяните болты крепления. Подсоедините перепускной шланг системы охлаждения.
35 Установите крышку распределительных валов.
36 Заполните и прокачайте систему охлаждения.