Общие сведения
В этой части главы 2 описаны виды ремонтных работ, которые можно выполнить, не снимая двигатель с автомобиля. В случае, когда двигатель уже снят и разобран, на все предшествующие операции разборки можно не обращать внимания.
Имейте в виду, что, хотя ремонт таких узлов, как шатунно-поршневая группа, можно выполнить, не снимая двигателя с автомобиля, такие процедуры обычно не выполняются отдельно от других операций. Обычно к этому моменту требуют замены и ремонта и другие узлы и детали двигателя (не считая очистки деталей и масляных каналов). Поэтому все подобные операции классифицируются как капитальный ремонт, и их содержание раскрывается в части В данной главы.
Описание двигателя
Двигатель 4-цилиндровый, рядный, с двумя распределительными валами ,устанавливается вместе с трансмиссией продольно, в передней части автомобиля.
Коленчатый вал опирается на 5 коренных подшипников в блоке цилиндров, выполненном из чугуна. Торцевой люфт коленчатого вала регулируется прокладками, установленными с каждой из сторон среднего коренного подшипника.
Шатуны соединены с коленчатым валом своими нижними головками, имеющими горизонтальные разъемы, а с поршнями - с помощью пальцев, закрепленных при помощи стопорных колец. Алюминиевые поршни имеют по 3 кольца - 2 компрессионных и 1 маслосъемное.
Распределительные валы приводятся двухрядной цепью от звездочки коленчатого вала. На некоторых моделях двигателей устанавливается специальное устройство для изменения фаз газораспределения.
Устройство управляется поршнем, расположенным внутри звездочки впускного вала. Поршень соединен со звездочкой и со ступицей вала спиральными шлицами, и при его продольном перемещении вал относительно звездочки может поворачиваться, увеличивая или уменьшая опережение. Поршень управляется электромагнитным золотником, расположенным в передней крышке головки цилиндров. Включение и выключение электромагнита осуществляется системой управления двигателем. При включении электромагнита золотник открывает подачу масла под давлением на переднюю сторону поршня. Поршень перемещается и поворачивает распределительный вал относительно звездочки в сторону увеличения опережения. При выключении электромагнита золотник под действием пружины возвращается назад и открывает подачу масла на заднюю сторону поршня.
Распределительные валы имеют по пять опор в головке блока цилиндров, выполненной из алюминиевого сплава, и через гидравлические толкатели приводят в движение клапаны.
Шестеренчатый масляный насос закреплен на крышке цепи газораспределения и приводится непосредственно от коленчатого вала.
Ремонтные операции, которые можно выполнить, не снимая двигатель с автомобиля
Следующие операции можно выполнять, не снимая двигатель с автомобиля:
а) Снятие и установка головки блока
б) Снятие и установка цепи газораспределения и звездочек
в) Снятие и установка распределительных валов
г) Снятие и установка поддона
д) Снятие и установка подшипников нижних головок шатунов, шатунов и поршней*
е) Снятие и установка масляного насоса
ж) Проверка и замена опор силового блока
з) Снятие и установка маховика/планшайбы
* Эти процедуры можно выполнять, не снимая двигатель с автомобиля. Однако для улучшения доступа и обеспечения чистоты их следует выполнять после снятия двигателя.