Адаптивная коррекция состава рабочей смеси
ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ
При замкнутой цепи регулирования (см. главу 17 «Регулирование состава рабочей смеси») функция компьютера по регулированию состава смеси (диагностируется при проверке #35) корректирует время впрыска таким образом, чтобы получить коэффициент избытка воздуха смеси, наиболее близкий к 1. Значение коррекции колеблется около 128 при предельных значениях 0 и 255.
Однако, в работе приборов системы впрыска могут появиться отклонения, в связи с чем значение коррекции может сместиться к 0 или 255, чтобы получить коэффициент избытка воздуха смеси 1.
Адаптивная коррекция позволяет сместить топливодозирующую матрицу, чтобы функция компьютера по регулированию состава смеси вновь установила средний показатель, равный 128, и получила возможность коррекции в сторону обогащения или обеднения.
Адаптивная коррекция состава смеси подразделяется на две части:
- адаптивная коррекция, осуществляемая преимущественно при средних и значительных нагрузках двигателя (считывается при проверке #30);
- адаптивная коррекция, осуществляемая преимущественно на холостом ходу и малых нагрузках двигателя (считывается при проверке #31).
После инициализации компьютера (удаление данных о неисправностях из памяти) адаптивная коррекция принимает среднее значение, равное 128, и имеет следующие предельные значения:
| Двигатель D7F | Двигатель E7J | 
| 106 < проверка #30 < 150 | 40 < проверка #30 <192 | 
| 106 < проверка #31 <150 | 40 < проверка #31 < 192 | 
Адаптивная коррекция осуществляется только на прогретом двигателе с замкнутым контуром регулирования (показатель, считываемый при проверке #35 — переменная величина) и в заданном диапазоне давлений во впускном коллекторе,
Двигатель должен поработать с замкнутым контуром регулирования в нескольких диапазонах давления во впускном коллекторе, чтобы адаптивная коррекция начала обеспечивать компенсацию расхождения между составом смеси и режимом работы двигателя.
Следовательно, после повторной инициализации компьютера (возврат параметров проверки #30 и #31 к 128) необходимо выполнить специальное дорожное испытание.
ДОРОЖНОЕ ИСПЫТАНИЕ Условия:
- Двигатель прогрет (температура охлаждающей жидкости > 75°С);
- Не превышайте указанную частоту вращения коленчатого вала двигателя:
4400 об/мин для двигателя D7F и 4800 об/мин для двигателя E7J
Выполнение дорожного испытания рекомендуется начинать при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя на 3-ей или 4-й передаче и очень плавным непрерывным ускорением, чтобы стабилизировать требуемое давление во впускном коллекторе в течение 10 секунд в каждом диапазоне (см. таблицу).
ПРИМЕЧАНИЕ: для двигателя D7F следует попытаться удержать в диапазоне № 1 среднее значение давления, равное 320 мбар в течение не менее 10 секунд.
Диапазоны давления, проходимые во время испытания (считывание во время проверки #01)
|  | Диапазон № 1 (мбар) | Диапазон № 2 (мбар) | Диапазон № 3 (мбар) | Диапазон № 4 (мбар) | Диапазон № 5 (мбар) | 
| E7J | ООП О АП А7П ССП 70 П ........................................ Q7H | ||||
| Среднее значение 280 | Среднее значение 405 | Среднее значение 535 | Среднее значение 655 | Среднее значение 800 | |
| D7F | 260........................................ 36 Среднее значение 320 | 55 ........................................ 51 Среднее значение 450 | 0 ........................................ 63 Среднее значение 570 | 5 ........................................ 76 Среднее значение 700 | 0........................................970 Среднее значение 865 | 
После дорожного испытания значения коррекции становятся действующими.
Параметр, считываемый при проверке #31, изменяется более заметно на холостом ходу и малых нагрузках, а параметр, считываемый во время проверки #30, при средних и больших нагрузках, но оба работают на всех диапазонах давления во впускном коллекторе.
Испытание следует продолжить, двигаясь в нормальных условиях с постоянной и переменной скоростью на участке от 5 до 10 км.
После ходового испытания измерьте значения параметров проверок #30 и #31. Начальные значения, равные 128, должны были измениться. В противном случае, повторите ходовые испытания, точно соблюдая условия их выполнения.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ В ХОДЕ ДОРОЖНОГО ИСПЫТАНИЯ
При недостаточном количестве поступающего топлива (загрязнены инжекторы, низкое давление и недостаточная подача топлива и т. п.) параметр регулирования состава смеси, считываемый при проверке #35, увеличивается, чтобы обеспечить коэффициент избытка воздуха смеси наиболее близко к 1, а показатель адаптивной коррекции, считываемый при проверках #30 и #31, увеличивается до такого уровня, чтобы величина коррекции состава смеси снова стала колебаться около 128.
В случае избыточного поступления топлива ситуация складывается обратная: параметр регулирования состава смеси, считываемый при проверке #35, уменьшается, и показатель адаптивной коррекции, считываемый при проверках #30 и #31, также уменьшается, чтобы восстановить колебания значения коррекции, считываемого при проверке #35, вокруг параметра 128.
ПРИМЕЧАНИЕ: Данные, которые могут быть получены с помощью проверки #31, анализировать нелегко, так как коррекция влияет, в основном, на обороты холостого хода и при движении с малой нагрузкой и к тому же очень «тонкая».
Таким образом, не следует делать поспешных выводов на основании только одних этих данных, вместо этого целесообразнее провести анализ параметра, полученного с помощью проверки #30.
Информация, которую дают эти два параметра, позволяет судить о составе смеси при работе двигателя и может служить ориентиром при диагностике. Что касается их использования в диагностике, то выводы на основании их значений могут быть сделаны только в том случае, если значения параметров находятся вблизи минимальных или максимальных пределов коррекции или смещены в каком-то одном направлении.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Параметры, считываемые с помощью проверок #30 и #31, следует использовать и анализировать только после рекламации клиента, в случае наличия неисправности в работе двигателя и если значения параметров находятся вблизи предельных значений при одновременном смещении параметра проверки #35 (значение параметра проверки #35
 
					