3.1.1.2. Установка поршня 1-го цилиндра в МВТ такта сжатия
Предупреждение 
 При описании порядка выполнения 
  процедуры подразумевается, что распределитель зажигания правильно установлен 
  заранее. При попытке найти ВМТ с целью правильной установки распределителя, 
  необходимо проверить наличие компрессии в конце хода поршня 1-го цилиндра через 
  отверстие для свечи, после чего совместить метки момента зажигания, руководствуясь 
  п.8.
 При описании порядка выполнения 
  процедуры подразумевается, что распределитель зажигания правильно установлен 
  заранее. При попытке найти ВМТ с целью правильной установки распределителя, 
  необходимо проверить наличие компрессии в конце хода поршня 1-го цилиндра через 
  отверстие для свечи, после чего совместить метки момента зажигания, руководствуясь 
  п.8.
Верхняя мертвая точка (ВМТ) – это наивысшая точка, до которой доходит поршень, 
совершая возвратно-поступательное движение в цилиндре. Каждый поршень дважды достигает 
ВМТ – в конце такта сжатия и при выпуске отработанных газов, однако под ВМТ чаще 
всего подразумевается ВМТ такта сжатия. 
Установка поршня (или поршней) в ВМТ такта сжатия является неотъемлемой частью 
  многих процедур, например, снятия зубчатого ремня и ведомой шестерни или снятие 
  распределителя зажигания. 
  
   
    | ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | 
   
    | 
         
          | 1. Перед выполнением процедуры 
            убедитесь, что селектор трансмиссии установлен в положение "Neutral", 
            поставьте автомобиль на ручной тормоз, или заблокируйте задние колеса. 
            Кроме того, полностью исключите срабатывание зажигания, для чего отсоедините 
            высоковольтный провод катушки зажигания от центрального вывода крышки 
            распределителя и соедините с массой на блоке цилиндров с помощью перемычки. 
            Выверните свечи (см. подраздел 2.8.2). |   
          | 2. Для установки любого поршня 
            в ВМТ надо провернуть коленвал одним из указанных ниже способов. Нормальное 
            направление вращения двигателя - по часовой стрелке, если смотреть 
            на двигатель со стороны зубчатого ремня. |   
          | 3. Предпочтительно вращать коленвал 
            торцовой головкой, одетой на передний болт коленвала, с помощью удлинителя 
            – трещотки. Усилие прилагать только в направлении по часовой стрелке. 
            Запрещается вращать болт против часовой стрелки. |   
          | 4. Попросите помощника кратковременно 
            включить и выключить стартер, и тем самым установить поршень в положение, 
            близкое к ВМТ (при этом не нужно пользоваться дистанционным выключателем). 
            Окончательный доворот поршня в ВМТ такта сжатия завершается, в соответствии 
            с предыдущим пунктом, торцовой головкой с трещоткой. Предварительно 
            попросите помощника выйти из автомобиля. |   
          | 5. Найдите на крышке распределителя 
            положение высоковольтного провода свечи 1-го цилиндра. Если этот вывод 
            не пронумерован, то определите его по проводу от свечи зажигания. |   
          | 6. Мелком или маркером нанесите 
            метки на корпусе распределителя, прямо под выводом 1-го цилиндра. |   
          | 7. Снимите крышку распределителя 
            (при необходимости см. подраздел 
            2.8.3) и отложите в сторону. |   
          | 
 | 8. Проверните коленвал до совмещения 
            метки шкиве с цифрой "0" на шкале установки момента зажигания, 
            отлитой в передней части блока цилиндров. |   
          | 9. Проверьте положение распределителя 
            – бегунок должен указывать на метку, нанесенную на корпусе распределителя. 
            Если ориентация бегунка соответствует описанной, то поршень 1-го цилиндра 
            находится в ВМТ такта сжатия. |   
          | 10. Нижние болты крепления картера 
            сцепления к блоку цилиндров. |   
          | 11. Если бегунок указывает в противоположную 
            сторону (положение отличается на 180°), то 1-го цилиндра находится 
            в ВМТ выпуска. |   
          | 12. Чтобы установить поршень 1-го 
            цилиндра находится в ВМТ такта сжатия, поверните коленвал на один 
            полный оборот по часовой стрелке (360°). Теперь бегунок должен указывать 
            на метку, нанесенную на корпусе распределителя. Если бегунок обращен 
            в сторону вывода свечи 1-го цилиндра и метка шкива совмещена с нулем 
            на шкале, то поршень 1-го цилиндра находится в ВМТ такта сжатия. |   
          | Предупреждение
  Если бегунок 
              указывает на метку, нанесенную на корпусе распределителя, а метки 
              на коленвале и на шкале не совмещаются, то либо неправильно установлен 
              зубчатый ремень, либо зубья ремня проскальзывают по шестерням.
 
 |   
          | 13. После установки поршня первого 
            цилиндра в ВМТ такта сжатия можно выставить в это же положение и остальные 
            поршни, проворачивая коленвал и соблюдая порядок работы цилиндров. 
            На корпусе распределителя нанесите метки, соответствующие высоковольтным 
            выводам свечей остальных цилиндров, точно так же, как и для 1-го цилиндра, 
            затем пронумеруйте метки по номерам цилиндров. При повороте коленвала 
            бегунок тоже будет вращаться. Если бегунок укажет на метку на распределителе, 
            то поршень соответствующего цилиндра будет находиться в ВМТ такта 
            сжатия. |  |