| 1. Cнимите с шатуна первого цилиндра 
            крышку подшипника (ориентируясь по меткам, нанесенным при разборке). 
            Снимите старые вкладыши шатунного подшипника и протрите посадочные 
            поверхности вкладышей в стержне шатуна и в крышке чистой тканью не 
            оставляющей ворса. Эти поверхности должны быть всегда абсолютно чистыми. | 
         
          |   | 2. Протрите тыльную поверхность верхнего 
            шатунного вкладыша и уложите его по месту в шатун. Убедитесь, что 
            выступ на вкладыше зашел в выборку в шатуне и смазочные отверстия 
            совпали. | 
         
          | 3. При установке вкладыша недопустимо 
            пользоваться молотком, надо соблюдать крайнюю осторожность, чтобы 
            не повредить рабочую поверхность вкладыша. На данном этапе смазка 
            вкладыша не требуется. | 
         
          | 4. Протрите тыльную поверхность 
            нижнего вкладыша и вложите его в крышку шатуна. Снова убедитесь, что 
            выступ на вкладыше совпадает с выборкой на крышке шатуна, вкладыш 
            не смазывайте. Очень важно, чтобы сопрягаемые поверхности вкладыша 
            и шатуна в процессе сборки были абсолютно чистыми, без следов масла. | 
         
          | 5. Расставьте стыки поршневых колец 
            в соответствии с рис. Расстановка 
            стыков поршневых колец для двигателей 1,3 л, рис. Расстановка 
            стыков поршневых колец для двигателей 1,6 и 1,8 л. | 
         
          | 6. Наденьте на болты 
            крышек шатунов отрезки резиновых шлангов, что предохранит поверхность 
            цилиндра от повреждения. | 
         
          | 7. Смажьте поршни и кольца чистым 
            маслом для двигателя, оденьте на поршень оправку для обжатия колец. 
            Длина выступающего из приспособления участка юбки поршня должна быть 
            примерно 6,0 мм, чтобы обеспечить правильный вход поршня в цилиндр. 
            Кольца должны быть заподлицо с поверхностью поршня. | 
         
          | 8. Проверните коленчатый вал до 
            нижней мертвой точки в первом цилиндре, смажьте стенки цилиндра маслом 
            для двигателя. | 
         
          |  | 9. Поверните поршень с шатуном так, чтобы 
            метки (1) на шатуне и (2) на днище поршня были обращены в сторону 
            передней части двигателя, осторожно введите поршень с шатуном в первый 
            цилиндр до упора приспособления для обжатия колец в блок цилиндров. | 
         
          | 10. Слегка постучите по верхнему 
            краю оправки, чтобы обеспечить равномерный контакт с плоскостью блока 
            цилиндров по всей окружности. | 
         
          |  | 11. Осторожно постучите деревянной рукояткой 
            молотка по днищу поршня, направляя шатун на соответствующую шейку 
            коленчатого вала. Поршневые кольца могут выскочить из оправки непосредственно 
            перед вхождением в цилиндр, поэтому, оправка всегда должна прижиматься 
            к блоку цилиндров. | 
         
          | 12. Выполняйте эту операцию осторожно, 
            немедленно прекратите вталкивание поршня при ощущении какого-либо 
            сопротивления при входе в цилиндр. Определите причину заедания поршня 
            и устраните ее, после чего продолжите установку поршня в цилиндр. | 
         
          | Предупреждение
  Не допускается 
              прилагать усилие при установке поршня в цилиндр, независимо от причины 
              вызвавшей сопротивление вхождению поршня. В противном случае можно 
              поломать кольца или поршень.
 
 | 
         
          | 13. После установки поршня в цилиндр 
            надо измерить зазор между шатунным подшипниками и шейкой вала, и только 
            после этого окончательно установить крышку шатуна. | 
         
          | Проверка зазоров 
            в шатунных подшипниках | 
         
          |  | 14. Приготовьте отрезок калибровочной пластмассовой 
            проволоки, длина которого немного меньше ширины шатунного подшипника, 
            и положите его на шатунную шейку (указана стрелкой) первого цилиндра 
            параллельно оси коленвала. | 
         
          | 15. Очистите поверхность крышки 
            шатуна, прилегающую к вкладышу, снимите шланги с болтов крепления 
            крышек и установите крышку. Убедитесь, что метки взаимной ориентации 
            на крышке и на шатуне находятся с одной стороны. Убедитесь, что передняя 
            метка на крышке направлена в сторону зубчатого ремня. | 
         
          |  | 16. Слегка смажьте внутренние поверхности 
            гаек, заверните гайки и затяните их с заданным моментом. Затягивайте 
            гайки торцовой головкой с подобранным наружным диаметром, что позволит 
            избежать неправильного показания момента затяжки в случае задевания 
            головки за крышку шатунного подшипника. | 
        
          | 17. Если головка начнет задевать 
            за крышку, то приподнимите головку так, чтобы обеспечить ее свободный 
            поворот. Вращение коленвала при затяжке гаек не допускается. | 
         
          | Предупреждение
  На двигателях 
              1,6 и 1,8 л после затяжки гаек доверните их на 90°.
 
 | 
         
          | 18. Отверните гайки и осторожно 
            снимите крышки, не повредив пластмассовый калибр. | 
         
          |  | 19. Сравните толщину раздавленной калибровочной 
            проволоки со значением нанесенным на на упаковке калибра и определите 
            величину смазочного зазора (шкала проградуирована в милиметрах и в 
            дюймах). Сравните полученное значение с нормативным. | 
         
          | 20. Если зазор не соответствует 
            установленному, то причиной может быть неправильный подбор шатунных 
            подшипников (в этом случае подберите вкладыши подшипников). Перед 
            тем как прийти к решению о необходимости замены вкладышей убедитесь, 
            что при измерении зазора отсутствовали загрязнения или масло между 
            подшипниками и поверхностями шатунов и шатунных крышек. Проверьте 
            также диаметр шатунных шеек. Если ширина раздавленной калибровочной 
            проволоки по концам сильно отличается, то коренная шейка коленвала 
            имеет конусность (см. подраздел 
            3.1.2.13). | 
         
          | Окончательная установка шатунов | 
         
          | 21. Осторожно удалите остатки калибровочного 
            материала с шатунных шеек коленвала и/ или с в поверхностей шатунных 
            подшипников. Не допускайте повреждения поверхностей шатунных подшипников, 
            соскабливайте указательным пальцем или краем пластика. | 
         
          | 22. Убедитесь в полной чистоте рабочих 
            поверхностей шатунных подшипников, нанесите на вкладыши подшипника 
            тонкий однородный слой консистентной смазки с дисульфидом молибдена 
            или масла для сборки двигателя. Для доступа к поверхности верхнего 
            шатунного вкладыша придется втолкнуть поршень в цилиндр, предварительно 
            одев на болты крышки отрезки шлангов. | 
         
          | 23. Притяните шатун к шейке коленчатого 
            вала, снимите шланги с болтов крышек, установите крышки и затяните 
            гайки с моментом, указанным в подразделе 
            3.1.2.1. | 
         
          | 24. Повторите описанную процедуру 
            для поршней и шатунов остальных цилиндров. В процессе сборки следите 
            за чистотой сопрягаемых поверхностей шатуна и наружных поверхностей 
            шатунных вкладышей. Следите за тем, чтобы каждый поршень в сборе с 
            шатуном соответствовал данному цилиндру. При установке поршня в цилиндр 
            выемка или стрелка должны быть обращены в сторону передней части двигателя. 
            Смажьте цилиндр свежим маслом. После измерения зазора смажьте рабочие 
            поверхности шатунных подшипников. | 
         
          | 25. После окончательной установки 
            поршней с шатунами, проверьте свободу вращения коленвала, провернув 
            его на несколько оборотов от руки. | 
         
          | 26. На последнем этапе сборки надо 
            проверить осевой люфт шатуна. Процедура проверки описана в подразделе 
            3.1.2.9. | 
         
          | 27.Сравните величину осевого люфта 
            со значением указанным вподразделе 
            3.1.2.1. Если осевой люфт соответствовал норме до разборки двигателя, 
            а в процессе ремонта установлены прежний коленвал и шатуны, то после 
            ремонта осевой люфт также должен быть в пределах нормы. Если установлены 
            новые шатуны и коленвал, то люфт может не соответствовать норме. В 
            этом случае шатуны надо снять и сдать в мастерскую автосервиса для 
            шлифовки. |