3.3.7.1. Головка цилиндров
Детали клапанного механизма
   
    |  
      
     | 
     1. Сухари 
       
      2. Тарелки 
       
      3. Пружины 
       
      4. Зонтичные колпачки 
       
      5. Клапаны 
     | 
  
Разборка
  
Очистка
  
   
    |   ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ   | 
  
   
     
      
         
          |  1. Удалите с разъемных поверхностей головки 
            все остатки прокладок, соблюдая осторожность, чтобы не повредить поверхности. 
            Удалите нагар с камер сгорания, головок клапанов и накипь из каналов 
            охлаждения. Прогоните и прочистите все резьбовые отверстия. | 
         
         
          |  2. Тщательно промойте растворителем все детали 
            клапанного механизма, соблюдая осторожность, чтобы не повредить их. | 
         
         
          |  3. Обработайте все резьбы метчиком или плашкой, 
            промойте и продуйте сжатым воздухом. | 
         
         
          | 4. Очистите болт оси коромысла и шпильки жесткой 
            щеткой. | 
         
       
     | 
  
 Проверка
 ГОЛОВКА ЦИЛИНДРОВ
  
   
    |   ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ   | 
  
   
     
      
         
          |  1. Внимательно осмотрите головку, 
            проверьте наличие трещин и признаков проникновения охлаждающей жидкости. 
            При обнаружении трещин головку замените. | 
         
         
            
           | 
          2. Проверьте деформацию разъемной 
            поверхности головки. Если отклонение от плоскости превышает норму, 
            то головку следует перешлифовать. | 
         
         
          |  3. Проверьте состояние седел клапанов. 
            При наличии питтинга (ямок), трещин, следов прогорания потребуется 
            ремонт головки в автосервисе. | 
         
         
            | 
          4. Опустите клапан примерно на 
            1,5 мм и проверьте люфт стержня в поперечном направлении. Если половина 
            суммарного люфта по индикатору более превышает норму (нормативный 
            зазор во втулке), то втулку следует заменить (выполняется в автосервисе). 
            При любых признаках сомнительного состояния втулки их следует проверить 
            в автосервисе. | 
         
       
     | 
  
КЛАПАНЫ
  
  Места проверки износа клапана
   
    |  
      
     | 
     1. Торец  
       
      2. Канавки под сухари 
       
      3. Стержень 
       
      4. Впускной клапан 
       
      5. Фаска 
       
      6. Поясок 
       
      7. Выпускной клапан | 
  
Характерный износ торца клапана
   
    |  
      
     | 
     1. Нормальный износ (след от работы ротатора) 
      2. Ненормальная работа ротатора  
      3. Ненормальная работа ротатора 
     | 
  
Проверка
  
   
    |   ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ   | 
  
   
     
      
         
          |  1. Внимательно осмотрите клапаны, 
            проверьте наличие на фасках клапанов трещин, следов неравномерной 
            выработки, уноса металла и прогара.  | 
         
         
          |  2. Проверьте наличие трещин на 
            шейках и стержнях, а также изгиб стержней, поворачивая клапан в направляющей 
            втулке (см. рис. Места проверки износа 
            клапана).  | 
         
         
          | 3. Проверьте износ торцов стержней. 
            Наличие любого указанных дефектов указывает на необходимость ремонта 
            клапанов (см. рис. Характерный износ 
            торца клапана).  | 
         
         
            
           | 
          4. Измерьте ширину краевого 
            пояска (1) каждого клапана и сравните с нормативным значением. Если 
            это расстояние меньше нормы, то клапан замените. | 
         
       
     | 
  
ДЕТАЛИ КЛАПАННОГО МЕХАНИЗМА
  
   
    |   ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ   | 
  
   
     
      
         
            | 
          1. Измерьте длину пружины в 
            свободном состоянии. Пружины с усадкой замените. Перед установкой 
            пружин на отремонтированный двигатель необходимо проверить их под 
            нагрузкой на специальном стенде в автосервисе. | 
         
         
          | 2. Проверьте износ и длину пружин. 
            Пружины с усадкой замените. Проверьте упругость пружин (выполняется 
            в автосервисе). | 
         
         
            
           | 
          3. Проверьте вертикальность пружин. 
            При отклонении от вертикали пружину замените. | 
         
         
          | 4. Проверьте наличие видимых следов 
            износа и трещин на тарелках пружин и сухарях. Детали с любыми дефектами 
            замените. | 
         
       
     | 
  
 КОРОМЫСЛА ПРИВОДА КЛАПАНОВ
  
   
    |   ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ   | 
  
   
     
      
         
          |  1. Проверьте наличие на упорных поверхностях 
            коромысел ямок, следов выработки, наволакивания металла. Проверьте 
            также состояние валиков коромысел и шаровых окончаний осей. | 
         
         
          |  2. Проверьте состояние торцов штанг, наличие 
            на них сколов и следов выработки. Проверьте деформацию штанг, прокатив 
            их по листовому стеклу. | 
         
         
          |  3. Замените сильно изношенные детали. | 
         
         
          | 4. Если проверка показывает, что детали клапанного 
            механизма изношены, то соберите головку и сдайте в ремонт. | 
         
       
     | 
  
 Сборка
  
  Напрессовка маслосъемных колпачков
   
    |  
      
     | 
     1. Колпачок в оправке 
       
      2. Торец клапана 
       
      3. Колпачок 
       
      4. Оправка 
     | 
  
  
   
    |   ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ   | 
  
   
     
      
         
          |  1. Перед началом сборки. необходимо 
            убедиться в чистоте головки блока, независимо от того проводился ремонт 
            этой детали в автосервисе или нет. | 
         
         
          |  2. Если головка блока ремонтировалась 
            в автосервисе, то измерьте высоту пружины в установленном состоянии. | 
         
         
          |  3. Установите все детали клапанного 
            механизма в обратном порядке, начав с маслосъемных колпачков (см. 
            рис. Напрессовка маслосъемных колпачков). 
            На части двигателей используются уплотнения зонтичного типа, которые 
            устанавливаются только после установки клапана. | 
         
         
          | 4. Установите опорные шайбы или 
            прокладки, пружину, стакан и тарелку. | 
         
         
           
             
            Предупреждение 
              Пружины клапанов 
              двигателя 3F-E имеют цветовую маркировку, по которой пружина ориентируется 
              (см. подраздел 3.1.7). 
             
           | 
         
         
            | 
          5. Сожмите пружины и установите 
            сухари. Перед сборкой смажьте сухари для их временной фиксации. | 
         
         
            | 
          6. Проверьте высоту пружины после 
            сборки, т.е. расстояние от опорной шайбы до нижнего края тарелки (или 
            верхней поверхности стакана). Если высота окажется больше нормы, то 
            установите дополнительные опорные шайбы. | 
         
         
           
             
            Предупреждение 
              Запрещается 
              корректировать высоту пружины подбором шайб в том случае, если высота 
              меньше нормы. 
              
           | 
         
       
     |