3.3.8.4. Шатуны и поршни
Расстановка стыков поршневых колец
   
    |  
      
     | 
    1. Верхний диск маслосъемного кольца 
      2. Верхнее компрессионное кольцо 
      3. Нижний диск маслосъемного кольца 
      4. Нижнее компрессионное кольцо 
      5. Расширитель маслосъемного кольца 
      6. Выемка (обращение к передней части двигателя) | 
  
Установка
   
    |   ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ   | 
  
   
     
      
         
          |  1. Перед установкой поршней в 
            сборе с шатунами поверхность цилиндра должна быть абсолютно чистой, 
            с кромок цилиндров должна быть снята фаска, а коленвал установлен 
            в блок цилиндров. | 
         
         
          |  2. Разберите шатун 1-го цилиндра. 
            Протрите тыльную поверхность нового верхнего шатунного вкладыша и 
            уложите его по месту в шатун. Убедитесь, что выступ на вкладыше зашел 
            в выборку в шатуне и смазочные отверстия совпали. Вкладыш не смазывать. 
            Аналогично установите в крышку шатуна нижний вкладыш. | 
         
         
          |  3. Расставьте стыки поршневых 
            колец в соответствии со схемой (см. рис. Расстановка стыков поршневых 
            колец). | 
         
         
          | 4. Оденьте шланги на болты шатунов. 
            Смажьте поршни и кольца чистым маслом для двигателя, сожмите кольца 
            приспособлением, оставив выступающий участок поршня. | 
         
         
          | 5. Проверните коленвал до НМТ в 
            первом цилиндре, смажьте стенки цилиндра маслом для двигателя. | 
         
         
          | 6. Сориентируйте поршень так, чтобы 
            выемка была обращена в сторону передней части двигателя. | 
         
         
          | 7. Осторожно введите нижнюю часть 
            поршня с шатуном в первый цилиндр до упора приспособления в блок цилиндров. 
            Слегка постучите по верхнему краю оправки для равномерного контакта 
            с плоскостью блока цилиндров. | 
         
         
            | 
          8. Введите поршень в цилиндр, 
            осторожно постукивая деревянной рукояткой молотка по днищу поршня. 
            Большое усилие не прилагать. Если ощущается сопротивление, то немедленно 
            прекратите сбоку и устраните причину заедания. | 
         
         
          | 9. Притяните шатун к шейке коленвала 
            и проверьте зазор в шатунном подшипнике. Процедура проверки ничем 
            не отличается от процедуры для коренных подшипников (см.  подраздел
            3.3.7.8). Вращение коленвала или малейшее попадание масла на вкладыши 
            при измерениях не допускаются. | 
         
         
          | 10. Гайки крышки шатуна затяните 
            с заданным моментом торцовой головкой с тонкими стенками (чтобы исключить 
            заклинивание головки между гайкой и крышкой шатуна. Если зазор не 
            соответствует норме, то убедитесь в отсутствии смазки и грязи и снова 
            проверьте диаметр шейки и правильность подбора шатунного вкладыша. 
              | 
         
       
     | 
  
Окончательная сборка 
 
   
    |   ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ   | 
  
   
     
      
         
            
           | 
          1. Осторожно удалите остатки 
            калибра, смажьте вкладыши и шатунную шейку коленвала, установите крышку 
            и равномерно в 3 этапа затяните гайки с заданным моментом.  | 
         
         
          |  2. Повторите эти операции для остальных 
            шатунов. Проверьте свободу вращения собранного колевала. | 
         
         
          |  3. После окончательной установки 
            поршней с шатунами, проверьте свободу вращения коленвала. | 
         
         
          | 4. Проверьте осевой люфт шатуна 
            (см. подраздел 3.3.7.7). Имейте ввиду, что после установки новых шатунов 
            люфт может быть меньше нормы и потребуется шлифовка шатунов. | 
         
         
          | 5. Соберите и установите двигатель, 
            руководствуясь соответствующими разделами. | 
         
       
     |