Проверка уровней жидкостей, контроль утечек
 
 
 | 
 Ниже описан порядок процедуры, производимых на ежемесячной основе. Описание проверок уровней прочих жидкостей можно найти далее в соответствующих Разделах, посвященных конкретным процедурам обслуживания. Вне зависимости от оговоренных Графиком интервалов, старайтесь не оставлять без внимание факты появления потеков жидкостей под автомобилей, - подобные признаки указывают на наличие подлежащих незамедлительному устранению неисправностей. 
  | 
 
 | 
 При проверке уровня любой рабочей жидкости автомобиль должен располагаться строго горизонтально!
  | 
 Жидкости являются неотъемлемой составной частью систем смазки, охлаждения, торможения и омывания стекол. Ввиду нормального расходования и тенденции к загрязнению в процессе эксплуатации автомобиля, следует периодически производить проверки состояния/уровней и замену рабочих жидкостей, - ознакомьтесь с требованиями Спецификаций к типам применяемых составов и объемам заполнения соответствующих систем.
 
   Двигательное масло
 
   Визуальный контроль утечек
 
| 
 | 
- При заметном замасливании силового агрегата и большом расходе масла внимательно осмотрите места наиболее вероятного развития утечек: 
 
 
- Уплотнительный элемент крышки заливной горловины двигательного масла, - проверьте на наличие трещин и прочих механических повреждений; 
 
- Компоненты системы вентиляции картера (в частности, - вентиляционный шланг, идущий от крышки головки цилиндров к впускному воздуховоду); 
 
-  Прокладка крышки(ек) головки цилиндров; 
 
-  Прокладка головки(ок) цилиндров; 
 
-  Уплотнительный элемент сливной пробки поддона картера двигателя; 
 
-  Прокладка масляного фильтра, - внимательно изучите место прилегания фильтра к посадочному фланцу; 
 
- Прокладка поддона картера; 
 
-  Передний и задний сальники коленчатого вала. 
 
 
-  Заверните генератор в полиэтилен, опрыскайте двигатель обычным холодным очистителем, - затем, через непродолжительное время, - промойте агрегат на автомойке. 
 
- Стыки сопрягаемых поверхностей и уплотнительные элементы силового агрегата присыпьте снаружи известью или тальком. 
 
- Проверьте уровень масла, в случае необходимости произведите соответствующую корректировку (см. ниже). 
 
-  В ходе короткой (порядка 30 км) поездки (желательно по скоростной трассе) прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры, - горячее масло отличается повышенной текучестью и легче просачивается через неплотности. 
 
- Запаркуйте автомобиль в безопасном месте и, подсвечивая себе лампой, исследуйте двигатель с целью локализации источников утечек масла. Устраните причины развития утечек.
 
 
 | 
 
 
 | 
   Проверка уровня
   
| 
 | 
 
 | 
 Максимальный 
                    допустимый расход двигательного масла составляет 1л/1000 км, 
                    реальный уровень потребления масла зависит от манеры вождения, 
                    - частое движение с высокими оборотами двигателя ведет к увеличению 
                    расхода масла. 
                  
 Информация по принципу функционирования контрольной 
                    лампы уровня двигательного масла приведена в Разделе 
Комбинация 
                    приборов, измерители и контрольные лампы и световые индикаторы. 
                
  | 
 
 
- Об опасном падении уровня двигательного масла водителя предупреждает 
                встроенная в сборку замка зажигания контрольная лампа (см. Раздел 
                
Комбинация приборов, измерители и контрольные 
                лампы и световые индикаторы). Датчик уровня/температуры/качества 
                масла помещается под автомобилем, в правом переднем углу поддона 
                картера двигателя (см. сопр. иллюстрацию). 
 
 
 
 | 
 На моделях 
                    ML 230 используется датчик-выключатель уровня масла (S43). 
                
  | 
 
 
-  Проверка уровня двигательного масла производится при помощи 
                измерительного щупа, продетого в направляющую трубку и опускаемого 
                в двигатель до нижней точки поддона его картера. Проверка уровня 
                масла должна производиться перед первой в текущий день поездкой, 
                либо спустя порядка 5 минут после остановки двигателя. Если выполнить 
                проверку немедленно после выключения двигателя, результаты ее 
                не будут адекватно отражать ситуацию, так как часть масла окажется 
                распределенной по внутренним галереям и компонентам двигателя. 
              
 
 
 
 | 
  Проверка уровня двигательного 
                    масла
  | 
 
 
- Извлеките измерительный щуп из направляющей трубки и насухо 
                протрите его лезвие чистой ветошью или бумажным полотенцем. Заправьте 
                щуп обратно в трубку до упора, затем вновь извлеките. Осмотрев 
                лезвие щупа, оцените величину смоченного маслом участка. Уровень 
                масла должен находиться между верхней и нижней отметками на лезвии 
                щупа. В случае необходимости долейте в двигатель соответствующее 
                количество масла требуемого сорта. 
 
 
 
 | 
  Уровень масла должен находиться 
                      между нижней (MIN) и верхней (МАХ) отметками на лезвии измерительного 
                      щупа
  | 
 
 
 
-  Опускание уровня за пределы нижней границы допустимого диапазона 
                ведет к развитию масляного голодания двигателя, чреватого серьезными 
                механическими повреждениями последнего. Старайтесь также не переливать 
                масло выше верхней отметки, так как это может привести к забрасыванию 
                свечей зажигания или выходу из строя сальников силового агрегата 
                в результате чрезмерного повышения давления. 
 
- Для того чтобы залить масло в двигатель необходимо снять резьбовую 
                крышку заливной горловины. Во избежание разбрызгивания масла во 
                время заправки его в двигатель воспользуйтесь воронкой, либо масленкой 
                с длинным носиком. Залив масло, наверните и прочно затяните крышку 
                заливной горловины, затем запустите двигатель и внимательно осмотрите 
                на наличие признаков утечек сливную пробку и сопрягаемую с блоком 
                поверхность масляного фильтра. Заглушите двигатель, обождите 5-10 
                минут, в течение которых масло сольется в поддон, затем еще раз 
                проверьте его уровень. 
 
 
 
 | 
 Избыток масла 
                    необходимо слить или откачать из картера, - чрезмерный уровень 
                    двигательного масла может явиться причиной выхода из строя 
                    каталитического преобразователя. Проследите за надежностью 
                    затягивания крышки заливной горловины. 
  | 
 
 
-  Проверка уровня моторного масла является важной профилактической 
                процедурой обслуживания двигателя. Постоянное снижение уровня 
                свидетельствует о наличии утечек масла в результате выхода из 
                строя сальников, повреждения уплотнительных прокладок, износа 
                поршневых колец или направляющих втулок клапанов. Если масло по 
                цвету или консистенции напоминает молоко, либо в нем присутствуют 
                капли воды, это говорит о возможном повреждении прокладки головки 
                цилиндров, либо образовании трещин в теле головки(ок) или блока. 
                Проверка должна быть произведена без промедления. Во время измерения 
                уровня масла всегда проверяйте также его состояние. Большим и 
                указательным пальцами снимите с лезвия щупа следы масла, - в случае 
                присутствия в нем мелких металлических частиц масло подлежит замене 
                (см. Раздел 
Замена двигательного масла и масляного фильтра).
 
 
 | 
 
 
 | 
 Охлаждающая жидкость двигателя
 
| 
 | 
 
 | 
 Не допускайте попадания антифриза на открытые участки тела и окрашенные поверхности автомобиля. Случайные брызги без промедления смывайте обильным количеством воды. Помните, что антифриз является в высшей степени токсичной жидкостью и попадание его внутрь организма даже в небольших количествах чревато самыми серьезными последствиями, вплоть до летального исхода. Никогда не оставляйте антифриз хранящимся в неплотно закрытой таре, без промедления собирайте пролитую на пол охлаждающую жидкость. Помните, что сладковатый запах антифриза может привлечь к себе внимание детей и животных. О способах утилизациях отработанной охлаждающей жидкости проконсультируйтесь с местными властями, - во многих регионах мира обустроены специальные пункты по приему различного рода отработок. Ни в коем случае не сливайте старую охлаждающую жидкость в канализацию и на землю! 
  | 
 
 
 
 | 
 В последнее время были разработаны нетоксичные сорта антифриза, тем не менее, они также должны утилизироваться в организованном порядке. 
  | 
 
 
-   Все автомобили, рассматриваемые в данном Руководстве, оборудованы системой охлаждения компенсационного типа, работающей при избыточном давлении. Белый пластиковый расширительный бачок расположен в двигательном отсеке и соединен шлангом с радиатором. По мере разогрева двигателя в процессе его работы расширяющаяся охлаждающая жидкость заполняет бачок. При остывании двигателя охлаждающая жидкость автоматически поступает обратно в систему охлаждения, что обеспечивает поддержания постоянного значения его уровня. Об опасном падении уровня охлаждающей жидкости водителя предупреждает включенная в состав комбинации приборов контрольная лампа (см. Раздел 
Комбинация приборов, измерители и контрольные лампы и световые индикаторы). Датчик-выключатель уровня охлаждающей жидкости помещается в нижней части расширительного бачка системы охлаждения. 
 
-   Проверка уровня охлаждающей жидкости в резервуаре должна производиться регулярно, при строго горизонтальном положении автомобиля и выключенном двигателе. В холодном состоянии уровень охлаждающей жидкости должен доходить до отметки «COLD LEVEL», нанесенной на полупрозрачную стенку бачка. После разогрева двигателя уровень охлаждающей жидкости поднимается еще приблизительно на 1.0 -1.5 см. В случае необходимости произведите соответствующую корректировку, - добавляйте только жидкость требуемого состава (см. 
Спецификации). 
 
-   Совершив на автомобиле короткую поездку, еще раз измерьте уровень охлаждающей жидкости, - незначительная корректировка может быть произведена путем доливания дистиллированной воды, однако, следует помнить, что частые добавления воды приводят к разжижению антифриза, поэтому разумнее всегда доливать в систему смесь требуемого состава. 
 
-  Регулярно возникающая необходимость в корректировке уровня охлаждающей жидкости свидетельствуют о наличии ее утечек (внешних или внутренних), - внимательно изучите внешнее состояние радиатора, соединительных шлангов, крышки заливной горловины, сливных пробок и водяного насоса (см. Раздел 
Проверка функционирования системы охлаждения и морозоустойчивости охлаждающей жидкости, замена жидкости). Если выявить источник утечки не удается, проверьте герметичность посадки крышек расширительного бачка и радиатора в условиях СТО. 
 
-   Снятие крышек компонентов системы охлаждения должно производиться после полного остывания двигателя. Оберните крышку ветошью и отверните ее до первой точки ослабления сопротивления, - если при этом из-под крышки начнет вырываться пар или охлаждающая жидкость, дайте двигателю еще немного остыть, и лишь затем окончательно снимайте крышку. 
 
- Необходимо также проверять состояние охлаждающей жидкости, она должна быть относительно чистой. Если жидкость имеет красновато-бурую окраску, ее необходимо слить, затем промыть тракт системы охлаждения и заполнить его свежей смесью требуемого состава. Даже если охлаждающая жидкость выглядит нормально, входящие в ее состав ингибиторы коррозии со временем теряют свою эффективность, поэтому замену в любом случае следует производить в соответствии с 
Графиком текущего обслуживания. 
 
-   Проверка сопротивляемости охлаждающей жидкости замерзанию производится при помощи ареометра.
 
 
 | 
 
 
 | 
 Тормозная жидкость
 
| 
 | 
 
 | 
 Тормозная жидкость 
                    может причинить вред Вашим глазам и повредить окрашенные поверхности 
                    автомобиля, поэтому будьте крайне осторожны при обращении 
                    с ней. Не пользуйтесь тормозной жидкостью, которая долгое 
                    время стояла открытой, или которой больше одного года. Тормозная 
                    жидкость имеет свойство поглощать влагу из воздуха, что может 
                    привести к опасной потере эффективности тормозной системы. 
                    Используйте только рекомендованный тип тормозной жидкости. 
                    Смешивание различных типов жидкости может привести к отказу 
                    тормозной системы. 
  | 
 
 
-  Главный цилиндр тормозной системы установлен в заднем левом 
                углу двигательного отсека. О падении уровня тормозной жидкости 
                водителя предупреждает срабатывание встроенной в комбинацию приборов 
                контрольной лампы (см. Раздел 
Комбинация приборов, 
                измерители и контрольные лампы и световые индикаторы), поплавковый 
                датчик-выключатель которой встроен в крышку резервуара главного 
                тормозного цилиндра (ГТЦ). 
 
 
 
 | 
  Датчик-выключатель уровня 
                    тормозной жидкости встроен в крышку резервуара ГТЦ
  | 
 
 
- Уровень тормозной жидкости проверяется визуально и должен находиться 
                между отметками «MAX» и «MIN», нанесенными на полупрозрачные стенки 
                резервуара ГТЦ. В случае необходимости произведите соответствующую 
                корректировку, долив требуемое количество свежей жидкости через 
                горловину резервуара, - перед отворачиванием крышки протрите резервуар 
                снаружи во избежание попадания в гидравлический тракт грязи. 
 
 
 
 | 
 Не следует 
                        заливать в резервуар чрезмерное количество жидкости. 
  | 
 
 
- При снятой крышке проверьте жидкость и стенки резервуара ГТЦ 
                на наличие признаков загрязнения. В случае выявления присутствия 
                частиц ржавчины, грязи или капель воды, жидкость следует заменить 
                с последующей «прокачкой» тормозной системы. 
 
-  Закончив корректировку/замену, проследите за ровностью посадки 
                и надежностью затягивания крышки резервуара. 
 
-  Постепенное опускание уровня жидкости в резервуаре ГТЦ связано 
                с износом тормозных колодок. Необходимость в добавлении жидкости 
                отсутствует, если ее уровень не опускается ниже отметки «MIN», 
                - в случае необходимости проверьте состояние фрикционных накладок 
                колодок, - замена колодок приведет к автоматическому выравниванию 
                уровня. 
 
-  Если необходимость в корректировке уровня тормозной жидкости 
                возникает регулярно, следует без тщательно проверить гидравлический 
                тракт тормозной системы на наличие признаков развития утечек, 
                - внимательно обследуйте состояние суппортов/колесных цилиндров, 
                ГТЦ, тормозных трубок, шлангов и их штуцерных соединений, (см. 
                Разделы 
Проверка тормозной системы и 
Проверка состояния и замена шлангов двигательного отсека, локализация утечек). 
 
-  При опускании уровня жидкости в резервуаре ГТЦ ниже отметки 
                «MIN» тормозную систему следует «прокачать» (см. Главу 
Тормозная 
                и вспомогательные системы).
 
 
 | 
 
 
 | 
 Жидкость системы гидроусиления руля (ГУР)
   
| 
 | 
 
 | 
 Если уровень жидкости в резервуаре опустился ниже зоны, соответствующей текущему температурному диапазону, рулевое управление с гидравлическим усилителем рулевого механизма необходимо проверить в специализированной мастерской, поскольку имеет место потеря жидкости, - простой корректировки уровня в данном случае будет недостаточно! 
  | 
 
 
Проверка уровня жидкости ГУР производится при температуре порядка 20°С. Уровень жидкости должен находиться между отметками «MIN» и «МАХ» на стенках резервуара системы гидроусиления руля. Полный объем резервуара составляет 1.2 л.             
  | 
 
 
 | 
 Жидкость омывания стекол/линз фар
   
| 
 | 
 
 | 
 Концентрат стеклоомывающего 
                    средства легко воспламеняем! При обращении с концентратом 
                    стеклоомывающего средства применение огня, открытого пламени 
                    и курение запрещаются. 
  | 
 
 
-  Резервуар жидкости омывания стекол установлен в левом переднем 
                углу двигательного отсека, позади левой блок-фары и оборудован 
                заливной горловиной с крышкой байонетного типа. Вместимость резервуара 
                составляет порядка 7.6 л (см. 
Спецификации). 
 
 
 
 | 
  Местоположение резервуара 
                    жидкости омывания стекол/линз фар в двигательном отсеке (для 
                    всех моделей)
  | 
 
 
- О падении уровня жидкости водителя предупреждает срабатывание 
                встроенной в комбинацию приборов контрольной лампы, - датчик-выключатель 
                контрольной лампы вмонтирован в верхнюю часть резервуара омывающей 
                жидкости. 
 
-  В районах с умеренным климатом систему можно заправить обычной 
                водой, но рекомендуется добавлять в воду средства для мытья стекол 
                (летний концентрат МВ имеет маркировку S). Резервуар должен заполняться 
                не более чем на две трети, чтобы оставалось свободное пространство 
                на случай расширения воды при замерзании. В районах с холодными 
                климатическими условиями следует использовать специальный концентрат 
                для омывания ветрового стекла (маркировка W), снижающий точку 
                замерзания жидкости, который можно приобрести в любом магазине 
                автомобильных аксессуаров. Обычно он продается в концентрированном 
                или готовом виде. Если Вы приобрели концентрированный антифриз, 
                смешайте его с водой в соответствии с инструкцией производителя 
                на упаковке. 
 
 
 
 | 
 Не используйте 
                        антифриз системы охлаждения - он повредит окрашенные поверхности 
                        автомобиля!
  | 
 
 
 | 
 
 
 |