3.3.7.1. Головка цилиндров
Детали клапанного механизма
   
    |  | 1. Сухари 
 2. Тарелки
 
 3. Пружины
 
 4. Зонтичные колпачки
 
 5. Клапаны
 
 | 
Разборка
  
Очистка
  
   
    | ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | 
   
    | 
         
          | 1. Удалите с разъемных поверхностей головки 
            все остатки прокладок, соблюдая осторожность, чтобы не повредить поверхности. 
            Удалите нагар с камер сгорания, головок клапанов и накипь из каналов 
            охлаждения. Прогоните и прочистите все резьбовые отверстия. |   
          | 2. Тщательно промойте растворителем все детали 
            клапанного механизма, соблюдая осторожность, чтобы не повредить их. |   
          | 3. Обработайте все резьбы метчиком или плашкой, 
            промойте и продуйте сжатым воздухом. |   
          | 4. Очистите болт оси коромысла и шпильки жесткой 
            щеткой. |  | 
 Проверка
 ГОЛОВКА ЦИЛИНДРОВ
  
   
    | ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | 
   
    | 
         
          | 1. Внимательно осмотрите головку, 
            проверьте наличие трещин и признаков проникновения охлаждающей жидкости. 
            При обнаружении трещин головку замените. |   
          |   | 2. Проверьте деформацию разъемной 
            поверхности головки. Если отклонение от плоскости превышает норму, 
            то головку следует перешлифовать. |   
          | 3. Проверьте состояние седел клапанов. 
            При наличии питтинга (ямок), трещин, следов прогорания потребуется 
            ремонт головки в автосервисе. |   
          |  | 4. Опустите клапан примерно на 
            1,5 мм и проверьте люфт стержня в поперечном направлении. Если половина 
            суммарного люфта по индикатору более превышает норму (нормативный 
            зазор во втулке), то втулку следует заменить (выполняется в автосервисе). 
            При любых признаках сомнительного состояния втулки их следует проверить 
            в автосервисе. |  | 
КЛАПАНЫ
  
  Места проверки износа клапана
   
    |  | 1. Торец 
 2. Канавки под сухари
 
 3. Стержень
 
 4. Впускной клапан
 
 5. Фаска
 
 6. Поясок
 
 7. Выпускной клапан
 | 
Характерный износ торца клапана
   
    |  | 1. Нормальный износ (след от работы ротатора) 2. Ненормальная работа ротатора
 3. Ненормальная работа ротатора
 
 | 
Проверка
  
   
    | ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | 
   
    | 
         
          | 1. Внимательно осмотрите клапаны, 
            проверьте наличие на фасках клапанов трещин, следов неравномерной 
            выработки, уноса металла и прогара. |   
          | 2. Проверьте наличие трещин на 
            шейках и стержнях, а также изгиб стержней, поворачивая клапан в направляющей 
            втулке (см. рис. Места проверки износа 
            клапана). |   
          | 3. Проверьте износ торцов стержней. 
            Наличие любого указанных дефектов указывает на необходимость ремонта 
            клапанов (см. рис. Характерный износ 
            торца клапана). |   
          |   | 4. Измерьте ширину краевого 
            пояска (1) каждого клапана и сравните с нормативным значением. Если 
            это расстояние меньше нормы, то клапан замените. |  | 
ДЕТАЛИ КЛАПАННОГО МЕХАНИЗМА
  
   
    | ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | 
   
    | 
         
          |  | 1. Измерьте длину пружины в 
            свободном состоянии. Пружины с усадкой замените. Перед установкой 
            пружин на отремонтированный двигатель необходимо проверить их под 
            нагрузкой на специальном стенде в автосервисе. |   
          | 2. Проверьте износ и длину пружин. 
            Пружины с усадкой замените. Проверьте упругость пружин (выполняется 
            в автосервисе). |   
          |   | 3. Проверьте вертикальность пружин. 
            При отклонении от вертикали пружину замените. |   
          | 4. Проверьте наличие видимых следов 
            износа и трещин на тарелках пружин и сухарях. Детали с любыми дефектами 
            замените. |  | 
 КОРОМЫСЛА ПРИВОДА КЛАПАНОВ
  
   
    | ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | 
   
    | 
         
          | 1. Проверьте наличие на упорных поверхностях 
            коромысел ямок, следов выработки, наволакивания металла. Проверьте 
            также состояние валиков коромысел и шаровых окончаний осей. |   
          | 2. Проверьте состояние торцов штанг, наличие 
            на них сколов и следов выработки. Проверьте деформацию штанг, прокатив 
            их по листовому стеклу. |   
          | 3. Замените сильно изношенные детали. |   
          | 4. Если проверка показывает, что детали клапанного 
            механизма изношены, то соберите головку и сдайте в ремонт. |  | 
 Сборка
  
  Напрессовка маслосъемных колпачков
   
    |  | 1. Колпачок в оправке 
 2. Торец клапана
 
 3. Колпачок
 
 4. Оправка
 
 | 
  
   
    | ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | 
   
    | 
         
          | 1. Перед началом сборки. необходимо 
            убедиться в чистоте головки блока, независимо от того проводился ремонт 
            этой детали в автосервисе или нет. |   
          | 2. Если головка блока ремонтировалась 
            в автосервисе, то измерьте высоту пружины в установленном состоянии. |   
          | 3. Установите все детали клапанного 
            механизма в обратном порядке, начав с маслосъемных колпачков (см. 
            рис. Напрессовка маслосъемных колпачков). 
            На части двигателей используются уплотнения зонтичного типа, которые 
            устанавливаются только после установки клапана. |   
          | 4. Установите опорные шайбы или 
            прокладки, пружину, стакан и тарелку. |   
          | Предупреждение
  Пружины клапанов 
              двигателя 3F-E имеют цветовую маркировку, по которой пружина ориентируется 
              (см. подраздел 3.1.7).
 
 |   
          |  | 5. Сожмите пружины и установите 
            сухари. Перед сборкой смажьте сухари для их временной фиксации. |   
          |  | 6. Проверьте высоту пружины после 
            сборки, т.е. расстояние от опорной шайбы до нижнего края тарелки (или 
            верхней поверхности стакана). Если высота окажется больше нормы, то 
            установите дополнительные опорные шайбы. |   
          | Предупреждение
  Запрещается 
              корректировать высоту пружины подбором шайб в том случае, если высота 
              меньше нормы.
 
 |  |