Кривошипно-шатунный механизм
 Поршни
Поршень из алюминиевого сплава с плоским днищем.
На днище поршня указаны метка диаметра поршня и стрелка для ориентировки поршня при его установке в цилиндр, которая должна быть направлена в сторону привода распределительного вала. По массе поршни одного двигателя не должны отличаться друг от друга более чем на 4,9 г.
| 
 Характеристика  | 
 Значение  | 
| 
 Зазор между поршнем и цилиндром, мм  | 
|
| 
 номинальный  | 
|
  | 
 0,016—0,040  | 
  | 
 0,025—0,035  | 
| 
 предельно допустимый в эксплуатации  | 
 0,10  | 
Диаметр поршней *
| 
 Параметр, мм  | 
 Модель двигателя
 
 | 
|||
| 
 М 115.938 
 
 | 
 М 102.920, М 102.939 
 
 | 
 М 102.980, М 102.982 
 
 | 
 М 115.954 
 
 | 
|
| 
 номинальный  | 
||||
  | 
 86,98  | 
 88,968—88,982  | 
 95,468—95,482  | 
 93,73  | 
  | 
 —  | 
 88,978—88,992  | 
 95,478—95,492  | 
 —  | 
  | 
 —  | 
 88,988—89,002  | 
 95,488—95,502  | 
 
  | 
| 
 1-й ремонтный размер  | 
||||
  | 
 87,48  | 
 89,468—89,482  | 
 95,968—95,982  | 
 94,13  | 
  | 
 —  | 
 89,478—89,492  | 
 95,978—95,992  | 
 —  | 
  | 
 —  | 
 89,488—89,502  | 
 96,988—96,002  | 
 —  | 
| 
 2-й ремонтный размер  | 
||||
  | 
 87,98  | 
 89,968—89,982  | 
 96,468—96,482  | 
 94,53  | 
  | 
 —  | 
 89,978—89,992  | 
 96,478—96,492  | 
 —  | 
  | 
 —  | 
 89,988—90,002  | 
 96,488—96,502  | 
 —  | 
| 
 3-й ремонтный размер  | 
||||
  | 
 88,48  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
| 
 Параметр, мм 
 
 | 
 М 123.920, М 123.921 
 
 | 
 М 110.923
 
 | 
 М 110.984, М 110.988
 
 | 
 | 
| 
 номинальный  | 
||||
  | 
 85,98  | 
 85,98  | 
 | 
|
  | 
 —  | 
 —  | 
 | 
|
  | 
 —  | 
 —  | 
 | 
|
| 
 1-й ремонтный размер  | 
||||
  | 
 86,48  | 
 86,48  | 
 | 
|
  | 
 —  | 
 —  | 
 | 
|
  | 
 —  | 
 —  | 
 | 
|
| 
 2-й ремонтный размер  | 
||||
  | 
 86,98  | 
 86,98  | 
 | 
|
  | 
 —  | 
 —  | 
 | 
|
  | 
 —  | 
 —  | 
 | 
|
| 
 3-й ремонтный размер  | 
||||
  | 
 —  | 
 —  | 
 | 
|
*Разница величин обусловлена модельным годом выпуска.
Поршневые пальцы
Поршневой палец стальной, шлифованный, плавающий. От осевого смещения палец удерживается стопорными кольцами.
Характеристики поршневых пальцев
| 
 Параметр, мм  | 
 Модель двигателя
 
 | 
|
| 
 М 102.920, М 102.939 
 
 | 
 М 102.980, М 102.982 
 
 | 
|
| 
 Диаметр  | 
||
  | 
 23,995—24,000  | 
|
  | 
 15,5  | 
|
| 
 Длина  | 
 —  | 
|
| 
 Зазор между пальцем и втулкой верхней головки шатуна  | 
 0,007—0,02  | 
|
| 
 Зазор между пальцем и бобышкой поршня  | 
 0,002—0,012  | 
|
Поршневые кольца
На наружной поверхности поршня проточено три канавки для установки колец. Положение при сборке: метка «Тор» должна быть направлена вверх. На двигателях М 102 могут быть установлены поршневые кольца фирмы «Goёtze» или TRW.
 Особенности конструкции поршневых колец фирмы «Goёtze»
Верхнее компрессионное кольцо цилиндрическое, с фаской на внутренней поверхности, с пористым хромированием наружной поверхности. Нижнее компрессионное кольцо конусное, с буртиком. Маслосъемное кольцо с двумя фасками, разжимной витой пружиной и хромированной наружной поверхностью.
 Особенности конструкции поршневых колец фирмы TRW
Верхнее компрессионное кольцо цилиндрическое, с фаской на внутренней поверхности, с хромированной шлифованной бочкообразной наружной поверхностью. Нижнее компрессионное кольцо конусное, с буртиком и бочкообразной хромированной наружной поверхностью. Маслосъемное кольцо с двумя фасками, с разжимной витой пружиной и хромированной наружной поверхностью.
Характеристика поршневых колец
| 
 Параметр, мм  | 
 Модель двигателя
 
 | 
|||
| 
 М 115.938 
 
 | 
 М 102.920, М 102.939 
 
 | 
 М 102.980, М 102.982 
 
 | 
 М 115.954 
 
 | 
|
| Зазор по высоте | ||||
| 
 верхнее компрессионное кольцо  | 
 0,05—0,08  | 
 0,05—0,085  | 
 0,050—0,085  | 
|
| 
 нижнее компрессионное кольцо  | 
 0,03—0,06  | 
 0,01—0,03  | 
 0,03—0,06  | 
|
| 
 маслосъемное кольцо  | 
 0,01—0,04  | 
 0,01—0,045  | 
 0,01—0,04  | 
|
| Предельный зазор по высоте в эксплуатации | ||||
| 
 верхнее компрессионное кольцо  | 
 0,15  | 
|||
| 
 нижнее компрессионное кольцо  | 
 0,10  | 
|||
| 
 маслосъемное кольцо  | 
 0,16  | 
 0,10  | 
 0,16  | 
|
| Зазор в замке | ||||
| 
 верхнее компрессионное кольцо  | 
 0,30—0,55  | 
|||
| 
 нижнее компрессионное кольцо  | 
 0,25—0,45  | 
|||
| 
 маслосъемное кольцо  | 
 0,25—0,50  | 
|||
| Предельный зазор в замке в эксплуатации | ||||
| 
 верхнее компрессионное кольцо  | 
 1,0  | 
 1,0  | 
 1,0  | 
|
| 
 нижнее компрессионное кольцо  | 
 0,8  | 
 0,8  | 
 0,8  | 
|
| 
 маслосъемное кольцо  | 
 0,8  | 
 0,8  | 
 0,8  | 
|
| 
 Параметр, мм 
 
 | 
 М 123.920, М 123.921 
 
 | 
 М 110.923
 
 | 
 М 110.984, М 110.988
 
 | 
 | 
| Зазор по высоте | ||||
| 
 верхнее компрессионное кольцо  | 
 0,050—0,085  | 
|||
| 
 нижнее компрессионное кольцо  | 
 0,03—0,06  | 
|||
| 
 маслосъемное кольцо  | 
 0,01—0,04  | 
|||
| Предельный зазор по высоте в эксплуатации | ||||
| 
 верхнее компрессионное кольцо  | 
 0,15  | 
|||
| 
 нижнее компрессионное кольцо  | 
 0,10  | 
|||
| 
 маслосъемное кольцо  | 
 0,16  | 
|||
| Зазор в замке | ||||
| 
 верхнее компрессионное кольцо  | 
 0,30—0,55  | 
|||
| 
 нижнее компрессионное кольцо  | 
 0,25—0,45  | 
|||
| 
 маслосъемное кольцо  | 
 0,25—0,50  | 
|||
| Предельный зазор в замке в эксплуатации | ||||
| 
 верхнее компрессионное кольцо  | 
 1,0  | 
|||
| 
 нижнее компрессионное кольцо  | 
 0,8  | 
|||
| 
 маслосъемное кольцо  | 
 0,8  | 
|||
Шатуны
Шатун двутаврового сечения стальной, кованый со сменными вкладышами. Крышка нижней головки шатуна прямого сечения. Для подвода масла к трущимся поверхностям в стержне шатуна просверлено отверстие. По массе шатуны одного двигателя не должны отличаться друг от друга более чем на 5 г.
| 
 Характеристика  | 
 Значение  | 
| 
 Непараллельность и неплоскостность отверстий головок при измерении на расстоянии осей 100 мм от стержня шатуна, не более, мм  | 
|
  | 
 0,045  | 
  | 
 0,030  | 
  | 
 0,040  | 
  | 
 0,040  | 
| 
 Шероховатость поверхности соединения поршня с шатуном, мкм  | 
 0,002  | 
| 
 Биение отверстий нижней головки шатуна, не более, мм  | 
 0,02  | 
Характеристики шатунов
| 
 Параметр, мм  | 
 Модель двигателя
 
 | 
|||
| 
 М 115.938 
 
 | 
 М 102.920, М 102.939 
 
 | 
 М 102.980, М 102.982 
 
 | 
 М 115.954 
 
 | 
|
| 
 Диаметр нижней головки шатуна  | 
 55,60—55,62  | 
 51,60—51,619  | 
 55,60—55,62  | 
|
| 
 Диаметр верхней головки шатуна  | 
 29,00—29,02  | 
 27,00—27,021  | 
 29,00—29,02  | 
|
| 
 Внутренний диаметр втулки верхней головки  | 
 26,012—26,018  | 
 24,007—24,015  | 
 26,012—26,018  | 
|
| 
 Расстояние между осями отверстии головок  | 
 148,95—149,05  | 
 144,95—145,05  | 
 148,95—149,05  | 
|
| 
 Ширина нижней головки  | 
 32.08—32,10  | 
 27,857—27,90  | 
 32.08—32.10  | 
|
| 
 Параметр, мм 
 
 | 
 М 123.920, М 123.921 
 
 | 
 М 110.923
 
 | 
 М 110.984, М 110.988
 
 | 
 | 
| 
 Диаметр нижней головки шатуна  | 
 51,60—51,62  | 
|||
| 
 Диаметр верхней головки шатуна  | 
 26,00—26,02  | 
|||
| 
 Внутренний диаметр втулки верхней головки  | 
 23,007—23,013  | 
|||
| 
 Расстояние между осями отверстии головок  | 
 130,95—131,05  | 
|||
| 
 Ширина нижней головки  | 
 27,86—27,89  | 
|||
Болты крышки шатуна
Болты с вытягивающимся стержнем.
| 
 Характеристика  | 
 Значение  | 
| 
 Диаметр резьбы  | 
 М9х1  | 
| 
 Диаметр стержня, мм  | 
|
| 
 М 102  | 
|
  | 
 8,3—8,4  | 
  | 
 8,0  | 
| 
 М 115  | 
|
  | 
 8,3—8,4  | 
  | 
 8,0  | 
| 
 М 110  | 
|
  | 
 7,3—7,4  | 
  | 
 7,1  | 
| 
 М 123  | 
|
  | 
 7,3—7,4  | 
  | 
 7,1  | 
| 
 Высота головки болта (М 102), мм  | 
 5,0—5,2  | 
| 
 Длина резьбовой части (М 102), мм  | 
 40,0  | 
| 
 Длина до головки (М 102), мм  | 
 51,7—52,0  | 
Коленчатый вал
Коленчатый вал стальной, кованый четырех- (двигатель М 123), пяти- (двигатели М 102, М 115) или семиопорный (двигатель М 110).
Коленчатый вал 4-цилиндровых двигателей (М 102, М 115) имеет восемь противовесов, 6-цилиндровых (М 110, М 123) — 12 противовесов.
| 
 Характеристика  | 
 Значение  | 
| 
 Допустимое торцевое биение щек коренного подшипника, мм  | 
 0,02  | 
| 
 Радиусы галителей коренных и шатунных шеек, мм  | 
 2,5—3,0  | 
| 
 Диаметр переднего конца коленчатого вала, мм  | 
 29,987—30,000  | 
| 
 Допустимое биение переднего конца коленчатого вала, мм  | 
 0,030  | 
| 
 Диаметр опорной поверхности заднего сальника, мм  | 
 92,874—92,928  | 
| 
 Нецилиндричность фланца, до, мм  | 
 0,02  | 
| 
 Биение фланца, до, мм  | 
 0,012  | 
| 
 Биение коренных шеек (коленчатый вал установлен на призмы шеек 1 и 5), до, мм  | 
|
  | 
 0,07  | 
  | 
 0.10  | 
 Зазоры коленчатого вала двигателя М 102
| 
 Характеристика  | 
 Значение  | 
| 
 Диаметральный зазор между коренной шейкой и вкладышами, мм  | 
|
  | 
 0,025—0,045  | 
  | 
 0,070  | 
| 
 Диаметральный зазор между шатунной шейкой и вкладышами, мм  | 
|
  | 
 0,030—0,050  | 
  | 
 0,070  | 
| 
 Осевой зазор коленчатого вала, мм  | 
|
  | 
 0,06—0,22  | 
  | 
 0,30  | 
| 
 Осевой зазор между шатуном и коленчатым валом, мм  | 
|
  | 
 0,11—0,23  | 
  | 
 0,50  | 
| 
 Допустимая овальность коренных и шатунных шеек в эксплуатации, мм  | 
 0,025  | 
| 
 Допустимая конусность в эксплуатации, мм  | 
|
  | 
 0,010  | 
  | 
 0,015  | 
| 
 Допустимый дисбаланс коленчатого вала в эксплуатации, г.см  | 
 15  | 
Параметры коленчатых валов
| 
 Параметр, мм  | 
 Модель двигателя
 
 | 
|||
| 
 М 115.938 
 
 | 
 М 102.920, М 102.939 
 
 | 
 М 102.980, М 102.982 
 
 | 
 М 115.954 
 
 | 
|
| Диаметр коренных шеек | ||||
| 
 номинальный  | 
||||
  | 
 69,95—69,96  | 
 57,935—57,940  | 
 69,95—69,96  | 
|
  | 
 *  | 
 57,940—57,945  | 
 *  | 
|
  | 
 *  | 
 57,945—57,950  | 
 *  | 
|
  | 
 *  | 
 57,950—57,955  | 
 *  | 
|
  | 
 *  | 
 57,955—57,960  | 
 *  | 
|
  | 
 *  | 
 57,960—57,965  | 
 *  | 
|
| 
 1-й ремонтный размер  | 
 69,70—69,71  | 
 57,705—57,715  | 
 69,70—69,71  | 
|
| 
 2-й ремонтный размер  | 
 69,45—69,46  | 
 57,455—57,465  | 
 69,45—69,46  | 
|
| 
 3-й ремонтный размер  | 
 69,20—69,21  | 
 57,205—57,215  | 
 69,20—69,21  | 
|
| 
 4-й ремонтный размер  | 
 68,95—68,96  | 
 57,955—57,965  | 
 68,95—68,96  | 
|
| Ширина коренных шеек | ||||
| 
 номинальная  | 
 34,00—34,03  | 
 28,500—28,521 или 28,600—28,621  | 
 34,00—34,03  | 
|
| 
 1-й ремонтный размер  | 
 34,00—34,03  | 
 28,700—28,721  | 
 34,00—34,03  | 
|
| 
 2-й ремонтный размер  | 
 до 34,60  | 
 28,900—28,921  | 
 до 34,60  | 
|
| 
 3-й ремонтный размер  | 
 до 34,60  | 
 29,000—29,021  | 
 до 34,60  | 
|
| 
 4-й ремонтный размер  | 
 до 34,60  | 
 *  | 
 до 34,60  | 
|
| Расстояние между опорными поверхностями упорных полуколец | ||||
| 
 
  | 
 —  | 
 23,979—24,000  | 
 —  | 
|
| Диаметр шатунных шеек | ||||
| 
 номинальная  | 
 51,97—51,96  | 
 47,955—47,965  | 
 51,97—51,96  | 
|
| 
 1-й ремонтный размер  | 
 51,70—51,71  | 
 47,705—47,715  | 
 51,70—51,71  | 
|
| 
 2-й ремонтный размер  | 
 51,45—51,46  | 
 47,455—47,465  | 
 51,45—51,46  | 
|
| 
 3-й ремонтный размер  | 
 51,20—51,21  | 
 47,205—47,215  | 
 51,20—51,21  | 
|
| 
 4-й ремонтный размер  | 
 50,95—50,96  | 
 46,955—46,965  | 
 50,95—50,96  | 
|
| Ширина шатунных шеек | ||||
| 
 номинальная  | 
 32,0—32,1  | 
 27,000—28,034  | 
 32,0—32,1  | 
|
| 
 ремонтный размер  | 
 до 32,30  | 
 до 28,30  | 
 до 32,30  | 
|
| 
 Параметр, мм 
 
 | 
 М 123.920, М 123.921 
 
 | 
 М 110.923
 
 | 
 М 110.984, М 110.988
 
 | 
 | 
| Диаметр коренных шеек | ||||
| 
 номинальный  | 
||||
  | 
 59,95—59,96  | 
|||
  | 
 *  | 
|||
  | 
 *  | 
|||
  | 
 *  | 
|||
  | 
 *  | 
|||
  | 
 *  | 
|||
| 
 1-й ремонтный размер  | 
 59,70—59,71  | 
|||
| 
 2-й ремонтный размер  | 
 59,45—59,46  | 
|||
| 
 3-й ремонтный размер  | 
 59,20—59,21  | 
|||
| 
 4-й ремонтный размер  | 
 58,95—58,96  | 
|||
| Ширина коренных шеек | ||||
| 
 номинальная  | 
 29,00—29,02  | 
|||
| 
 1-й ремонтный размер  | 
 29,00—29,02  | 
|||
| 
 2-й ремонтный размер  | 
 до 29,60  | 
|||
| 
 3-й ремонтный размер  | 
 до 29,60  | 
|||
| 
 4-й ремонтный размер  | 
 до 29,60  | 
|||
| Расстояние между опорными поверхностями упорных полуколец | ||||
| 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
||
| Диаметр шатунных шеек | ||||
| 
 номинальная  | 
 47,95—47,96  | 
|||
| 
 1-й ремонтный размер  | 
 47,70—47,71  | 
|||
| 
 2-й ремонтный размер  | 
 47,45—47,46  | 
|||
| 
 3-й ремонтный размер  | 
 47,20—47,21  | 
|||
| 
 4-й ремонтный размер  | 
 46,95—46,96  | 
|||
| Ширина шатунных шеек | ||||
| 
 номинальная  | 
 28,00—28,08  | 
|||
| 
 ремонтный размер  | 
 до 28,30  | 
|||
Вкладыши коренных и шатунных подшипников
Цвет маркировки вкладышей подшипников: синий или серый.
| 
 Характеристика  | 
 Значение  | 
| 
 Ширина вкладышей, мм  | 
|
| 
 Двигателей М 102 и М 115  | 
|
  | 
 33,80—33,90  | 
  | 
 34,40—34,60  | 
| 
 Двигателей М 110 и М 123  | 
|
  | 
 28,78—28,90  | 
  | 
 29,40—29,60  | 
Вкладыши для всех ступеней ремонта поставляются с превышением по ширине и должны быть доработаны по размеру перешлифованного подшипника.
| 
 | 
 Двигатели моделей М 102 выпуска с июля 1986 г. имеют толщину вкладышей коренных подшипников, увеличенную на 0,003 мм в целях уменьшения зазора и снижения шума при работе двигателя.  | 
Характеристики вкладышей коренных и шатунных подшипников
| 
 Параметр, мм  | 
 Модель двигателя
 
 | 
|||
| 
 М 115.938 
 
 | 
 М 102.920, М 102.939 
 
 | 
 М 102.980, М 102.982 
 
 | 
 М 115.954 
 
 | 
|
| Толщина вкладыша коренного подшипника | ||||
| 
 номинальная  | 
 2,25  | 
 2,25  | 
 2,25  | 
|
| 
 1-й ремонтный размер  | 
 2,37  | 
 2,37  | 
 2,37  | 
|
| 
 2-й ремонтный размер  | 
 2,50  | 
 2,50  | 
 2,50  | 
|
| 
 3-й ремонтный размер  | 
 2,62  | 
 2,62  | 
 2,62  | 
|
| 
 4-й ремонтный размер  | 
 2,75  | 
 2,75  | 
 2,75  | 
|
| Толщина вкладыша шатунного подшипника | ||||
| 
 номинальная  | 
 1,80  | 
 1,80  | 
||
| 
 1-й ремонтный размер  | 
 1,92  | 
 1,92  | 
||
| 
 2-й ремонтный размер  | 
 2,05  | 
 2,05  | 
||
| 
 3-й ремонтный размер  | 
 2,17  | 
 2,18  | 
 2,17  | 
|
| 
 4-й ремонтный размер  | 
 2,30  | 
 2,30  | 
||
| 
 Параметр, мм
 
 | 
 М 123.920, М 123.921 
 
 | 
 М 110.923
 
 | 
 М 110.984, М 110.988
 
 | 
 | 
| Толщина вкладыша коренного подшипника | ||||
| 
 номинальная  | 
 3,50  | 
|||
| 
 1-й ремонтный размер  | 
 3,63  | 
|||
| 
 2-й ремонтный размер  | 
 3,75  | 
|||
| 
 3-й ремонтный размер  | 
 3,88  | 
|||
| 
 4-й ремонтный размер  | 
 4,00  | 
|||
| Толщина вкладыша шатунного подшипника | ||||
| 
 номинальная  | 
 1,81  | 
|||
| 
 1-й ремонтный размер  | 
 1,93  | 
|||
| 
 2-й ремонтный размер  | 
 2,06  | 
|||
| 
 3-й ремонтный размер  | 
 2,18  | 
|||
| 
 4-й ремонтный размер  | 
 2,31  | 
|||
Маховик двигателя М 102
Маховик крепится восемью болтами. Установочное отверстие находится напротив сверления в коленчатом вале.
| 
 Характеристика  | 
 Значение  | 
| 
 Диаметр центрирующего буртика венца, мм  | 
 275,31—275,39  | 
| 
 Расстояние между рабочей поверхностью ведомого диска и опорной поверхностью кожуха сцепления, мм  | 
 22,5—22,6  | 
| 
 Расстояние между рабочей поверхностью ведомого диска и головкой болта крепления маховика, мм  | 
|
  | 
 16,6  | 
  | 
 15,5  | 
| 
 Неплоскостность рабочей поверхности ведомого диска сцепления, не более, мм  | 
 0,05  | 
| 
 Наружный диаметр рабочей поверхности ведомого диска сцепления, мм  | 
 222,0  | 
| 
 Наружный диаметр опорной поверхности кожуха сцепления, мм  | 
 253,0  | 
| 
 Диаметр стержня компенсационных болтов крепления маховика, мм  | 
|
  | 
 8,5  | 
  | 
 8,0  | 
| 
 Длина болта до головки, мм  | 
|
  | 
 22±0,2  | 
  | 
 22,5  |