Механизм газораспределения
Привод верхнерасположенных (SOHC и DOHC) распределительных валов осуществляется однорядной (двигатели М 102, М 123) или двухрядной (двигатели М 110 и М 115) цепью.
Напряжение цепи регулируется гидравлическим натяжным устройством с блокировкой.
Крышка привода распределительного вала из алюминиевого сплава.
Фазы газораспределения 
Расчет фаз газораспределения приведен при нулевом расчетном зазоре клапанов и высоте подъема клапана 2 мм.
В скобках приведена величина после пробега 20000 км.
| 
 Параметр, мм  | 
 Модель двигателя
 
 | 
|||
| 
 М 115.938 
 
 | 
 М 102.920, М 102.939 
 
 | 
 М 102.980, М 102.982 
 
 | 
 М 115.954 
 
 | 
|
| 
 Начало открытия впускного клапана до ВМТ такта впуска с опережением  | 
 14,0  | 
 11,0 (12,0)  | 
 11,0 (12,0)  | 
 14,0  | 
| 
 Закрытие впускного клапана после НМТ такта сжатия с запаздыванием  | 
 20,0  | 
 17,0 (18,0)  | 
 17,0 (18,0)  | 
 27,0  | 
| 
 Начало открытия выпускного клапана до НМТ рабочего хода с опережением  | 
 22,0  | 
 32,0 (31,0)  | 
 32,0 (31,0)  | 
 36,5  | 
| 
 Закрытие выпускного клапана после ВМТ такта выпуска с запаздыванием  | 
 12,0  | 
 13,0 (12,0)  | 
 13,0 (12,0)  | 
 18,50  | 
| 
 Маркировка распределительного вала  | 
 5  | 
 12  | 
 23  | 
 13  | 
| 
 Параметр, мм
 
 | 
 М 123.920, М 123.921 
 
 | 
 М 110.923
 
 | 
 М 110.984, М 110.988
 
 | 
 | 
| 
 Начало открытия впускного клапана до ВМТ такта впуска с опережением  | 
 15,0  | 
 7,0  | 
 7,0  | 
 | 
| 
 Закрытие впускного клапана после НМТ такта сжатия с запаздыванием  | 
 21,0  | 
 21,0  | 
 21,0  | 
 | 
| 
 Начало открытия выпускного клапана до НМТ рабочего хода с опережением  | 
 21,0  | 
 30,0  | 
 30,0  | 
 | 
| 
 Закрытие выпускного клапана после ВМТ такта выпуска с запаздыванием  | 
 11,0  | 
 12,0  | 
 12,0  | 
 | 
| 
 Маркировка распределительного вала  | 
 02  | 
  правого: 57
  | 
  71
  | 
 | 
Распределительные валы
Пяти- (двигатели М 102 и М 115) или семиопорный (двигатели М 110 и М 123) полый распределительный вал. Передний конец вала закрыт болтом крепления звездочки, а задний — стальной заглушкой. Масло в канал вала поступает через канавку и отверстие задней опоры и обеспечивает смазку опорного вала. На торце фланца крепления звездочки на вале выбита цифровая метка.
 Характеристики распределительных валов
Вытягивание распределительной цепи может быть компенсировано перемещением звездочки распределительного вала.
| 
 Характеристика  | 
 Значение  | 
| 
 Допустимое радиальное биение шеек распределительного вала, мм  | 
 0,025—0,030  | 
| 
 Чистота поверхности опоры подшипника распределительного вала, мкм  | 
 0,003  | 
| 
 Смещение звездочки распределительного вала, мм  | 
 Поправка  | 
| 
 0,7  | 
 6°  | 
| 
 0,9  | 
 8°  | 
| 
 1,1  | 
 9,5°  | 
| 
 1,3  | 
 11,5°  | 
Зазоры в механизме привода клапанов на холодном и горячем двигателе для впускных и выпускных клапанов приведены в таблице. На двигателях с гидравлической компенсацией зазора в приводе клапанов зазоры клапанов не регулируются.
Опоры подшипников не термообработаны. 1-я опора двигателя М 110 не шлифована, на нее устанавливается втулка.
| 
 Параметр, мм  | 
 Модель двигателя
 
 | 
|||
| 
 М 115.938 
 
 | 
 М 102.920, М 102.939 
 
 | 
 М 102.980, М 102.982 
 
 | 
 М 115.954 
 
 | 
|
| 
 На холодном двигателе  | 
||||
  | 
 0,10  | 
 0,15  | 
 0,15  | 
 0,10  | 
  | 
 0,20  | 
 0,20  | 
 0,20  | 
 0,20  | 
| 
 На прогретом двигателе ( t° масла 45—75°C)  | 
||||
  | 
 0,15  | 
 0,30  | 
 0,30  | 
 0,15  | 
| 
 Параметр, мм
 
 | 
 М 123.920, М 123.921 
 
 | 
 М 110.923
 
 | 
 М 110.984, М 110.988
 
 | 
 | 
| 
 На холодном двигателе  | 
||||
  | 
 0,10  | 
 0,10  | 
 0,10  | 
|
  | 
 0,20  | 
 0,25  | 
 0,25  | 
|
| 
 На прогретом двигателе ( t° масла 45—75°C)  | 
||||
  | 
 0,15  | 
 0,15  | 
 0,15  | 
|
Характеристики распределительных валов
| 
 Параметр, мм  | 
 Модель двигателя
 
 | 
|||
| 
  М 115.938 
 
 | 
  М 102.920, М 102.939 
 
 | 
 М 102.980, М 102.982 
 
 | 
 М 115.954 
 
 | 
|
| Опора 1 | ||||
| 
 Диаметр шейки вала  | 
||||
  | 
 34,959—34,975  | 
 31,934—31,950  | 
 34,959—34,975  | 
|
  | 
 34,859—34,875  | 
 *  | 
 34,859—34,875  | 
|
  | 
 34,709—34,725  | 
 32,434—32,450  | 
 34,709—34,725  | 
|
| 
 Диаметр отверстия опоры  | 
||||
  | 
 35,000—35,016  | 
 32,000—32,025  | 
 35,000—35,016  | 
|
  | 
 34,900—34,916  | 
 *  | 
 34,900—34,916  | 
|
  | 
 34,750—34,766  | 
 32,500—32,525  | 
 34,750—34,766  | 
|
| Опоры 2 и 3 | ||||
| 
 Диаметр шейки вала  | 
||||
  | 
 48,959—48,975  | 
 —  | 
 —  | 
 48,959—48,975  | 
  | 
 48,859—48,875  | 
 —  | 
 —  | 
 48,859—48,875  | 
  | 
 48,709—48,725  | 
 —  | 
 —  | 
 48,709—48,725  | 
| 
 Диаметр отверстия опоры  | 
||||
  | 
 49,000—49,016  | 
 —  | 
 —  | 
 49,000—49,016  | 
  | 
 48,900—48,916  | 
 —  | 
 —  | 
 48,900—48,916  | 
  | 
 48,750—48,766  | 
 —  | 
 —  | 
 48,750—48,766  | 
| Опора 4 | ||||
| 
 Диаметр шейки вала  | 
||||
  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
| 
 Диаметр отверстия опоры  | 
||||
  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
| Опора 5 | ||||
| 
 Диаметр шейки вала  | 
||||
  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
| 
 Диаметр отверстия опоры  | 
||||
  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
| Опора 6 | ||||
| 
 Диаметр шейки вала  | 
||||
  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
| 
 Диаметр отверстия опоры  | 
||||
  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
| Опора 7 | ||||
| 
 Диаметр шейки вала  | 
||||
  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
| 
 Диаметр отверстия опоры  | 
||||
  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
| 
 Параметр, мм 
 
 | 
 М 123.920, М 123.921 
 
 | 
 М 110.923
 
 | 
 М 110.984, М 110.988
 
 | 
|
| Опора 1 | ||||
| 
 Диаметр шейки вала  | 
||||
  | 
 34,93—34,95  | 
 23,98—23,99  | 
||
  | 
 34,83—34,85  | 
 *  | 
||
  | 
 34,68—34,70  | 
 *  | 
||
| 
 Диаметр отверстия опоры  | 
||||
  | 
 35,00—35,02  | 
 38,00—38,02*  | 
||
  | 
 34,90—34,92  | 
 *  | 
||
  | 
 34,75—34,77  | 
 *  | 
||
| Опоры 2 и 3 | ||||
| 
 Диаметр шейки вала  | 
||||
  | 
 48,93—48,95  | 
 49,93—49,94  | 
||
  | 
 48,83—48,85  | 
 49,68—49,70  | 
||
  | 
 48,68—48,70  | 
 49,43—49,45  | 
||
| 
 Диаметр отверстия опоры  | 
||||
  | 
 49,00—49,02  | 
 50,05—50,07  | 
||
  | 
 48,90—48,92  | 
 49,80—49,82  | 
||
  | 
 48,75—48,77  | 
 49,55—49,57  | 
||
| Опора 4 | ||||
| 
 Диаметр шейки вала  | 
||||
  | 
 49,93—49,95  | 
 49,93—49,95  | 
||
  | 
 49,83—49,85  | 
 49,68—49,70  | 
||
  | 
 49,69—49,70  | 
 49,43—49,45  | 
||
| 
 Диаметр отверстия опоры  | 
||||
  | 
 50,00—50,02  | 
 50,00—50,02  | 
||
  | 
 49,90—49,92  | 
 49,75—49,77  | 
||
  | 
 49,75—49,77  | 
 49,50—49,52  | 
||
| Опора 5 | ||||
| 
 Диаметр шейки вала  | 
||||
  | 
 —  | 
 51,42—51,44  | 
||
  | 
 —  | 
 51,17—51,19  | 
||
  | 
 —  | 
 50,92—50,94  | 
||
| 
 Диаметр отверстия опоры  | 
||||
  | 
 —  | 
 51,50—51,52  | 
||
  | 
 —  | 
 51,25—51,27  | 
||
  | 
 —  | 
 51,00—51,02  | 
||
| Опора 6 | ||||
| 
 Диаметр шейки вала  | 
||||
  | 
 —  | 
 52,92—52,94  | 
||
  | 
 —  | 
 52,67—52,69  | 
||
  | 
 —  | 
 52,47—52,49  | 
||
| 
 Диаметр отверстия опоры  | 
||||
  | 
 —  | 
 53,00—53,02  | 
||
  | 
 —  | 
 52,75—52,77  | 
||
  | 
 —  | 
 52,50—52,52  | 
||
| Опора 7 | ||||
| 
 Диаметр шейки вала  | 
||||
  | 
 —  | 
 53,92—53,94  | 
||
  | 
 —  | 
 53,67—53,69  | 
||
  | 
 —  | 
 53,43—53,45  | 
||
| 
 Диаметр отверстия опоры  | 
||||
  | 
 —  | 
 54,00—54,02  | 
||
  | 
 —  | 
 53,75—53,77  | 
||
  | 
 —  | 
 53,50—53,52  | 
||
*Втулка 1-й опоры имеет наружный диаметр 37,93—37,95 мм и внутренний диаметр 24,00—24,01 мм.
Гидравлическое натяжное устройство
Поршень толкателя под действием давления масла в смазочной системе двигателя и внутренней пружины постоянно воздействует на башмак натяжителя.
| 
 Характеристика  | 
 Значение  | 
| 
 Диаметр отверстия подачи масла, мм  | 
 1,1  | 
| 
 Диаметр масловыпускного отверстия, мм  | 
 1,2  |