| 1. Все детали следует 
            хорошо проверить. Если на деталях видны следы борозд, выемок или износа, 
            их необходимо заменить. Следует произвести следующую проверку поршней: | 
         
          |  | 2. Измерьте зазоры 
            поршневых колец в канавках по высоте, устанавливая кольца по очереди 
            в соответствующие канавки. Зазор между поверхностью кольца и поверхностью 
            канавки поршня определяется с помощью плоского щупа. Если зазор кольца 
            превышает 0.12 мм, значит изношены кольца или поршни. Номинальная 
            величина составляет 0.02–0.07 мм. | 
         
          |  | 3. Вставьте по порядку все поршневые 
            кольца с нижней стороны блока цилиндров в цилиндры. С помощью перевернутого 
            поршня кольца следует вдавить примерно на 15 мм вниз. При этом оба 
            края кольца следует сдвинуть, чтобы измерить зазор в замке кольца. | 
         
          | 4. Номинальные значения 
            указаны в Спецификациях. Граница износа также различна для различных 
            поршневых колец. | 
         
          |  | 5. При слишком малом зазоре (например, если 
            кольцо новое), края кольца следует сточить, для этого нужно зажать 
            напильник в тиски. При слишком большом зазоре в замке кольца соответствующее 
            кольцо следует заменить. | 
         
          | 6. Поршневые пальцы и втулки шатунов 
            следует проверить на износ и наличие стертых мест. Если хотя бы один 
            шатун непригоден, следует заменить весь комплект. | 
         
          | 7. Гайки шатунных подшипников должны 
            быть заменены. | 
         
          | 8. Шатуны следует проверить на изгиб 
            и скручивание в специальном приспособлении. | 
         
          | 9. Проверьте болты шатунов на наличие 
            повреждений и при необходимости замените. В данном случае применяются 
            растяжные болты, и их следует заменить такими же. | 
         
          | Сборка шатунно–поршневой группы | 
         
          |  | 10. Если снималось масляное сопло для охлаждения 
            поршня, его следует завернуть вместе с предохранительным клапаном 
            (27 Н м). Сопла расположены в нижней части цилиндров. | 
         
          | 11. Если заменяются поршни, следует 
            проверить, чтобы все поршни были одного типа. | 
         
          | 12. Нагрейте поршни до температуры 
            60°С (положите в горячую воду). Следует позаботиться о наличии подходящего 
            инструмента, который можно приставить к внутренней стороне поршневого 
            пальца. | 
         
          | 13. Вдавите пальцы от руки в нагретые 
            поршни и в шатуны. | 
         
          | 14. При сборке поршней и шатунов 
            следует выполнить следующее требование: 
 – Стрелка на днище поршня (или нарисованная или выбитая на новом поршне) 
            должна быть обращена к передней стороне двигателя.
 – Литые выступы на шатуне и крышке подшипника должны быть обращены 
            к шкиву.
 – Обозначения номеров цилиндров на шатунах и крышках подшипников должны 
            совпадать.
 | 
         
          |  | 15. Проверьте, чтобы после сборки поршень 
            мог свободно качаться на шатуне, если перемещать его в направлении 
            стрелки. | 
         
          | 16. С помощью плоскогубцев для поршневых 
            колец установите кольца в канавки по очереди. Оба компрессионных кольца 
            можно перепутать, а поэтому необходимо проверить их сечение перед 
            установкой. Кроме того, оба компрессионных кольца помечены с одной 
            стороны словом “Тор” или “Oben” и это обозначение после установки 
            кольца должно читаться сверху. | 
         
          | 17. Установите маслосъемное кольцо, 
            состоящее из трех частей, распределив равномерно замки. | 
         
          | Установка шатунно–поршневой группы | 
         
          | 18. Хорошо смажьте цилиндры. | 
         
          | 19. Разложите все шатуны согласно 
            номерам цилиндров. Литые выступы на шатунах и крышках подшипников 
            должны быть обращены к шкиву коленчатого вала. | 
         
          | 20. Стрелки на днище поршней должны 
            указывать на переднюю сторону двигателя. | 
         
          | 21. Расположите замки поршневых 
            колец на одинаковом расстоянии по окружности поршня, т.е. через 120°. | 
         
          |  | 22. Расположите стяжную ленту для поршневых 
            колец, как изображено на иллюстрации и вдавите поршневые кольца в 
            канавки. Проверьте, чтобы они были хорошо вдавлены. | 
         
          | 23. Наденьте короткие отрезки резиновых 
            или пластмассовых трубок на шпильки шатуна, чтобы не поцарапать цилиндры. | 
         
          | 24. Проверните коленчатый вал, чтобы 
            две шейки вала находились в положении НМТ. | 
         
          | 25. Вдвиньте шатун в цилиндр сверху. 
            Двигатель для этого нужно положить набок, чтобы можно было подвести 
            шатуны к шейкам подшипников и не поцарапать при этом цилиндры или 
            шатунные шейки. Вкладыш шатунного подшипника уже должен при этом находиться 
            в шатуне, выступом в выемке. | 
         
          | 26. Вдвиньте поршень, пока кольца 
            одно за другим не вдвинутся в цилиндр, а основание шатуна сядет на 
            шейку коленчатого вала. При этом не поцарапайте шейку подшипника. | 
         
          | 27. Уложите вкладыш второго подшипника 
            в крышку, хорошо смажьте вкладыш, оденьте крышку на шпильки шатуна 
            и слегка забейте. Отрезки резиновых трубок нужно предварительно снимите. 
            Обязательно следует обратить внимание на то, чтобы литые выступы на 
            шатуне и крышке шатунного подшипника совпадали, иначе в последний 
            момент можно сделать ошибку. | 
         
          | 28. Смажьте поверхности прилегания 
            гаек на крышках шатунных подшипников маслом. | 
         
          | 29. Затяните гайки крышек шатунных 
            подшипников попеременно моментом 30 Нм и из этого положения дотяните 
            еще на 90°, т.е. на четверть оборота. | 
         
          |  | 30. После затягивания шатунных подшипников 
            следует еще раз осмотреть каждый подшипник. Из опыта известно, что 
            дефекты шатунных подшипников иногда проявляются после окончания ремонта, 
            когда крышка подшипника и шатун не стянуты безупречно. Цифрой 1 на 
            иллюстрации обозначены оба вышеупомянутых литых выступа, а цифрой 
            2 – обозначения крышки шатунного подшипника и шатуна, в данном случае 
            для второго цилиндра. Указанные метки должны располагаться на всех 
            шатунах друг напротив друга. Такую проверку следует обязательно произвести 
            перед закрыванием картера двигателя. | 
         
          | 31. После установки шатунов коленчатый 
            вал нужно несколько раз провернуть, чтобы определить, нет ли заеданий. 
            Если есть, нужно еще раз проверить, находятся ли поршни в правильном 
            положении, т.е. стрелки на днищах должны быть направлены вперед (в 
            сторону шкива). | 
         
          |  | 32. С помощью измерительного щупа проверьте 
            боковой зазор шатуна к щеке коленчатого вала. При этом следует надавить 
            шатунный подшипник вправо, чтобы измерить зазор измерительным щупом. 
            Это осевой зазор подшипника шатуна, и он не должен превышать 0.37 
            мм. Установите поддон картера. Момент затяжки болтов крепления для них различный.
 | 
         
          | 33. С передней стороны двигателя 
            ослабьте болты шкива коленчатого вала (демпфера крутильных колебаний), 
            удерживая маховик. | 
         
          | 34. На автомобилях с автоматической 
            трансмиссией отверните приводной диск описанным выше способом. | 
         
          | 35. Снимите головку цилиндров вместе 
            с впускным трубопроводом и выпускным коллектором. Некоторые детали 
            снимаются уже при снятии двигателя (в зависимости от его типа). | 
         
          | 36. Отверните шкив от насоса охлаждающей 
            жидкости и нижнюю крышку зубчатого ремня. | 
         
          | 37. Пометьте направление вращения 
            зубчатого ремня краской с внешней стороны. | 
         
          | 38. После ослабления гайки натяжения 
            ремня снимите зубчатый ремень с шестерен привода и натяжителя. Распределительный 
            вал (валы) после этого нельзя проворачивать. | 
         
          | 39. Отверните поддон картера. | 
         
          | 40. Снимите масляный насос. | 
         
          | 41. Если необходимо, снимите только 
            коленчатый вал, поршни и шатуны можно оставить в блоке цилиндров. 
            В противном случае нужно снимите поршни и шатуны. Если поршни и шатуны 
            остаются в блоке, следует пометить по порядку крышки шатунных подшипников, 
            снимите их и храните вместе с вкладышами подшипников. Не забывать, 
            что поврежденные растяжные болты следует обязательно заменить. | 
         
          |  | 42. Установите стрелочный измеритель (индикатор) 
            на штативе к передней стороне блока цилиндров или закрепите его с 
            помощью магнитного крепления на блоке цилиндров, приставив измерительный 
            щуп к коленчатому валу. С помощью отвертки надавите коленчатый вал 
            в одну сторону, установите стрелочный измеритель на ноль и надавите 
            вал в другую сторону. Стрелочный измеритель покажет осевой зазор коленчатого 
            вала и эту величину следует записать. Если она превышает 0.25 мм, 
            это должно быть учтено при сборке. Вкладыши средних подшипников снабжены 
            регулировочными полукольцами, определяющими осевой зазор. | 
         
          |  | 43. Если нет в наличии стрелочного измерителя, 
            зазор можно измерить на среднем подшипнике между фланцем подшипника 
            и поверхностью коленчатого вала при помощи измерительного щупа лезвийного 
            типа. Для проверки измерительным щупом (толщиной не более 0.25 мм), 
            вал необходимо отжать в одну сторону. | 
         
          | 44. Отверните болты крепления уплотнительного 
            фланца на передней стороне двигателя и снимите фланец с прокладкой. | 
         
          | 45. Снимите промежуточную пластину 
            двигателя, отверните болты фланца сальника и снимите фланец с сальником. 
            Промежуточная пластина направляется с помощью направляющих втулок. | 
         
          | 46. Ослабьте постепенно крест–накрест 
            болты крышек подшипников коленчатого вала и снимите их по порядку. 
            Проверьте, чтобы номера крышек были хорошо видны. Крышка №1 расположена 
            со стороны шкива. | 
         
          | 47. Снимите вкладыши подшипников 
            и коренных шеек и храните их вместе с соответствующими крышками подшипников. 
            Следует иметь ввиду, что одни вкладыши снабжены смазочными канавками, 
            а другие – нет. | 
         
          | 48. Осторожно извлечь коленчатый 
            вал из картера двигателя. | 
         
          | 49. Выньте оставшиеся вкладыши из 
            картера двигателя и храните их вместе с другими вкладышами и крышками 
            подшипников. Эти вкладыши снабжены смазочными каналами и при сборке 
            должны быть снова установлены в картер двигателя. | 
         
          | 50. Снимите нижние полукольца на 
            среднем подшипнике. Их следует пометить на боковой стороне. |