Системы охлаждения и отопления
| ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Общая информация
| Отворачивание пробки расширительного бачка (двигатель 2.0 л) |
Расширительный бачок двигателя 2.4 л |
|
Двигатель оснащен циркуляционной системой охлаждения. Для циркуляции охлаждающей жидкости служит лопастный водяной насос. Система охлаждения работает с отдельным расширительным бачком.
Система охлаждения осуществляет отвод избыточного тепла, возникающего при работе двигателя, в окружающую среду. Часть энергии сгорания топлива в двигателе выделяется в форме тепла. Это тепло в состоянии в кратчайшее время нагреть двигатель до такой температуры, которая может вывести его из строя. Часть этого тепла используется для отопления салона автомобиля. Благодаря соответствующему размещению трубопроводов, теплообменника (радиатора) и термостата достигается быстрый прогрев системы.
Термостат осуществляет регулирование температуры охлаждающей жидкости в двигателе и теплообменнике внутренней системы отопления в зависимости от теплового состояния двигателя.
Начиная с определенной температуры, термостат подключает радиатор к контуру циркуляции охлаждающей жидкости. При дальнейшем возрастании температуры жидкости включается вентилятор, направляющий поток воздуха через радиатор и, обеспечивает, таким образом, дополнительное охлаждение циркулирующей жидкости.
Замена охлаждающей жидкости
(Обращайтесь к Главе Текущий уход и обслуживание)
Охлаждающая жидкость
На заводе–изготовителе система заполняется охлаждающей жидкостью, которая не должна меняться в течение года.
При приготовлении охлаждающей жидкости необходимо выдерживать определенное соотношение антифриза и воды. Как уже упоминалось, необходимо применять охлаждающую жидкость, рекомендуемую фирмой Opel, так как ее химический состав специально разработан для двигателя данного автомобиля. Объемы эксплуатационных жидкостей приведены в Спецификациях. Жидкость защищает систему до температуры наружного воздуха – 40° С.
Спецификации
Замечание
Отдельные характеристики приведены также в тексте Главы
Двигатель 2.4 л до середины 1995 г. выпуска
| Конструктивные особенности |
Закрытого типа, с насосом центробежного типа, с термостатическим
регулированием. Имеет расширительный бачок, электровентилятор с вязкостной
муфтой, включаемой термовыключателем
|
| Количество заливаемой жидкости |
7.2 л |
| Охлаждающая жидкость : – до температуры – 10° С – до температуры – 20° С – до температуры – 30° С – до температуры – 40° С |
5.7 л воды; 1.5 л антифриза 4.7 л воды; 2.5 л антифриза 4.0 л воды; 3.2 л антифриза 3.4 л воды; 3.8 л антифриза |
| Тип радиатора |
С поперечным потоком
|
| Охлаждающая площадь |
2000 см2
|
| Вентилятор охлаждения | |
| Привод |
Через вязкостную муфту
|
| Количество лопастей |
5 асимметрично–расположенных
|
| Пробка расширительного бачка | |
| Обозначение |
123
|
| Давление открытия |
1.20 – 1.35 бар
|
| Температура кипения |
123° С
|
| Термостат | |
| Температура открытия |
92° С
|
| Полностью открыт |
107° С
|
| Приводной ремень | |
| Длина |
Длина зависит от оборудования и расположения
|
| Приводной ремень генератора: – длина – ширина – натяжение ремня: – нового – бывшего в употреблении |
925 мм 9.5 мм 450 Н 250 – 300 Н |
| Ремень привода насоса гидроусилителя |
Указывайте номер двигателя и год выпуска
|
Двигатель 2.0 л с середины 1995 г. выпуска
| Конструктивные особенности |
Закрытого типа, с насосом центробежного типа, с термостатическим
регулированием. Имеет расширительный бачок, электровентилятор, включаемый
термовыключателем
|
| Количество заливаемой жидкости |
8.3 л
|
| Охлаждающая жидкость : – до температуры – 10° С – до температуры – 20° С – до температуры – 30° С – до температуры – 40° С |
6.6 л воды; 1.7 л антифриза 5.5 л воды; 2.8 л антифриза 4.6 л воды; 3.7 л антифриза 4.0 л воды; 4.3 л антифриза |
| Тип радиатора |
С поперечным потоком
|
| Охлаждающая площадь |
2532 см2
|
|
Вентилятор охлаждения
| |
| Привод |
Электровентилятор
|
| Количество лопастей |
6 асимметрично–расположенных
|
| Диаметр |
383 мм
|
| Пробка расширительного бачка | |
| Обозначение |
123
|
| Давление открытия |
1.2 – 1.5 бар
|
| Температура кипения |
123° С
|
| Термовыключатель | |
| Место установки |
В шланге подвода жидкости
|
| Включает при |
100° С
|
| Выключает при |
95° С
|
| Термостат | |
| Температура открытия |
92° С
|
| Полностью открыт |
107° С
|
| Длина |
зависит от оборудования и расположения
|
| Длина: – стандартное исполнение – с кондиционером |
1725 мм 2050 мм |
| Ширина: – все исполнения |
21.36 мм
|
| Натяжение |
Автоматическое
|
Двигатель DOHC 2.2 л
| Конструктивные особенности |
Закрытого типа, с насосом центробежного типа, с термостатическим
регулированием. Имеет расширительный бачок, электровентилятор, включаемый
термовыключателем
|
| Количество заливаемой жидкости |
8.3 л
|
| Охлаждающая жидкость : – до температуры – 10° С – до температуры – 20° С – до температуры – 30° С – до температуры – 40° С |
6.6 л воды; 1.7 л антифриза 5.5 л воды; 2.8 л антифриза 4.6 л воды; 3.7 л антифриза 4.0 л воды; 4.3 л антифриза |
| Тип радиатора |
С поперечным потоком
|
| Охлаждающая площадь |
2532 см2
|
| Вентилятор охлаждения | |
| Привод |
Электровентилятор
|
| Количество лопастей |
6 асимметрично–расположенных
|
| Диаметр |
383 мм
|
| Пробка расширительного бачка | |
| Обозначение |
123
|
| Давление открытия |
1.2 – 1.5 бар
|
| Температура кипения |
123°С
|
| Термостат | |
| Температура открытия |
92° С
|
| Полностью открыт |
107° С
|
| Термовыключатель | |
| Место установки |
В шланге подвода жидкости
|
| Включает |
при 100° С
|
| Выключает |
при 95° С
|
| Приводной ремень | |
| Длина |
зависит от оборудования и расположения
|
| Длина: – стандартное исполнение – с кондиционером |
1725 мм 2050 мм |
| Ширина: – все исполнения |
21.36 мм |
| Натяжение |
Автоматическое
|
Двигатель 2.4 л до середины 1995 г. выпуска
| Конструктивные особенности |
Закрытого типа, с насосом центробежного типа, с термостатическим
регулированием. Имеет расширительный бачок, вентилятор с вязкостной муфтой
|
| Количество заливаемой жидкости |
7.8 л
|
| Охлаждающая жидкость : – до температуры – 10° С – до температуры – 20° С – до температуры – 30° С – до температуры – 40° С |
6.2 л воды; 1.6 л антифриза 5.1 л воды; 2.7 л антифриза 4.4 л воды; 3.4 л антифриза 3.7 л воды; 4.1 л антифриза |
| Тип радиатора |
С поперечным потоком
|
| Охлаждающая площадь |
2000 см2
|
| Вентилятор охлаждения | |
| Привод |
Вязкостная муфта
|
| Количество лопастей |
5 асимметрично–расположенных
|
| Диаметр |
420 мм
|
| Пробка расширительного бачка | |
| Обозначение |
Синяя
|
| Давление открытия |
1.2 – 1.3 бар
|
| Температура кипения |
125°С
|
| Термостат | |
| Температура открытия |
92° С
|
| Полностью открыт |
107° С
|
| Обозначение |
92/107
|
| Приводной ремень | |
| Длина |
зависит от оборудования и расположения
|
| Ремень привода генератора – длина ремня – ширина ремня – натяжение ремня: нового бывшего в употреблении |
888 мм 9.5 мм 450 Н 250 – 300 Н |
| Ремень привода насоса гидроусилителя: – длина ремня – ширина ремня – натяжение ремня: |
813 мм 9.5 мм См. выше |
| Ремень привода насоса гидроусилителя: – длина ремня – ширина ремня – натяжение ремня: |
813 мм 9.5 мм См. выше |
| При наличии кондиционера: – длина ремня – ширина ремня – натяжение ремня: |
960 мм 9.5 мм См. выше |
Усилия затягивания резьбовых соединений
Моменты затяжки крепежа приведены также в тексте Главы.
|
Двигатель OHC 2.0 л до 1995 г. выпуска | |
| Консоль насоса/компрессора к двигателю |
40
|
| Корпус термостата к головке цилиндров |
15
|
| Водяной насос к блоку цилиндров |
25
|
|
Двигатель OHC 2.0 л с середины 1995 г. выпуска
| |
| Консоль компрессора, задние болты |
18
|
| Консоль крепления компрессора к балке агрегата |
35
|
| Насос охлаждающей жидкости к блоку цилиндров |
25
|
| Датчик температуры охлаждающей жидкости к шлангу |
11
|
| Датчик температуры охлаждающей жидкости в корпусе термостата |
10
|
|
Корпус термостата к блоку цилиндров |
15
|
|
Двигатель DOHC 2.2 л
| |
| Консоль компрессора, задние болты |
18
|
| Консоль компрессора, передние болты |
35
|
| Консоль крепления компрессора к балке агрегата |
35
|
| Насос охлаждающей жидкости к блоку цилиндров |
25
|
| Датчик температуры охлаждающей жидкости к шлангу |
11
|
| Датчик температуры охлаждающей жидкости в корпусе термостата |
10
|
| Корпус термостата к блоку цилиндров |
15
|
|
Двигатель 2.4 л
| |
| Болты крепления компрессора (кондиционер) |
50
|
| Зажимной болт регулировочного болта компрессора |
45
|
| Болты крепления насоса охлаждающей жидкости |
15
|
| Гайка механизма натяжения клинового ремня насоса охлаждающей жидкости |
25
|
| Термодатчик |
10
|
|
Двигатель OHC 2.0 л до 1995 г. выпуска
| |
| Стартер, со стороны коробки передач |
75
|
| Стартер, со стороны двигателя |
45
|
| Впускной трубопровод к блоку цилиндров |
22
|
| Выпускной коллектор к блоку цилиндров |
22
|
| Направляющая втулка выжимного подшипника к коробке передач |
22
|
| Генератор к консоли |
25
|
| Коробка передач к двигателю |
75
|
| Консоль генератора к блоку цилиндров |
40
|
| Держатель опоры двигателя к коробке передач |
60 (новая стопорная пластина)
|
| Держатель опоры двигателя к коробке передач |
60
|
| Опора двигателя к продольной балке |
65
|
| Опора двигателя к балке переднего моста |
40
|
| Крышка подшипника распределительного вала |
8
|
| Консоль насоса/компрессора к двигателю |
40
|
| Маслопровод к блоку цилиндров |
6 (на герметик)
|
| Задняя крышка .зубчатого ремня |
6
|
| Шкив коленчатого вала к зубчатому колесу механизма распределения |
20
|
| Болты крепления крышек коренных подшипников 60 + 40 до 50° (болты замените) Болты крепления крышек подшипников распределительного вала |
45
|
| Болты крепления крышек шатунных подшипников 1 прием 2 прием доверните |
35 45° (применяйте новые болты) |
| Пробка отверстия для слива масла |
45
|
| Датчик указателя давления масла к масляному насосу |
30
|
| Поддон картера к блоку цилиндров |
8 (на герметике)
|
| Поддон картера к блоку цилиндров (вулканизация) |
15 (на герметике)
|
| Маслопровод к масляному насосу |
8
|
| Насос гидроусилителя к блоку цилиндров |
30
|
| Маховик к коленчатому валу |
65 (болты всегда заменяются)
|
| Опора к генератору |
25
|
| Опора стартера к блоку цилиндров |
15
|
| Корпус термостата к головке цилиндров |
15
|
| Глушитель к фланцу приемной трубы |
25
|
| Передняя крышка зубчатого ремня |
4
|
| Масляный насос к блоку цилиндров |
25
|
| Зубчатое колесо к коленчатому валу: – 1 прием – 2 прием |
130 доверните на угол 40 – 50° |
| Натяжной ролик к масляному насосу |
25
|
| Свеча зажигания |
25
|
| Болты крепления головки цилиндров: – 1 прием – 2 прием – 3 прием – 4 прием |
25 Доверните на 90° Доверните на 90° Доверните на 90° |
| Топливный трубопровод к впускному трубопроводу |
8
|
| Кабель массы к головке цилиндров |
20
|
| Масляный фильтр |
15
|
| Жгут кабелей к корпусу подшипников распределительного вала |
8
|
| Жгут кабелей к крышке зубчатого ремня |
4
|
|
Двигатель OHC 2.0 л с середины 1995 г. выпуска
| |
| Стартер к блоку цилиндров |
60
|
| Впускной трубопровод к головке цилиндров |
22
|
| Выпускной коллектор к блоку цилиндров |
22
|
| Приводной фланец к коленчатому валу (автоматическая трансмиссия) |
60
|
| Демпфер крутильных колебаний к коленчатому валу |
20
|
| Фланец вентиляции картера к блоку цилиндров |
25
|
| Звездочка датчика угловой скорости к коленчатому валу |
13
|
| Консоль дополнительного агрегата к блоку цилиндров |
35
|
| Опора стартера к блоку цилиндров |
25
|
| Кронштейн крепления генератора к блоку цилиндров |
35
|
| Труба маслоприемника к блоку цилиндров |
6
|
| Насос гидроусилителя к балке силового агрегата |
25
|
| Консоль компрессора, задние болты |
18
|
| Задняя крышка зубчатого ремня к масляному насосу и корпусу подшипников распределительного вала |
6
|
| Держатель кабеля к корпусу подшипников распределительного вала |
8
|
| Канал кабелей к передней крышке зубчатого ремня |
4
|
| Натяжной ролик клинового ремня к балке дополнительного агрегата |
35
|
| Датчик детонации к блоку цилиндров |
25
|
| Консоль крепления компрессора к балке агрегата |
35
|
| Топливная распределительная магистраль к выпускному коллектору |
8
|
| Насос охлаждающей жидкости к блоку цилиндров |
25
|
| Датчик температуры охлаждающей жидкости к шлангу |
11
|
| Датчик температуры охлаждающей жидкости в корпусе термостата |
10
|
| Датчик угловой скорости коленчатого вала в блоке цилиндров |
6
|
| Болты крепления крышек коренных подшипников |
50 НЧм + 45° + 15°
|
| Мост подшипников и маслоуспокоительный лист к блоку цилиндров |
20
|
| Датчик кислорода в глушителе |
30
|
| Опора насоса гидроусилителя к блоку цилиндров |
20
|
| Кабель массы к блоку цилиндров |
20
|
| Опора двигателя задняя к коробке передач |
80
|
| Опора двигателя задняя к поперечине |
50
|
| Опора двигателя передняя к балке двигателя |
85
|
| Опора двигателя передняя к шасси |
50
|
| Балка к блоку цилиндров |
60
|
| Кронштейн двигателя к коробке передач и блоку цилиндров |
40
|
| Грузоподъемная проушина к корпусу подшипников распределительного вала |
15
|
| Крышка к корпусу подшипников распределительного вала |
8
|
| Зубчатое колесо распределительного вала к валу |
45
|
| Пробка отверстия для слива масла в поддоне картера |
55
|
| Труба маслоприемника к масляному насосу |
8
|
| Датчик указателя давления масла к масляному насосу |
40
|
| Масляный фильтр к масляному насосу |
15
|
| Держатели масляного радиатора к радиатору |
25
|
| Масляный насос к блоку цилиндров |
6
|
| Крышка масляного насоса к насосу |
6
|
| Поддон картера к масляному насосу и блоку цилиндров: – до 1997 г. выпуска – с 1997 г. выпуска |
15 20 |
| Крышка шатунного подшипника к шатуну: – 1 прием – 2 прием – 3 прием |
35 Доверните на 45° Доверните на 15° |
| Болты крепления защитного листа поддона картера |
57
|
| Маховик к коленчатому валу: – 1 прием – 2 прием – 3 прием |
65 Доверните на 30° Доверните на 15° |
| Подкос к выпускному коллектору и генератору |
18
|
| Опора к впускному трубопроводу и генератору |
18
|
| Корпус термостата к блоку цилиндров |
15
|
| Редукционный клапан к масляному насосу |
30
|
| Вакуумный трубопровод усилителя тормоза к впускному трубопроводу |
20
|
| Нижний болт крепления генератора к консоли |
35
|
| Передняя крышка зубчатого ремня к задней |
4
|
| Передние болты крепления компрессора к балке агрегата |
35
|
| Приемная труба с каталитическим нейтрализатором к выпускному коллектору и глушителю |
25
|
| Теплозащитный лист к выпускному коллектору Теплозащитный лист к головке цилиндров |
30
|
| Зубчатое колесо к коленчатому валу: 1 прием 2 прием |
130 Доверните на 40 – 50° |
| Натяжной ролик зубчатого ремня к масляному насосу |
25
|
| Свечи зажигания |
25
|
| Маховик к коленчатому валу: – 1 прием – 2 прем – 3 прием |
65 Доверните на 45° Доверните на 15° |
| Головка к блоку цилиндров: – 1 прием – 2 прием – 3 прием – 4 прием |
25 Доверните на 90° Доверните на 90° Доверните на 90° |
|
Двигатель DOHC 2.2 л
| |
| Стартер к блоку цилиндров |
60
|
| Впускной трубопровод к головке цилиндров |
22
|
| Выпускной коллектор к блоку цилиндров |
22
|
| Приводной фланец к коленчатому валу (автоматическая трансмиссия) |
60
|
| Модуль зажигания к адаптеру |
8
|
| Демпфер крутильных колебаний к коленчатому валу |
20
|
| Фланец вентиляции картера к блоку цилиндров |
25
|
| Звездочка датчика угловой скорости к коленчатому валу |
13
|
| Консоль дополнительного агрегата к блоку цилиндров |
35
|
| Опора стартера к блоку цилиндров |
25
|
| Кронштейн крепления генератора к блоку цилиндров |
35
|
| Труба маслоприемника к блоку цилиндров |
6
|
| Насос гидроусилителя к балке силового агрегата |
25
|
| Консоль компрессора, задние болты |
18
|
| Консоль компрессора, передние болты |
35
|
| Задняя крышка зубчатого ремня к масляному насосу и корпусу подшипников распределительного вала |
6
|
| Держатель кабеля к корпусу подшипников распределительного вала |
8
|
| Канал кабелей к передней крышке зубчатого ремня |
4
|
| Натяжной ролик клинового ремня к балке дополнительного агрегата |
35
|
| Датчик детонации к блоку цилиндров |
20
|
| Консоль крепления компрессора к балке агрегата |
35
|
| Топливная распределительная магистраль к выпускному коллектору |
8
|
| Насос охлаждающей жидкости к блоку цилиндров |
25
|
| Датчик температуры охлаждающей жидкости к шлангу |
11
|
| Датчик температуры охлаждающей жидкости в корпусе термостата |
10
|
| Датчик угловой скорости коленчатого вала в блоке цилиндров |
6
|
| Болты крепления крышек коренных подшипников |
50 Нм + 45° + 15°
|
| Мост подшипников и маслоуспокоительный лист к блоку цилиндров |
20
|
| Датчик кислорода в глушителе |
30
|
| Опора насоса гидроусилителя к блоку цилиндров |
20
|
| Кабель массы к блоку цилиндров |
20
|
| Опора двигателя задняя к коробке передач |
80
|
| Опора двигателя задняя к поперечине |
50
|
| Опора двигателя передняя к балке двигателя |
85
|
| Опора двигателя передняя к шасси |
50
|
| Балка к блоку цилиндров |
60
|
| Кронштейн двигателя к коробке передач и блоку цилиндров |
40
|
| Грузоподъемная проушина к корпусу подшипников распределительного вала |
15
|
| Корпус подшипников распределительного вала |
8
|
| Крышка к корпусу подшипников распределительного вала |
8
|
| Зубчатое колесо распределительного вала к валу |
45
|
| Пробка отверстия для слива масла в поддоне картера |
45
|
| Труба маслоприемника к масляному насосу |
8
|
| Датчик указателя давления масла к масляному насосу |
40
|
| Масляный фильтр к масляному насосу |
15
|
| Держатели масляного радиатора к радиатору |
25
|
| Масляный насос к блоку цилиндров |
6
|
| Крышка масляного насоса к насосу |
6
|
| Поддон картера к масляному насосу и блоку цилиндров: – до 1997 г. выпуска – с 1997 г. выпуска |
15 20 |
| Крышка шатунного подшипника к шатуну: – 1 прием – 2 прием – 3 прием |
35 Доверните на 45° Доверните на 15° |
| Болты крепления защитного листа поддона картера |
57
|
| Маховик к коленчатому валу: – 1 прием – 2 прием – 3 прием |
65 Доверните на 30° Доверните на 15° |
| Подкос к выпускному коллектору и генератору |
18
|
| Опора к впускному трубопроводу и генератору |
18
|
| Корпус термостата к блоку цилиндров |
15
|
| Редукционный клапан к масляному насосу |
30
|
| Вакуумный трубопровод усилителя тормоза к впускному трубопроводу |
20
|
| Передняя крышка зубчатого ремня к задней |
4
|
| Приемная труба с каталитическим нейтрализатором к выпускному коллектору и глушителю |
25
|
| Теплозащитный лист к выпускному коллектору Теплозащитный лист к головке цилиндров |
30
|
| Зубчатое колесо к коленчатому валу: – 1 прием – 2 прием |
130 Доверните на 40 – 50° |
| Нижний болт крепления генератора к консоли |
35
|
| Натяжной ролик зубчатого ремня к масляному насосу |
25
|
| Свечи зажигания |
25
|
| Маховик к коленчатому валу: – 1 прием – 2 прем – 3 прием |
65 Доверните на 45° Доверните на 15° |
| Головка к блоку цилиндров: – 1 прием – 2 прием – 3 прием – 4 прием |
25 Доверните на 90° Доверните на 90° Доверните на 90° |
|
Двигатель 2.4 л
| |
| Болты крепления насоса гидроусилителя |
25
|
| Болты крепления компрессора (кондиционер) |
50
|
| Держатели генератора |
25
|
| Зажимной болт регулировочного болта компрессора |
45
|
| Зажимной болт, насос гидроусилителя к регулировочному болту (при кондиционере) |
40
|
| Зажимной болт, насос гидроусилителя к регулировочному болту (без кондиционера) |
25
|
| Контргайка регулировочного болта клинового ремня |
40
|
| Датчик кислорода |
30
|
| Болт проушины, регулировочный болт клинового ремня |
25
|
| Болты крепления натяжителя цепи распределительного вала |
50
|
| Болты крепления выпускного коллектора |
35
|
| Болт крепления колеса коленчатого вала |
120
|
| Болты крепления корзины сцепления |
22
|
| Болты крепления коренных подшипников |
120
|
| Опора двигателя к продольной балке |
52
|
| Опора двигателя к балке |
85
|
| Болты крепления зубчатого колеса распределительного вала |
25
|
| Поддон картера |
8
|
| Болты крепления крышки шатунного подшипника |
43
|
| Болты крепления маховика |
60
|
| Болты крепления корпуса механизма распределения |
15
|
| Болты крепления зубчатого колеса привода механизма распределения |
25
|
| Болты крепления насоса охлаждающей жидкости |
15
|
| Болты крепления головки цилиндров к корпусу механизма распределения |
25
|
| Гайка механизма натяжения клинового ремня насоса охлаждающей жидкости |
25
|
| Штифт коромысла привода клапана |
40
|
| Термодатчик |
10
|
| Свечи зажигания |
40
|
| Болты крепления головки цилиндров: – 1 прием – 2 прием |
60 90 + 35° |

