3.2. Двигатель DOHC
3.2.1. Техническая характеристика
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Двигатель – бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный, водяного охлаждения, имеет два распределительных вала в головке блока цилиндров, установлен продольно впереди автомобиля.
ДВИГАТЕЛЬ
Основные параметры
Двигатель |
2,0 DОНС
|
2,0 DОНС
|
2,0 DОНС
|
2,0 DОНС
|
Тип двигателя |
N8B
|
N8D
|
N9B
|
N9D
|
Диаметр цилиндра, (мм) |
86,00
|
86,00
|
86,00
|
86,00
|
Ход поршня, (мм) |
86,00
|
86,00
|
86,00
|
86,00
|
Объем, (см3) |
1998
|
1998
|
1998
|
1998
|
Степень сжатия |
10,3
|
10,3
|
10,3
|
10,3
|
Давление сжатия, (МПа) |
1,1 – 1,3
|
1,1 – 1,3
|
1,1 – 1,3
|
1,1 – 1,3
|
Номинальная мощность: | ||||
– кВт при об/мин |
77 при 5600
|
80 при 5600
|
92 при 5500
|
88 при 5500
|
– л.с. при об/мин |
105 при 5600
|
109 при 5600
|
125 при 5500
|
120 при 5500
|
Максимальный крутящий момент, (Нм при об/мин) |
168 при 3000
|
174 при 3000
|
168 при 3000
|
171 при 2500
|
ГОЛОВКА БЛОКА ЦИЛИНДРОВ
Головка выполнена из специального алюминиевого сплава и имеет стальные вставные седла клапанов.
Перешлифование нижней плоскости головки блока цилиндров не предусмотрено.
Обозначение |
20
|
Диаметры отверстий гнезд подшипников распределительного вала |
26,000 – 26,030 мм
|
Прокладка головки блока цилиндров
Марка: Reinz.
Направляющие клапанов
Направляющие клапанов выполнены из чугуна и запрессованы в головке блока цилиндров
под углом 20°.
Номинальный диаметр: 7,063–7,094 мм.
Клапана
Клапана установлены в головке блока цилиндров и наклонены под углом 20° к оси
цилиндра и приводятся в действие от кулачков распределительных валов через гидравлические
толкатели. Рабосий зазор клапанов регулируется автоматически.
Размеры клапанов
Клапан впускной: | |
– длина клапана |
108,24 – 108,70 мм
|
– диаметр тарелки |
42,50 – 42,70 мм
|
– диаметр стержня: | |
номинальный |
7,025 – 7,043 мм
|
ремонтный размер +0,2 |
7,225 – 7,243 мм
|
ремонтный размер +0,4 |
7,425 – 7,443 мм
|
ремонтный размер +0,6 |
7,625 – 7,643 мм
|
ремонтный размер +0,8 |
7,825 – 7,843 мм
|
– зазор стержня в направляющей |
0,020 – 0,069 мм
|
– угол рабочей фаски |
90°
|
Клапан выпускной: | |
Длина клапана |
108,71 – 109,17 мм
|
– диаметр тарелки |
37,90 – 38,10 мм
|
– диаметр стержня | |
номинальный |
6,999 – 7,017 мм
|
ремонтный размер +0,2 |
7,199 – 7,217мм
|
ремонтный размер +0,4 |
7,399 – 7,417 мм
|
ремонтный размер +0,6 |
7,599 – 7,617 мм
|
ремонтный размер +0,8 |
7,799 – 7,817 мм
|
– зазор стержня в направляющей |
0,046 – 0,095 мм
|
– угол рабочей фаски |
90°
|
Пружины клапанов
Применены по две пружины на клапан.
Пружины впускных клапанов: | |
– диаметр пружины |
24,00 мм
|
– диаметр проволоки пружины |
4,5 мм
|
– число витков |
6,1
|
– свободная длина |
46,80 мм
|
Пружины выпускных клапанов: | |
– диаметр пружины |
17,5 мм
|
– диаметр проволоки пружины |
2,5 мм
|
– число витков |
8,0
|
– свободная длина |
48,20 мм
|
БЛОК ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ
Блок цилиндров двигателя отлит из чугуна. Цилиндры выполнены непосредственно в блоке цилиндров.
Обозначение |
20
|
Ширина опорного подшипника |
27,17 – 27,22 мм
|
Внутренние диаметры коренных подшипников (измерено по вертикали): | |
– номинальный |
55,001 – 55,038 мм
|
– ремонтный размер -0,05 |
54,951 – 54,988 мм
|
– ремонтный размер -0,25 |
54,751 – 54,788 мм
|
– ремонтный размер -0,50 |
54,501 – 54,538 мм
|
– ремонтный размер -0,75 |
54,251 – 54,288 мм
|
Диаметры отверстий гнезд коренных подшипников в блоке цилиндров: | |
– номинальный размер |
59,287 – 59,300 мм
|
– ремонтный размер +0,4 |
59,687 – 59,700 мм
|
Диаметры цилиндров: | |
– диаметры номинальные стандартные: | |
группа 1 |
86,000 – 86,100 мм
|
группа 2 |
86,100 – 86,200 мм
|
– 1 ремонтный размер +0,15: | |
группа А |
86,150 – 86,160 мм
|
группа В |
86,160 – 86,170 мм
|
– 2 ремонтный размер +0,50 |
86,500 – 86,510 мм
|
КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ
Коленчатый вал
Стальной коленчатый вал опирается на пять подшипников.
Осевой люфт |
0,09 – 0,30 мм
|
Диаметры коренных шеек: | |
– номинальный размер (желтая метка) |
54,980 – 54,990 мм
|
– номинальный размер (красная метка) |
54,990 – 55,000 мм
|
– ремонтный размер -0,25 (зеленая метка) |
54,730 – 54,750 мм
|
Зазор в коренных подшипниках |
0,011 – 0,048 мм
|
Предупреждение Измерение проводить при помощи измерительных стержней Plastigage. | |
Диаметры шатунных шеек: | |
– номинальный размер |
50, 890 – 50,910 мм
|
– ремонтный размер -0,25 (зеленая метка) |
50,640 – 50,660 мм
|
Толщина упорных полуколец: | |
– номинальный размер |
2,301 – 2,351 мм
|
– ремонтный размер |
2,491 – 2,541 мм
|
Маховик
Маховик закреплен на фланце коленчатого вала шестью болтами, расположенными на разном расстоянии один от другого.
Шатуны
Шатуны выкованы из стали и в сечении имеют двутавровый профиль. В нижней части
шатуна имеется распылитель масла для смазки и охлаждения поршней. Поршневой
палец запрессован в головке шатуна.
Диаметр отверстия головки шатуна |
20,589 – 20,609 мм
|
Натяг пальца в головке шатуна |
0,018 – 0,039 мм
|
Температура нагрева головки шатуна в процессе установки пальца |
250 – 300° С
|
Диаметр отверстия основания шатуна |
53,890 – 53,910 мм
|
Внутренние диаметры отверстий шатунных вкладышей: | |
– номинальный размер |
55,001 – 55,038 мм
|
– ремонтный размер -0,05 |
54,951 – 54,988 мм
|
– ремонтный размер -0,25 |
54,751 – 54,788 мм
|
– ремонтный размер -0,50 |
54,501 – 54,538 мм
|
– ремонтный размер -0,75 |
54,251 – 54,288 мм
|
Зазор в шатунных подшипниках |
0,006 – 0,060 мм
|
Предупреждение Измерение проводить при помощи измерительных стержней Plastigage. | |
Допустимая неперпендикулярность оси отверстий относительно оси шатуна: | |
– отверстие головки |
0,10 мм
|
– отверстие основания |
0,15 мм
|
Поршни
Поршни изготовлены из легкого сплава, без канавок на проводящей части, с залитым инварным кольцом, ограничивающим тепловые изменения размеров. В верхней части находятся три канавки для поршневых колец. Ось отверстия поршневого пальца смещена относительно оси поршня. Поршни поставляются в комплектах вместе с пальцами и шатунами.
Метод установки: стрелка на дне поршня должна быть направлена в сторону передней части двигателя (в сторону привода системы газораспределения).
Размеры поршней
Двигатель |
2,0 дм3
|
Диаметры номинальные стандартные: | |
– группа 1 |
85,970 – 85,980 мм
|
– группа 2 |
85,980 – 85,990 мм
|
Диаметры ремонтных размеров: | |
– стандартный |
85,980 – 86,000 мм
|
– с допуском 0,15 |
86,130 – 86,150 мм
|
– с допуском 0,50 |
86,470 – 86,490 мм
|
Зазор новых поршней в цилиндрах |
0,020 – 0,040 мм
|
Поршневые пальцы
Пальцы, изготовлены из стали, и подвергнуты термической обработке, запрессованы в головках шатунов (горячий монтаж при температуре головки 250–300° С) и проворачиваются в ступицах поршня.
Длина |
63,40 мм
|
Диаметр: | |
– обозначение белым цветом |
20,622 – 20,625 мм
|
– обозначение красным цветом |
20,625 – 20,628 мм
|
– обозначение голубым цветом |
20,628 – 20,631 мм
|
– обозначение желтым цветом |
20,631 – 20,634 мм
|
Зазор в ступицах поршня |
0,008 – 0,014 мм
|
Натяг в головке шатуна |
0,018 – 0,039 мм
|
Поршневые кольца
Каждый поршень имеет три кольца: два уплотнительных (верхнее квадратного сечения, среднее конического сечения) и одно маслосъемное.
Зазор замка уплотнительных колец (установленных в цилиндре): | |
– верхнее |
0,30 – 0,60 мм
|
– среднее |
0,50 – 0,80 мм
|
Зазор замка маслосъемного кольца |
0,40 – 1,50 мм
|
Расположение замков колец: | |
– уплотнительных |
по 150° (в противоположные стороны) относительно замка
маслосъемного кольца
|
– маслосъемного |
замок распирающей пружины устанавливается в соответствии
с направлением стрелки на дне поршня замки верхней и нижней пластин устанавливаются
по 25 мм вправо и влево от направления стрелки
|
СИСТЕМА ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ
Распределительные валы расположены в головке блока цилиндров, приводят в движение клапана непосредственно через толкатели и приводятся в действие однорядной цепью.
Фазы распределения
Двигатель
|
N8B
|
N9B
|
OZD
|
13° перед ВМТ
|
13° перед ВМТ
|
ZZD
|
39° после НМТ
|
51° после НМТ
|
OZW
|
43° перед НМТ
|
43° перед НМТ
|
ZZW
|
13° после ВМТ
|
13° после ВМТ
|
OZD и ZZD – соответственно открытие и закрытие впускного клапана.
OZW и ZZW – соответственно открытие и закрытие выпускного клапана.
ВМТ и НМТ – соответственно верхняя и нижняя мертвые точки.
Приводная цепь
Приводная цепь – однорядная, роликовая размером 3/8 дюйма.
Натяжение цепи производится гидравлическим натяжителем.
Распределительные валы вращается в пяти подшипниках.
Диаметры подшипников распределительных валов |
25,960 – 25,980 мм
|
Осевой люфт распределительного вала |
0,020 – 0,260 мм
|
Подъем кулачков: | |
– впускного, двигатель N8B |
10,5 мм
|
– впускного, двигатель N9B |
11,1 мм
|
– выпускного |
10,9 мм
|
СИСТЕМА СМАЗКИ
Смазку под давлением обеспечивает шестеренчатый масляный насос с приводом цепью от коленчатого вала, в корпусе которого находится перепускной клапан.
Минимальное давление масла (при температуре 80° С): | |
– при 750 об/мин |
0,16 МПа
|
– при 2000 об/мин |
0,37 – 0,46 МПа
|
Давление открытия перепускного клапана (при 1000 об/мин) |
0,37 – 0,46 МПа
|
Давление загорания контрольной лампочки давления масла |
0,03 – 0,06 МПа
|
Об уменьшении уровня моторного масла сигнализирует контрольная лампочка на комбинации приборов.
Объем моторного масла в двигателе, дм3: | |
– с заменой фильтра |
4,50
|
– без замены фильтра |
4,00
|
Масляный насос
Шестеренчатый масляный насос, с внутренним расположением зубьев, приводится в действие цепью от коленчатого вала и расположен в передней части двигателя.
Зазор шестерни с внутренним расположением зубьев относительно корпуса |
0,150 – 0,301 мм
|
Зазор между зубьями шестерен |
0,05 – 0,20 мм
|
Осевой зазор шестерен |
0,039 – 0,104 мм
|
Масляный фильтр
Полнопроточный масляный фильтр со сменным фильтрующим элементом.
Марка: Motorcraft. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
Замкнутый контур охлаждения с незамерзающей жидкостью содержит радиатор, расширительный бачок, насос охлаждающей жидкости, термостат и вентилятор.
Радиатор и расширительный бачок
Радиатор с поперечным потоком имеет бачки из искусственного материала.
Расширительный бачок изготовлен из прозрачного материала и имеет обозначения
максимального и минимального уровней охлаждающей жидкости.
Давления открытия клапана избыточного давления в пробке расширительного бачка:
120 – 140 кПа.
Насос охлаждающей жидкости
Центробежный насос охлаждающей жидкости, расположенный на передней стенке блока
цилиндров, приводится в действие клиновым ремнем вместе с генератором.
Вентилятор
Вентилятор с электрическим приводом от термодатчика расположенного в сливной
пробке радиатора.
Термостат
Температура начала открытия: 85–89° С.
Температура полного открытия: 102 ±3° С.
Охлаждающая жидкость
Количество: | |
– двигатель N8B |
7,9 дм3
|
– двигатель N9B |
7,3 дм3
|
Тип |
смесь специальной незамерзающей жидкости Ford SSM 97
B 9103 A и дистиллированной воды (по 50%) образуют защиту до -30° С
|
Периодичность замены |
каждые 60 000 км пробега автомобиля или раз в два года
|
Моменты затягивания
Болты крышек коренных подшипников |
88 – 102 Нм
|
Болты крышек подшипников распределительных валов |
22 – 26 Нм
|
Болты шатунов: | |
– 1-й этап |
6 – 8 Нм
|
– 2-й этап |
15 – 17 Нм
|
– 3-й этап |
довернуть на угол 90°
|
Демпфер крутильных колебаний: | |
– 1-й этап |
45 – 58 Нм
|
– 2-й этап |
довернуть на угол 90°
|
Болт шкива коленчатого вала |
110 – 130 Нм
|
Болт звездочки распределительного вала |
55 – 63 Нм
|
Болты маховика |
82 – 90 Нм
|
Болты крепления масляного насоса |
8,5 – 11,5 Нм
|
Болты масляного поддона |
8 – 11 Нм
|
Пробка слива масла в масляном поддоне |
21 – 28 Нм
|
Болт крепления натяжителя цепи масляного насоса |
10 – 13 Нм
|
Датчик давления масла |
18 – 22 Нм
|
Болт крепления водяного насоса |
21 – 28 Нм
|
Болт крепления шкива водяного насоса |
21 – 28 Нм
|
Болты головки блока цилиндров: | |
– 1-й этап |
20 – 25 Нм
|
– 2-й этап |
50 – 55 Нм
|
– 3-й этап |
довернуть на угол 90°
|
– 4-й этап |
довернуть на угол 90°
|
– 5-й этап (болт М8) |
24 – 27 Нм
|
Кожух системы газораспределения |
6,5 – 9,5 Нм
|
Болт крепления верхнего успокоителя цепи |
10 – 13 Нм
|
Болт крепления нижнего успокоителя цепи |
24 – 28 Нм
|
Впускной коллектор |
20 – 24 Нм
|
Выпускной коллектор |
21 – 25 Нм
|
Свечи зажигания |
20 – 28 Нм
|
Корпус термостата |
9 – 12 Нм
|
Болты крышки головки блока цилиндров |
5 – 7 Нм
|
Термодатчик включения вентилятора |
27 – 32 Нм
|
Датчик температуры охлаждающей жидкости |
15 – 20 Нм
|