Поиск

Volvo

Сервисное обслуживание и эксплуатация
Предлагаем Вашему вниманию адресно-телефонный справочник автопредприятий предоставляющих товары и услуги автомобилям Volvo:
 

14.1.4 Проверки электрооборудования

14.1.4. Проверки электрооборудования

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

При отыскании неисправностей в электрооборудовании важен системный подход. Это справедливо как при проверке вышедших из строя ламп накаливания, так и в случае неработающих электродвигателей.

Первым шагом всегда является проверка предохранителя, поскольку он защищает электрический элемент конструкции. Фактическое расположение предохранителей можно увидеть на напечатке, находящейся на крышке блока предохранителей.

При необходимости замените неисправный предохранитель и после подключения электрического потребителя проверьте, не перегорел ли он снова. В этом случае прежде всего необходимо обнаружить неисправность и устранить ее, здесь, как правило, речь идет о коротком замыкании.

Второй контрольный шаг: Если при исправном предохранителе не светится лампа накаливания, или, соответственно, не работает электродвигатель, то следует проверить систему электропитания.

Проверка лампы накаливания

Извлеките и осмотрите лампу. Если перегорела нить накала или стеклянный баллон расслабленно сидит в цоколе, то лампу следует заменить.

Чтобы определить, исправна ли лампа накаливания, поступайте следующим образом:

Подключите непосредственно к полюсам аккумуляторной батареи положительный провод (+) и заземляющий (на корпус автомобиля) провод (–) и соедините их с лампой. При этом не важно, какие провода подключаются к лампе. Один провод присоедините к токопроводу, другой  – к корпусу лампы накаливания. Если и теперь лампа не светится, замените ее.

Необходимо быть уверенным, что не покрыты коррозией контакты на лампе и ламповом патроне. При необходимости коррелированные или изогнутые выводы зачистите шлифовальной шкуркой и изготовьте нормальный контакт.

Если лампа исправна, вставьте ее и включите. Если лампа не светится, то при помощи контрольной лампочки проверьте подачу электропитания. Для этого соедините контрольную лампочку с массой автомобиля. Т. е., один провод контрольной лампочки должен быть подключен к хорошей точке корпуса на двигателе (полированный металл) или непосредственно к отрицательному полюсу аккумуляторной батареи. Другой щуп контрольной лампочки (+) держите или на токоведущем штеккере, или подсоедините его к проводу, находящемуся под напряжением. Если теперь контрольная лампочка загорается, а лампа все же не горит, то разорвана линия, соединяющая корпус автомобиля с лампой накаливания. Чтобы это проверить, приложите к патрону лампы вспомогательный провод, соединенный с корпусом автомобиля. Теперь лампа накаливания должна загореться.

Указание: имеются лампы, которые оснащены только одной находящейся под напряжением питающей линией, например, стояночный огонь, внутреннее освещение автомобиля. Эти лампы посредством своего корпуса непосредственно связаны с массой транспортного средства.

Если в токоведущем проводе к лампе отсутствует напряжение и не светится контрольная лампочка, то очень вероятно, что неисправен выключатель. Проверьте выключатель на прохождение тока.

Проверка электродвигателей

В автомобиле все возрастающая комфортабельность обеспечивается маломощными электродвигателями. К ним относятся, к примеру, стеклоподъемник, перемещаемая панель крыши, система замков дверей с центральным управлением или электрическая антенна. При надобности каждый электродвигатель включается при помощи одного выключателя обычно вручную. В случае электрической антенны выключатель автоматически управляется через радиоприемник.

Проверьте сопротивление соответствующего электродвигателя, при необходимости замените его.


Предупреждение

Перед новым приведением в действие устраните причину перегрузки электрического стеклоподъемника и системы замков с центральным управлением. Это может быть, например, промерзшие стекла и замки или загрязненные желобки опускаемого стекла.


Если предохранитель сразу же снова перегорает, то это свидетельствует о наличии короткого замыкания.

Чтобы однозначно выяснить, имеется ли неисправность в двигателе, проложите два вспомогательных провода диаметром около 2 мм непосредственно от аккумуляторной батареи автомобиля к электродвигателю. Подключите положительный провод к положительному полюсу, а, соединенный с корпусом провод, к заземляющему полюсу. В случае сомнения распределение полюсов определяется из принципиальной схемы электрооборудования. Если необходимо, для этого нужно разобрать электродвигатель. Все электродвигатели в автомобиле запитываются бортовым напряжением (от 12 до 14 Вольт). Если теперь электродвигатель работает нормально, была неисправна система электропитания.


Предупреждение

Cлишком медленно вращающийся или работающий с перебоями электродвигатель может означать, что изношены скользящие электрографитовые контакты. В таком случае замените эти контакты.


Если двигатель работает, то по схеме электрооборудования установите, какой питающий провод подводит напряжение к электродвигателю, когда приводится в действие выключатель при ранее включенном зажигании.

При помощи контрольной лампочки проверьте находящийся под напряжением провод в электродвигателе. Так как в электродвигателях протекает большой ток, то можно заменить обычную контрольную лампочку лампой накаливания. Эти лампы оснащены остроконечными испытательными иглами, при помощи которых можно прокалывать соединительный провод. Таким простым способом можно проверить напряжение. Двигатели, которые попеременно вращаются влево/ вправо, например, двигатели стеклоподъемников, имеют два плюсовых вывода.


Предупреждение

Проверьте двигатель стеклоочистителя.


Если на электродвигатель не поступает напряжение, то неисправна система электропитания; отыщите дефект в подводящей линии по принципиальной схеме электрооборудования и устраните его. Как правило, из-за высокого потребления тока, электродвигатели имеют дополнительное коммутационное реле.

Если неисправность не обнаружена, проверьте выключатель.

Если поврежден провод, то зачастую рациональнее уложить новый провод, так как под изоляцией трудно определить место разрыва.

Проверка выключателей на прохождение тока

Большинство электрических потребителей включаются и выключаются при помощи вручную нажимаемого выключателя. Кроме того, имеются выключатели, с автоматическим приводом. К таким выключателям относятся, например, выключатель с гидроприводом (датчик падения давления в тормозной системе) и датчик уровня тормозной жидкости.

В принципе, выключатель имеет задание замкнуть или разорвать электрическую цепь. Есть выключатели, которые разрывают заземляющую линию, и выключатели, которые разрывают линию положительного полюса.

Проверка выключателей ламп и электродвигателей

Снимите соответствующий выключатель.

Простые выключатели имеют только два вывода для подключения провода. В этом случае на один вывод должно поступать напряжение (+), а после включения/ выключения – и на другой вывод. Имеются выключатели с несколькими клеммами. У этих выключателей на основании принципиальной схемы поясняется, к какой клемме должно прилагаться напряжение. При необходимости заранее включите зажигание.

Проверьте с помощью контрольной лампочки, поступает ли напряжение на выключатель. Если контрольная лампочка загорается, включите выключатель и проверьте, поступает ли на выходную клемму также напряжение. Если это так, то установлено, что выключатель функционирует.

Если на выходной клемме отсутствует напряжение, то это значит, что в проводе подачи электропитания имеется разрыв. На основании принципиальной схемы электрооборудования проверьте подвод напряжения и, при необходимости, уложите новый провод.

Проверка выключателей-датчиков

Выключателями-датчиками, например, являются выключатель с гидроприводом, датчики уровня тормозной и охлаждающей жидкости.

Подключите пробник (контрольную лампу или омметр) к подводящему и отводящему проводу выключателя, для этого снимите провод с выключателя.


Предупреждение

У выключателей, которые ввинчены в блок цилиндров двигателя, отсутствует, как правило, провод, соединяющий их с корпусом, так как корпус выключателя на верху блока цилиндров двигателя служит в качестве заземляющего полюса.


Включенного выключателя пробник должен индицировать "прохождение тока". Лучшим пробником является омметр: при включенном выключателе он показывает нуль Ом, а при выключенном – бесконечность.

Быстрее всего приблизительно можно проверить предупредительные выключатели уровня охлаждающей и тормозной жидкости, оттягивая при включенном зажигании подводящий провод с выключателя и прижимая его к хорошо заземленному месту, например, к блоку цилиндров двигателя. Если срабатывает сигнальная лампочка на панели приборов, то неисправность находится в выключателе. Особый случай представляет собой выключатель с гидроприводом (датчик падения напряжения в тормозной системе): при остановке двигателя контакт замкнут (горит сигнальная лампочка), включатель размыкается только при определенном давлении масла.

Проверка реле

Во многих электрических цепях установлено реле. Коммутационное реле работает как выключатель. Пример: если включается дальний свет фар при помощи ручного выключателя, то реле получает команду переключить ток на дальний свет фар. Конечно, можно было бы ток и непосредственно подать от аккумуляторной батареи, посредством переключателя света. Но у всех элементов с высоким потреблением тока (фара дальнего света, стеклоочиститель, противотуманная фара) в цепь подключено реле, чтобы не перегрузить выключатель, обеспечивая более краткие пути прохождения тока, Рядом с этими комбинационными реле расположены и функциональные реле, например, для систем стеклоочищения и стеклоомывания или предупредительное звуковое реле для включенного наружного освещения.

Проверка коммутационного реле

При включении осветительного элемента запускается реле, т.е. при помощи коммутационного тока электромагнитная катушка втягивает вовнутрь контакт реле и таким образом замыкает электрическую цепь "рабочего тока". Рабочий ток через реле поступает дальше потребителю. Проще всего работоспособность реле можно проверить, заменив его исправным. Так поступают даже в автомастерской. Поскольку у владельца автомобиля редко имеется сразу же в распоряжении новое реле, то в таких случаях рекомендуется провести следующую операцию в случае так называемых, коммутационных реле, которые применяются, в том числе, для включения противотуманных и основных фар. Указанная здесь маркировка клемм, прежде всего, у серийно установленных реле, может быть представлена и по-другому.

Достаньте реле из держателя.

Включите зажигание и соответствующий выключатель.

Сначала установите при помощи индикатора напряжения, поступает ли напряжение на клемму 30 (+) в держатель реле. Для этого подключите индикатор напряжения к корпусу (–), а другой контакт осторожно введите в клемму 30. Если вспыхивает светоизлучающий диод, то напряжение есть. Если индикатор напряжения не показывает напряжения, то по принципиальной электросхеме отыщите обрыв провода, идущего от положительного полюса аккумуляторной батареи (+) к клемме 30.

Изготовьте из куска изолированного провода токопроводящую перемычку, зачистив ее до блеска.

Посредством этой перемычки в держателе реле соедините клемму 30 (+ аккумуляторной батареи всегда находится под напряжением) с выходом замыкающего контакта на клемме 87. Посредством этой рабочей операции практически выполняется то же самое, что и при установке исправного реле.

Если с перемычкой, например, загорается дальний свет, то можно считать, что реле неисправно

Если дальний свет не загорается, выясните, в порядке ли соединение на корпус у фар. В этом случае отыщите и устраните разрыв в линии от клеммы 87 до основной фары, используя схему соединений. Если требуется, установите новое реле.


Предупреждение

Если дефект в электрической цепи, которая оснащена одним реле, проявляется лишь периодически, то в этом случае, как правило, неисправность заключена в реле: пропадает контакт в реле или контакт слишком залипает, в то время как в остальное время реле функционирует нормально. При проявлении дефекта слегка постучите по корпусу реле. Если и после этого реле переключается, замените его.


Проверка двигателя стеклоочистителя

Двигатель стеклоочистителя установлен в водосборнике, под ветровым стеклом. Для проверки необходимо снять соответствующий кожух.

Маркировка клемм

Клеммы на двигателе стандартно обозначаются следующим образом:

 – клемма 31 – это клемма для соединения с корпусом (вообще в электрооборудовании транспортных средств);
 – клемма 53 – получает напряжение для первой скорости стеклоочистителя;
 – клемма 53а – поставляет положительный ток (+) для установки в исходное положение щеток стеклоочистителя: двигатель до тех пор получает напряжение через скользящий контакт, пока стеклоочистители работают в исходном положении, если водитель выключает стеклоочистители;
 – клемма 53в – подает напряжение для второй скорости стеклоочистителя (параллельная обмотка);
 – посредством клеммы 53е тормозится двигатель стеклоочистителя при движении назад после отключения, для того, чтобы стеклоочистители не выходили из своего остановочного положения;
 – клемма 53с (от реле) – подает напряжение на электрический насос стеклоочистителя.

Проверка двигателя стеклоочистителя

Для начала выясните, исправен ли двигатель стеклоочистителя и в порядке ли система электрообеспечения. Для выяснения этого поступайте следующим образом:

 – отсоедините с двигателя стеклоочистителя многоконтактный штеккерный разъем;
 – посредством двух вспомогательных проводов подайте напряжение (+) и массу (–) от аккумуляторной батареи на двигатель стеклоочистителя;
 – один провод уложите от положительного полюса аккумуляторной батареи к клемме 53 или 53в;
 – второй провод проведите от отрицательного полюса аккумуляторной батареи к клемме 31 двигателя;
 – теперь в зависимости от используемой клеммы двигатель должен работать на ступени I или II. Если двигатель не работает, то неисправен он или его соответствующая ступень. Снимите двигатель стеклоочистителя.

Проверка устройства мигающих световых сигналов

Такты для устройства мигающих световых сигналов и системы аварийной световой сигнализации вырабатываются реле, так называемым датчиком проблесковых световых сигналов. Система аварийной световой сигнализации подключена к реле без предохранителя. Система указания поворотов защищена предохранителем, находящимся в блоке предохранителей.

Если ритм мигающего устройства быстрее на одной стороне, чем на другой, то на "быстрой" стороне неисправна лампа накаливания или имеется обрыв цепи.

При появлении других дефектов в большинстве случаев причиной является прерыватель указателей поворотов (датчик проблесковых световых сигналов).

На прерывателе указателей поворота указаны следующие позиции клемм:

 – клемма 31 является массой автомобиля (минус в электрооборудовании всех транспортных средств);
 – клемма 49 – релейный вход (постоянно подается плюсовое напряжение);
 – клемма 49а – релейный выход;
 – клемма С ведет к контрольной лампочке на приборной панели, при наличии буксировочного устройства может быть дополнительная клемма С2 для сигнализации включения указателей поворота прицепа.

Если у вас нет нового реле, то осторожно вставьте тонкий провод между клеммами 49 и 49а в релейном штеккерном разъеме.


Предупреждение

При этом не повредите чувствительные релейные контакты. Перед вставлением изогните концы проволоки, чтобы не было острых краев. Снова насадите неисправный прерыватель указателей поворота. Удлините настолько соединительные шинки, чтобы можно было снова насадить прерыватель, несмотря на шунтирование.


Включите зажигание. Если теперь приводится в действие рычаг указателей поворота, то длительное время светится соответствующая сторона устройства мигающих световых сигналов. Посредством включения и выключения этого устройства можно сформировать ритм мерцания.

Если, несмотря на шунтирование, не светится мигающий огонь, то неисправен переключатель указателей поворота в электрической подводящей линии.

Проверка сигнала торможения

Если не светится сигнал торможения, то, прежде всего, проверьте предохранитель в блоке предохранителей.

Если предохранитель в порядке, проверьте лампы накаливания сигнала торможения, при необходимости замените перегоревшие лампы.

Если же лампы накаливания исправны, проверьте выключатель сигнала торможения, который установлен сверху педали тормоза на ее стойке. При нажимании на педаль тормоза нажимной штифт вытаскивается из выключателя. Замыкается контакт выключателя и загорается сигнал торможения.

Проверьте выключатель сигнала торможения. Для этого снимите защитный кожух сверху педали. Снимите наконечник проводов с выключателя сигнала торможения.

Выключите зажигание.

Зашунтируйте оба контакта в наконечнике проводов выключателя сигнала торможения коротким вспомогательным проводом. Если теперь загораются сигналы торможения, то неисправен выключатель сигнала торможения и его нужно заменить.

Проверка обогревателя заднего стекла

При включении системы обогрева заднего стекла по истечении некоторого времени область с видимыми дорожками должна освободиться от налета или льда.

При неполадках сначала проверьте предохранитель в блоке предохранителей.

Если предохранитель исправен, проверьте жесткую посадку наконечника проводов поворотом его влево и вправо на заднем стекле, при необходимости очистите его от продуктов коррозии.

Если все же система обогрева заднего стекла не функционирует, проверьте целостность подводящих проводов и работоспособность выключателя, а также коммутационное реле.

Если разорваны нагревательные линии, то для восстановления их соединения помогает токопроводящий серебряный лак. Для этого очистите поврежденную зону разбавителем или этиловым спиртом.

Разорванное место с обеих сторон обклейте липкой лентой и нанесите маленькой кисточкой серебряный лак.

Оставьте лак сохнуть при температуре около +25 градусов в течение 24 ч. Можно подогреть его горячим воздухом. При температуре 130° С лак высыхает примерно за 30 минут.


Предупреждение

Не включайте систему обогрева заднего стекла, пока лак не высохнет полностью. Для очистки поврежденной части не применяйте бензин или другой растворитель.


Реклама