Поиск

Volvo

Сервисное обслуживание и эксплуатация
Предлагаем Вашему вниманию адресно-телефонный справочник автопредприятий предоставляющих товары и услуги автомобилям Volvo:
 

14.6 Система дополнительной безопасности (SRS) - устройство и принцип функционирования

Система дополнительной безопасности (SRS) - устройство и принцип функционирования

Общая информация

Некоторые из рассматриваемых в настоящем Руководстве моделей оборудованы системой дополнительной безопасности (SRS), более известной под названием подушек безопасности. Система обеспечивает дополнительную защиту водителя и переднего пассажира автомобиля при сильных лобовых и (при соответствующей комплектации) боковых ударах. Модуль водительской фронтальной подушки безопасности помещен внутрь ступичной части сборки рулевого колеса (см. Главу Подвеска и рулевое управление).

Модуль пассажирской подушки безопасности помещается справа под панелью приборов автомобиля, на поверхность которой при этом наносится предостерегающая надпись в виде аббревиатуры SRS или AIR BAG. Боковые подушки безопасности (при соответствующей комплектации автомобиля) вмонтированы в наружные боковые стенки спинок передних сидений.

К числу прочих компонентов SRS относятся контрольная лампа SRS/AIR BAG, пружинный контактный барабан сборки подрулевых переключателей, модуль управления (ECU) SRS с вмонтированными в него датчиком направленных перегрузок (G-датчик) и контрольным датчиком, индивидуальные датчики направленных перегрузок подушек безопасности и соединительная электропроводка.

Схема расположение компонентов SRS

14.6 Система дополнительной безопасности (SRS) - устройство и принцип функционирования Volvo

1  —   Сборка комбинированных подрулевых переключателей с пружинным контактным барабаном
2  —   Крепежные болты с головками типа TORX (Т30)
3  —   Модуль водительской подушки безопасности
4  —   Модуль пассажирской подушки безопасности
5  —   Модуль управления SRS
6  —   Крепежные болты с головками типа TORX (Т40)
7  —   Датчик боковой подушки безопасности
8  —   Модуль боковой подушки безопасности

9  —   Электропроводка цепи левой боковой подушки безопасности
10  —   Электропроводка цепи правой боковой подушки безопасности
11  —   Главный жгут электропроводки SRS
12  —   Датчик правой передней подушки безопасности
13  —   Электропроводка цепи правой передней подушки безопасности
14  —   Электропроводка цепи левой передней подушки безопасности
15  —   Датчик левой передней подушки безопасности


Принцип функционирования SRS

При сильном лобовом ударе автомобиля датчики передних подушек безопасности, а также встроенные в ECU SRS G-датчик и контрольный датчик обеспечивают замыкание цепи активации подушек.
 border=

Необходимым условием для срабатывания модулей подушек безопасности является одновременное замыкание цепей обоих встроенных в ECU SRS датчиков.

Контрольные датчики боковых подушек безопасности встроены в соответствующие датчики направленных перегрузок и срабатывают при возникновении превышающих определенное значение направленных боковых перегрузок (одновременность срабатывания датчика перегрузки и контрольного датчика, опять-таки, является обязательным условием активации подушки).

Модули подушек безопасности

Активация подушки(ек) безопасности происходит при условии срабатывания датчиков направленных перегрузок SRS. Замыкание цепи модуля подушки безопасности приводит к практически мгновенному заполнению последней азотом, выделяющимся в результате сгорания порошкообразной смеси азида натрия с оксидом меди.

В случае выхода из строя бортовой аккумуляторной батареи система переключается на питание от резервного источника, вмонтированного в модуль SRS и обеспечивающего автономную выработку электроэнергии в течение еще 20 секунд. Следует заметить, что пассажирская подушка безопасности обычно больше по объему, чем водительская, и оборудована металлическим несущим корпусом, при срабатывании модуля разделяющимся на две половины, и отделочной крышкой.

Пружинный контактный барабан

Барабан установлен на рулевой колонки и представляет собой контакт в виде спиральной пружины. Посредством контактного барабана обеспечивается подача питание от жгута электропроводки рулевой колонки к помещенному в ступицу рулевого колеса (и потому подвижному) модулю водительской подушки безопасности.

Модуль управления

ECU SRS обеспечивает подачу электропитания к модулям подушек безопасности в Момент столкновения, вызывающего достаточно сильные направленные перегрузки. Срабатывание системы происходит даже в случае аварийного отказа бортовой аккумуляторной батареи. Опрос состояния компонентов SRS производится модулем при каждом запуске двигателя и сопровождается кратковременным срабатыванием вмонтированной в панель приборов автомобиля контрольной лампы “AIR BAG/SRS”. В случае выхода какого-либо из узлов из строя отключения контрольной лампы не происходит. О неисправности в системе свидетельствует также срабатывание контрольной лампы во время движения, - в подобной ситуации автомобиль следует как можно быстрее отогнать на станцию техобслуживания.

Меры предосторожности

Проверка состояния SRS должна производиться раз в 10 лет.

Демонтаж и обслуживание компонентов рулевой колонки, радиоприемника и прочих компонентов, расположенных вблизи панели приборов требует соблюдения особых мер предосторожности, так как случайное повреждение электропроводки SRS может привести к несанкционированному срабатыванию подушек безопасности, чреватому получением тяжелых травм. Электропроводку SRS легко идентифицировать по ярко-желтой окраске изоляции, - ни в коем случае не рассоединяйте ее контактные разъемы и не подключайте к ним никакие электрические диагностические приборы.
 border=

Прежде чем приступать к выполнению каких-либо работ вблизи компонентов SRS в обязательно порядке отключайте систему!

Снятый с автомобиля модуль подушки безопасности следует держать лицевой стороной от себя, - перенесите сборку в безопасное место и уложите лицевой стороной вверх.

Ни в коем случае не пытайтесь произвести измерение сопротивления компонентов SRS, - вырабатываемой внутренним источником питания омметра энергии может вполне достаточно для срабатывания газогенераторов!

Прежде чем использовать на автомобиле какое-либо электронное оборудование следует обязательно произвести отключение SRS (см. ниже).

Ни в коем случае не выбрасывайте ни разу не сработавшие модули подушек безопасности в мусороприемники, - консультации по утилизации компонентов SRS всегда можно получить на станциях техобслуживания.

Отключение системы SRS

Для отключения подушек безопасности произведите следующие манипуляции:
  1. Приведите управляемые колеса автомобиля в прямолинейное положение, поверните ключ зажигания в положение LOCK и извлеките его из замка;
  2. Выключите зажигание;
  3. Отсоедините от батареи сначала отрицательный, затем положительный провода.
  4. Прежде чем приступать к выполнению каких-либо работ, обождите не менее 20 секунд, в течение которых должна произойти разрядка конденсатора аварийного источника питания SRS.
 border=

Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действие!

Активация SRS

Для активации системы подсоедините к батарее сначала положительный провод, затем - отрицательный, поверните ключ зажигания в положение и удостоверьтесь в исправности срабатывания контрольной лампы SRS.
Реклама