Поиск

Volvo

Сервисное обслуживание и эксплуатация
Предлагаем Вашему вниманию адресно-телефонный справочник автопредприятий предоставляющих товары и услуги автомобилям Volvo:
 

8.3 Применение осциллографа для наблюдения рабочих сигналов системы управления

Применение осциллографа для наблюдения рабочих сигналов системы управления

Общая информация

Цифровые мультиметры отлично подходят для проверки электрических цепей, находящихся в статическом состоянии, а также для фиксации медленных изменений отслеживаемых параметров. При проведении же динамических проверок, выполняемых на работающем двигателе, а также при выявлении причин спорадических сбоев совершенно незаменимым инструментом становится осциллограф.

Некоторые осциллографы позволяют сохранять осциллограммы во встроенном модуле памяти с последующим выводом результатов на печать или перекачкой их на носитель персонального компьютера уже в стационарных условиях.

Осциллограф позволяет наблюдать периодические сигналы и измерять напряжение, частоту, ширину (длительность) прямоугольных импульсов, а также уровни медленно меняющихся напряжений. Осциллограф может быть использован при выполнении следующих процедур:

  1. Выявления сбоев нестабильного характера;
  2. Проверки результатов произведенных исправлений;
  3. Мониторинга активности лямбда-зонда системы управления двигателя, оборудованного каталитическим преобразователем;
  4. Анализа вырабатываемых лямбда-зондом сигналов, отклонение параметров которых от нормы является безусловных свидетельством нарушения исправности функционирования системы управления в целом. С другой стороны, правильность формы выдаваемых датчиком импульсов может служить надежной гарантией отсутствия нарушений в системе управления.

Надежность и простота эксплуатации современных осциллографов не требуют от оператора никаких особых специальных знаний и опыта. Интерпретация полученной информации может быть легко произведена путем элементарного визуального сравнения снятых в ходе проверки осциллограмм с приведенными ниже временными зависимостями, типичными для различных датчиков и исполнительных устройств автомобильных систем управления.

Параметры периодических сигналов

Общие сведения

8.3 Применение осциллографа для наблюдения рабочих сигналов системы   управления Volvo

Каждый, снимаемый при помощи осциллографа сигнал, может быть описан при помощи следующих основных параметров (обратитесь к сопроводительной иллюстрации):

  1. Амплитуда: Разность максимального и минимального напряжений (В) сигнала в пределах периода;
  2. Период: Длительность цикла сигнала (мс);
  3. Частота: Количество циклов в секунду (Гц);
  4. Ширина: Длительность прямоугольного импульса (мс, мкс);
  5. Скважность: Отношение периода повторения к ширине (В зарубежной терминологии применяется обратный скважности параметр называемый рабочим циклом, выраженный в %);
  6. Форма сигнала: Последовательность прямоугольных импульсов, единичные выбросы, синусоида, пилообразные импульсы, и т.п.

Обычно характеристики неисправного устройства сильно отличаются от эталонных, что позволяет опытному оператору легко и быстро выявить отказавший компонент путем анализа соответствующей осциллограммы.

Сигналы постоянного тока

Единственной рабочей характеристикой таких сигналов является напряжение.

Сигналы постоянного тока вырабатываются устройствами, представленными на иллюстрациях ниже:

Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя (ECT)

8.3 Применение осциллографа для наблюдения рабочих сигналов системы   управления Volvo

Датчик температуры всасываемого воздуха (IAT)


8.3 Применение осциллографа для наблюдения рабочих сигналов системы   управления Volvo

Датчик положения дроссельной заслонки (TPS)


8.3 Применение осциллографа для наблюдения рабочих сигналов системы   управления Volvo

Подогреваемый лямбда-зонд


8.3 Применение осциллографа для наблюдения рабочих сигналов системы   управления Volvo

Измеритель объемного расхода потока воздуха (VAF)


8.3 Применение осциллографа для наблюдения рабочих сигналов системы   управления Volvo

Измеритель массы воздуха (MAF)


8.3 Применение осциллографа для наблюдения рабочих сигналов системы   управления Volvo

Сигналы переменного тока

Основными характеристиками данных сигналов являются амплитуда, частота и форма сигнала (обратитесь к иллюстрациям ниже).

Датчик детонации (KS)


8.3 Применение осциллографа для наблюдения рабочих сигналов системы   управления Volvo

Индуктивный датчик оборотов двигателя

8.3 Применение осциллографа для наблюдения рабочих сигналов системы   управления Volvo

Частотно-модулированные сигналы (ЧМ)

Рабочими характеристиками частотно-модулированных сигналов являются амплитуда, частота, форма сигнала и ширина периодических импульсов.

Источниками ЧМ сигналов являются устройства, представленные на иллюстрациях ниже:

Индуктивный датчик положения коленчатого вала (CKP)

8.3 Применение осциллографа для наблюдения рабочих сигналов системы   управления Volvo

Индуктивный датчик положения распределительного вала (CMP)

8.3 Применение осциллографа для наблюдения рабочих сигналов системы   управления Volvo

Индуктивный датчик скорости движения автомобиля (VSS)

8.3 Применение осциллографа для наблюдения рабочих сигналов системы   управления Volvo

Работающие на эффекте Холла датчики оборотов и положения валов

8.3 Применение осциллографа для наблюдения рабочих сигналов системы   управления Volvo

Оптические датчики оборотов и положения валов

8.3 Применение осциллографа для наблюдения рабочих сигналов системы   управления Volvo

Цифровые датчики термометрического измерения массы воздуха (MAF) и абсолютного давления во впускном трубопроводе (MAP)

8.3 Применение осциллографа для наблюдения рабочих сигналов системы   управления Volvo

Сигналы, модулированные по ширине импульса (ШИМ)

Рабочими характеристиками сигналов широтно-импульсной модуляции (ШИМ) являются амплитуда, частота, форма сигнала и скважность периодических импульсов.

Источниками сигналов ШИМ являются представленные ниже на иллюстрациях устройства:

Инжекторы топлива

8.3 Применение осциллографа для наблюдения рабочих сигналов системы   управления Volvo

Устройства стабилизации оборотов холостого хода (IAC)

8.3 Применение осциллографа для наблюдения рабочих сигналов системы   управления Volvo

Первичная обмотка катушки зажигания

8.3 Применение осциллографа для наблюдения рабочих сигналов системы   управления Volvo

Электромагнитный клапан продувки угольного адсорбера (EVAP)

8.3 Применение осциллографа для наблюдения рабочих сигналов системы   управления Volvo

Клапаны системы рециркуляции отработавших газов (EGR)

8.3 Применение осциллографа для наблюдения рабочих сигналов системы   управления Volvo

Кодированная последовательность прямоугольных импульсов

Рабочими характеристиками являются амплитуда, частота и форма последовательности отдельных импульсов.

Подобного рода сигналы генерирует модуль памяти самодиагностики ECM системы управления двигателем.

8.3 Применение осциллографа для наблюдения рабочих сигналов системы   управления Volvo Путем анализа ширины и формы импульсов, а также подсчета их количества в каждой из групп могут быть считаны хранящиеся в памяти коды неисправностей (код 1223 – обратитесь к сопроводительной иллюстрации).

Амплитуда и форма сигнала остаются постоянными, записанное значение будет выдаваться до тех пор, пока память модуля не будет очищена.

Интерпретация осциллограмм

Форма выдаваемого осциллографом сигнала зависит от множества различных факторов и может в значительной мере видоизменяться. В виду сказанного, прежде чем приступать к замене подозреваемого компонента в случае несовпадения формы снятого диагностического сигнала с эталонной осциллограммой, следует тщательно проанализировать полученный результат (обратитесь к иллюстрациям ниже).

Цифровой сигнал

8.3 Применение осциллографа для наблюдения рабочих сигналов системы   управления Volvo

Аналоговый сигнал

8.3 Применение осциллографа для наблюдения рабочих сигналов системы   управления Volvo

Напряжение

Нулевой уровень эталонного сигнала нельзя рассматривать в качестве абсолютного опорного значения, – «ноль» реального сигнала, в зависимости от конкретных параметров проверяемой цепи, может оказаться сдвинутым относительно эталонного ([1] – обратитесь к иллюстрации Цифровой сигнал) в пределах определенного допустимого диапазона.

Полная амплитуда сигнала зависит от напряжения питания проверяемого контура и также может варьироваться в определенных пределах относительно эталонного значения ([3] – обратитесь к иллюстрации Цифровой сигнал и [2] – обратитесь к иллюстрации Аналоговый сигнал).

В цепях постоянного тока диапазон сигнала ограничивается напряжением питания. В качестве примера можно привести цепь системы стабилизации оборотов холостого хода (IAC), сигнальное напряжение которой никак не изменяется с изменением оборотов двигателя.

В цепях переменного тока амплитуда сигнала уже однозначно зависит от частоты срабатывания источника сигнала, так, амплитуда сигнала, выдаваемого датчиком положения коленчатого вала (CKP) будет увеличиваться с повышением оборотов двигателя.

В виду сказанного, если амплитуда снимаемого при помощи осциллографа сигнала оказывается чрезмерно низкой или высокой (вплоть до обрезания верхних уровней), достаточно лишь переключить рабочий диапазон прибора, перейдя на соответствующую шкалу измерения.

При проверке оборудования цепей с электромагнитным управлением (например, система IAC) при отключении питания могут наблюдаться броски напряжения ([4] – обратитесь к иллюстрации Цифровой сигнал), которые при анализе результатов измерения можно спокойно игнорировать.

Не следует беспокоиться также при появлении таких деформаций осциллограммы, как скашивание нижней части переднего фронта прямоугольных импульсов ([5] – обратитесь к иллюстрации Цифровой сигнал), если, конечно, сам факт выполаживания фронта не является признаком нарушения исправности функционирования проверяемого компонента.

Частота

Частота повторения сигнальных импульсов зависит от рабочей частоты источника сигналов.

Форма снимаемого сигнала может быть отредактирована и приведена к удобному для анализа виду путем переключения на осциллографе масштаба временной развертки изображения.

При наблюдении сигналов в цепях переменного тока временная развертка осциллографа зависит от частоты источника сигнала ([3] – обратитесь к иллюстрации Аналоговый сигнал), определяемой оборотами двигателя.

Как уже говорилось выше, для приведения сигнала к удобочитаемому виду достаточно переключить масштаб временной развертки осциллографа.

В некоторых случаях осциллограмма сигнала оказывается развернутой зеркально относительно эталонной зависимости, что объясняется реверсивностью полярности подключения соответствующего элемента и, при отсутствии запрета на изменение полярности подключения, может быть проигнорировано при анализе.

Типичные сигналы компонентов систем управления двигателем

Современные осциллографы обычно оборудованы лишь двумя сигнальными проводами вкупе с набором разнообразных щупов, позволяющих осуществить подключение прибора практически к любому устройству.

Красный провод подключен к положительному полюсу осциллографа и обычно подсоединяется к клемме электронного модуля управления (ECM). Черный провод следует подсоединять к надежно заземленной точке (массе).

Инжекторы

Управление составом воздушно-топливной смеси в современных автомобильных электронных системах впрыска топлива осуществляется путем своевременной корректировки длительности открывания электромагнитных клапанов инжекторов.

8.3 Применение осциллографа для наблюдения рабочих сигналов системы   управления Volvo Длительность пребывания инжекторов в открытом состоянии определяется продолжительностью вырабатываемых модулем управления электрических импульсов, подаваемых на вход электромагнитных клапанов. Продолжительность импульсов измеряется в миллисекундах и обычно не выходит за пределы диапазона 1 – 14 мс. Типичная осциллограмма управляющего срабатыванием инжектора импульса представлена на сопроводительной иллюстрации.

Часто на осциллограмме можно наблюдать также серию коротких пульсаций, следующих непосредственно за инициирующим отрицательным прямоугольным импульсом и поддерживающих электромагнитный клапан инжектора в открытом состоянии, а также резкий положительный бросок напряжения, сопровождающий момент закрывания клапана.

Исправность функционирования ECM может быть легко проверена при помощи осциллографа путем визуального наблюдения изменений формы управляющего сигнала при варьировании рабочих параметров двигателя. Так, длительность импульсов при проворачивании двигателя на холостых оборотах должна быть несколько выше, чем при работе агрегата на низких оборотах. Повышение оборотов двигателя должно сопровождаться соответственным увеличением времени пребывания инжекторов в открытом состоянии. Данная зависимость особенно хорошо проявляется при открывании дроссельной заслонки короткими нажатиями на педаль газа.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. При помощи тонкого щупа из прилагаемого к осциллографу набора подсоедините красный провод прибора к инжекторной клемме ECM системы управления двигателем. Щуп второго сигнального провода (черного) осциллографа надежно заземлите.
2. Проанализируйте форму считываемого во время проворачивания двигателя сигнала.
3. Запустив двигатель, проверьте форму управляющего сигнала на холостых оборотах.
4. Резко нажав на педаль газа, поднимите частоту вращения двигателя до 3000 об/мин, продолжительность управляющих импульсов в момент акселерации должна заметно увеличиться, с последующей стабилизацией на уровне равном, или чуть меньшем свойственному оборотам холостого хода.

Быстрое закрывание дроссельной заслонки должно приводить к спрямлению осциллограммы, подтверждающему факт перекрывания инжекторов (для систем с отсеканием подачи топлива).

При холодном запуске двигатель нуждается в некотором обогащении воздушно-топливной смеси, что обеспечивается автоматическим увеличением продолжительности открывания инжекторов. По мере прогрева длительность управляющих импульсов на осциллограмме должна непрерывно сокращаться, постепенно приближаясь к типичному для холостых оборотов значению.

В системах впрыска, в которых не применяется инжектор холодного запуска, при холодном запуске двигателя используются дополнительные управляющие импульсы, проявляющиеся на осциллограмме в виде пульсаций переменной длины.

В приведенной ниже таблице представлена типичная зависимость длительности управляющих импульсов открывания инжекторов от рабочего состояния двигателя.

Состояние двигателя

Длительность управляющего импульса, мс

Холостые обороты

1.5 – 5

2000 – 3000 об/мин

1.1 – 3.5

Полный газ

8.2 – 3.5

Индуктивные датчики

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

8.3 Применение осциллографа для наблюдения рабочих сигналов системы   управления Volvo Запустите двигатель и сравните осциллограмму, снимаемую с выхода индуктивного датчика с приведенной на сопроводительной иллюстрации эталонной.

Увеличение оборотов двигателя должно сопровождаться увеличением амплитуды вырабатываемого датчиком импульсного сигнала.

Электромагнитный клапан стабилизации оборотов холостого хода (IAC)

В автомобилестроении используются электромагнитные клапаны IAC множества различных типов, выдающих сигналы также различной формы.

Общей отличительной чертой всех клапанов является тот факт, что скважность сигнала должна уменьшаться с возрастанием нагрузки на двигатель, связанной с включением дополнительных потребителей мощности, вызывающих понижение оборотов холостого хода.

Если скважность осциллограммы изменяется с увеличением нагрузки, однако при включении потребителей имеет место нарушение стабильности оборотов холостого хода, проверьте состояние цепи электромагнитного клапана, а также правильность выдаваемого ECM командного сигнала.

Обычно в цепях стабилизации оборотов холостого хода используется 4-полюсный шаговый электродвигатель, описание которого приведено ниже. Проверка 2-контактных и 3-контактных клапанов IAC производится в аналогичной манере, однако осциллограммы выдаваемых ими сигнальных напряжений совершенно непохожи.

Шаговый электромотор, реагируя на выдаваемый ECM пульсирующий управляющий сигнал, производит ступенчатую корректировку оборотов холостого хода двигателя в соответствии с рабочей температурой охлаждающей жидкости и текущей нагрузкой на двигатель.

Уровни управляющих сигналов могут быть проверены при помощи осциллографа, измерительный щуп которого подключается поочередно к каждой из четырех клемм шагового мотора.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры и оставьте его работающим на холостых оборотах.
2. Для увеличения нагрузки на двигатель включите головные фары, кондиционер воздуха, либо, на моделях с гидроусилителем руля, поверните рулевое колесо. Обороты холостого хода должны на короткое время упасть, однако тут же вновь стабилизироваться за счет срабатывания клапана IAC.
8.3 Применение осциллографа для наблюдения рабочих сигналов системы   управления Volvo 3. Сравните снятую осциллограмму с приведенной на сопроводительной иллюстрации эталонной.

Лямбда-зонд (кислородный датчик)

 border=

В Разделе приводятся осциллограммы, типичные для наиболее часто применяемых на автомобилях лямбда-зондов циркониевого типа, в которых не используется опорное напряжение 0.5 В. В последнее время все большую популярность приобретают титановые датчики, рабочий диапазон сигнала которых составляет 0 – 5 В, причем высокий уровень напряжения выдается при сгорании обедненной смеси, низкий, – обогащенной.


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Подсоедините осциллограф между клеммой лямбда-зонда на ECM и массой.
2. Удостоверьтесь, что двигатель прогрет до нормальной рабочей температуры.
8.3 Применение осциллографа для наблюдения рабочих сигналов системы   управления Volvo 3. Сравните выведенную на экран измерителя осциллограмму с приведенной на сопроводительной иллюстрации эталонной зависимостью.

Если снимаемый сигнал не является волнообразным, а представляет собой линейную зависимость, то, в зависимости от уровня напряжения, это свидетельствует о чрезмерном переобеднении (0 – 0.15 В), либо переобогащении (0.6 – 1 В) воздушно-топливной смеси.

Если на холостых оборотах двигателя имеет место нормальный волнообразный сигнал, попробуйте несколько раз резко выжать педель газа, колебания сигнала не должны выходить за пределы диапазона 0 – 1 В.

Увеличение оборотов двигателя должно сопровождаться повышением амплитуды сигнала, уменьшение – снижением.

Датчик детонации (KS)

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Подсоедините осциллограф между клеммой датчика детонации ECM и массой.
2. Удостоверьтесь, что двигатель прогрет до нормальной рабочей температуры.
8.3 Применение осциллографа для наблюдения рабочих сигналов системы   управления Volvo 3. Резко выжмите педаль газа и сравните форму снимаемого сигнала переменного тока с приведенной на сопроводительной иллюстрации эталонной осциллограммой.
4. При недостаточной четкости изображения легонько постучите по блоку цилиндров в районе размещения датчика детонации.
5. Если добиться однозначности формы сигнала не удается, замените датчик KS, либо проверьте состояние электропроводки его цепи.

Сигнал зажигания на выходе усилителя зажигания

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Подсоедините осциллограф между клеммой усилителя зажигания ECM и массой.
2. Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры и оставьте его работающим на холостых оборотах.
8.3 Применение осциллографа для наблюдения рабочих сигналов системы   управления Volvo 3. На экран осциллографа должна выдаваться последовательность прямоугольных импульсов постоянного тока. Сравните форму принимаемого сигнала с приведенной на сопроводительной иллюстрации эталонной осциллограммой, уделяя пристальное внимание совпадению таких параметров, как амплитуда, частота и форма импульсов.

При увеличении оборотов двигателя частота сигнала должна увеличиваться прямо пропорционально.

Первичная обмотка катушки зажигания

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Подсоедините осциллограф между клеммой катушки зажигания ECM и массой.
2. Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры и оставьте его работающим на холостых оборотах.
8.3 Применение осциллографа для наблюдения рабочих сигналов системы   управления Volvo 3. Сравните форму принимаемого сигнала с приведенной на сопроводительной иллюстрации эталонной осциллограммой, положительные броски напряжения должны иметь постоянную амплитуду.

Неравномерность бросков может быть вызвана чрезмерным сопротивлением вторичной обмотки, а также неисправностью состояния ВВ провода катушки или свечного провода.

Реклама