Поиск

Volvo

Сервисное обслуживание и эксплуатация
Предлагаем Вашему вниманию адресно-телефонный справочник автопредприятий предоставляющих товары и услуги автомобилям Volvo:
 

9.1.6 Диагностика отказов АТ – общая информация

Диагностика отказов АТ – общая информация

Отказы АТ чаще всего происходят по одной из следующих пяти причин:

  1. Снижение эффективности отдачи двигателя;
  2. Нарушение регулировок;
  3. Неисправность гидравлики;
  4. Механические повреждения;
  5. Отказы бортового процессора/его сигнальной цепи.

Диагностика отказов всегда должна начинаться с наиболее простых проверок: оцените уровень и состояние ATF (см. Главу Настройки и текущее обслуживание автомобиля), проверьте регулировку приводов переключения передач и дроссельной заслонки. Далее, проведите ходовые испытания автомобиля с целью определения эффективности внесенных исправлений. Если устранить проблему не удалось, следует отогнать автомобиль на станцию техобслуживания для более подробной диагностики с применением специального оборудования. Описание некоторых из симптомов нарушений функционирования АТ приведено в Разделе, посвященном диагностике отказов узлов и систем автомобиля в начале настоящего Руководства.

Первичные проверки

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. В ходе короткой поездки прогрейте трансмиссию до нормальной рабочей температуры.
2. Проверьте уровень ATF (см. Главу Настройки и текущее обслуживание автомобиля):
   a. Если жидкости явно недостаточно, произведите соответствующую корректировку, долив необходимое количество свежей ATF. Убедитесь в правильности проведенной корректировки по показаниям измерительного щупа, затем проверьте трансмиссию на наличие признаков внешних утечек (см. ниже);
   b. Если уровень чрезмерно высок, слейте избыток ATF, затем проверьте ее на наличие следов присутствия охлаждающей жидкости, свидетельствующих о нарушении герметичности внутренних переборок радиатора, отделяющих его теплообменник от боковых резервуаров с ATF (см. Главу Системы охлаждения двигателя, отопления салона и кондиционирования воздуха);
   c. Если ATF вспенена, опорожните трансмиссию и заправьте ее свежей жидкостью, – слитую ATF проверьте на наличие следов присутствия охлаждающей жидкости.
3. Проверьте установку оборотов холостого хода двигателя (см. Главу Настройки и текущее обслуживание автомобиля). В случае необходимости отгоните автомобиль на станцию техобслуживания для выполнения соответствующих регулировок.
 border=

Если двигатель не в порядке, не следует приступать к выполнению первичных проверок трансмиссии до тех пор, пока не будут внесены соответствующие исправления.

4. Удостоверьтесь в правильности регулировки и плавности хода тяги привода переключения передач (см. Раздел Регулировка тяги переключения передач).

Диагностика утечек ATF

Общая информация

Большинство утечек легко выявляются при визуальной проверке. Ремонт обычно состоит в замене соответствующего дефектного сальника или прокладки. Если выявить источник утечки в ходе внешнего осмотра не удается, действуйте, как описано ниже.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. В первую очередь необходимо исключить вероятность ошибки в определении природы утечки. Не следует путать ATF с двигательным маслом или тормозной жидкостью (трансмиссионная жидкость обычно имеет темно-красный цвет).
2. Для выявления источника утечки совершите короткую (несколько километров) поездку, затем запаркуйте автомобиль над расстеленным чистым листом картона. Спустя пару минут источник утечки может быть выявлен по следам капающей на картон жидкости.
3. Внимательно осмотрите подозреваемый участок и окружающую его поверхность, уделяя особое внимание стыкам сопрягаемых поверхностей. С целью расширения угла обзора воспользуйтесь карманным зеркальцем.
4. Если выявить источник утечки по-прежнему не удается, тщательно протрите поверхность подозреваемого участка смоченной растворителем ветошью, затем просушите ее.
5. Совершите еще одну короткую поездку, на этот раз часто меняя скорость движения, затем вновь осмотрите вычищенный подозреваемый участок.
6. После выявления источника утечки, следует определить и устранить причину ее развития, и лишь затем переходить к выполнению необходимых восстановительных работ. Замена поврежденной прокладки не приведет к желаемому результату, если не устранить дефект сопрягаемой поверхности, приведший к выходу уплотнителя из строя. Так, деформированный фланец необходимо отрихтовать.

В нижеследующих подразделах перечислены наиболее типичные причины развития утечек ATF и условия, которые должны быть выполнены, чтобы не произошло рецидивов.

 border=

Часть из перечисленных требований не могут быть выполнены без применения специального оборудования. В этом случае автомобиль следует отогнать на станцию техобслуживания.

Утечки через прокладочные поверхности

Периодически осматривайте поддон картера трансмиссии. Проверяйте наличие на своих местах и надежность затягивания крепежных болтов, следите, чтобы на крышке не появлялось следов механических повреждений (деформация поддона может привести к выходу из строя расположенной внутри трансмиссии клапанной сборки).

К числу возможных причин развития утечек через поддон относятся чрезмерно тугое затягивание крепежных болтов, нарушение проходимости вентиляционной линии, механическое повреждение уплотнительной поверхности картера трансмиссии, разрушение прокладки, а также возникновение трещин или порозности стенок картера. Если прокладка поддона или картера трансмиссии формируется подушкой герметика, не исключена вероятность неправильного выбора типа последнего. К утечкам чрез прокладку поддона может приводить также переполнение картера трансмиссионной жидкостью, либо повышение давления ATF.

Утечки через сальники и манжеты

К числу наиболее типичных причин выхода сальников трансмиссии из строя относятся чрезмерно высокий уровень/давление ATF, нарушение проходимости вентиляционного патрубка, механическое повреждение стенок посадочного гнезда, повреждение собственно сальника, либо неправильная установка последнего. Не исключена также вероятность повреждения цапфы продетого в сальник вала, либо чрезмерный люфт последнего в результате износа подшипников.

Проверьте состояние и правильность посадки уплотнительной манжеты направляющей трубки измерительного щупа. Периодически осматривайте на наличие признаков утечек поверхность в районе расположения приводной шестерни спидометра/датчика скорости (VSS). В случае необходимости производите замену уплотнительного кольца.

Утечки через дефекты в стенках картера трансмиссии

Причиной развития утечек ATF может являться образование трещин или пор в теле картера трансмиссии, проконсультируйтесь у специалистов автосервиса.

Проверьте герметичность штуцерных узлов подсоединения шлангов охладителя ATF.

Утечки через сапун и заливную горловину

Утечки через сапун вентиляции или заливную горловину могут происходить вследствие переполнения трансмиссии, попадания в ATF охлаждающей жидкости, нарушения проходимости сапуна/вентиляционного патрубка или возвратных дренажных отверстий.

Диагностика прочих отказов АТ

Проверка исправности функционирования электронных подсистем АТ

В состав электронной части системы управления функционированием АТ входит система самодиагностики, которая посредством контрольной лампы отключения повышающей передачи (O/D OFF) предупреждает водителя о возникающих в трансмиссии неполадках. С помощью той же контрольной лампы можно определить код занесенной в память устройства неисправности.

 border=

Предупреждение и считывание кодов неисправностей становятся возможными только при включенном режиме OD (выключатель – в положении ON), так как в противном случае контрольная лампа будет гореть постоянно в своем штатном режиме.

При возникновении неисправности датчиков скорости (VSS №1 или №2) или одного из электромагнитных клапанов (№№ 1, 2 или 4) контрольная лампа начнет мигать, предупреждая водителя о возникшей неисправности. В случае выхода из строя электромагнитного клапан № 3 (клапан управления блокировочной муфтой гидротрансформатора) предупреждения о неисправности не будет.

9.1.6 Диагностика отказов АТ – общая информация Volvo Код возникшей в трансмиссии неисправности можно определить с помощью той же контрольной лампы: для этого необходимо перемкнуть выводы «ТЕ1» и «Е1» диагностического разъема (обратитесь к сопроводительной иллюстрации).

Проверка исправности функционирования механических подсистем АТ

Проверка на полностью заторможенном автомобиле (stall test)

Работоспособность трансмиссии и двигателя производится путем измерения частоты вращения коленчатого вала в положениях «R» и «D» АТ при полностью заторможенном автомобиле.

 border=

ATF должна быть прогрета до нормальной рабочей температуры (50 – 80 град.). Длительность каждой проверки не должна превышать 5 секунд.

Проверку следует производить силами двух человек: один должен наблюдать за колесами автомобиля, второй производит необходимые манипуляции в салоне автомобиля.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Затормозите передние и задние колеса автомобиля.
2. Подключите к двигателю тахометр.
3. Полностью взведите стояночный тормоз.
4. Выжмите до упора педаль ножного тормоза.
5. Переведите рычаг управления раздаточной коробкой в положение «Н».
6. Запустите двигатель. Переведите рычаг селектора АТ в положение «D», выжмите до упора педаль газа и быстро считайте показания тахометра.
 border=

Если в ходе выполнения проверки задние колеса автомобиля начнут вращаться прежде, чем частота вращения двигателя достигнет требуемого значения, отпустите педаль газа и прекратите проверку.

7. Произведите аналогичную проверку с переводом трансмиссии в положение «R».

Если частота вращения двигателя в обоих случаях оказывается одинаковой и ниже требуемой, следовательно, двигатель не развивает полную мощность, либо неисправна муфта свободного хода гидротрансформатора АТ.

Если частота вращения двигателя выше требуемой в положении трансмиссии «D», это может свидетельствовать о чрезмерном снижении давления в основной магистрали, пробуксовке в муфте свободного хода № 2, нарушении исправности функционирования муфты свободного хода повышающего планетарного ряда, либо пробуксовке в муфте прямой передачи раздаточной коробки.

Превышение частоты вращения двигателя в положении «R» трансмиссии свидетельствует о падении давления в основной магистрали, пробуксовке в муфте прямой передачи, пробуксовке в тормозе первой и задней передач, нарушении исправности функционирования муфты свободного хода повышающего планетарного ряда, либо пробуксовке в муфте прямой передачи раздаточной коробки.

Если обороты двигателя завышены в обоих положениях трансмиссии, значит, либо чрезмерно упало давление в основной магистрали, либо уровень ATF не соответствует требуемому значению, либо нарушена исправность функционирования муфты свободного хода повышающего планетарного ряда, либо имеет место пробуксовка в муфте прямой передачи раздаточной коробки.

Проверка времени запаздывания переключения

Если при работающем на холостых оборотах двигателе перевести рычаг селектора в один из диапазонов движения вперед, до момента начала движения должно пройти некоторое время. По длительности данной задержки можно судить об исправности функционирования блокировочных муфт повышающего планетарного ряда, переднего хода, прямой передачи и тормоза первой и задней передач.

 border=

Проверку следует производить на прогретом до нормальной рабочей температуры двигателе. Конечный результат следует получать методом осреднения результатов трех проверок, между каждой из которых должно пройти не менее одной минуты. Ниже приведено подробное описания хода выполнения данной проверки.


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Полностью взведите стояночный тормоз. Переведите рычаг управления раздаточной коробки в положение «Н».
2. Запустите двигатель и проверьте обороты его холостого хода (см Главу Настройки и текущее обслуживание автомобиля), – в случае необходимости произведите соответствующую регулировку.
3. Переведите рычаг селектора из положения «N» в положение «D» и при помощи секундомера замерьте время задержки, – среднее значение трех последовательных измерений не должно превышать 1.2 секунды.
4. Действуя в аналогичной манере, определите время задержки включения задней передачи, которое не должно превышать 1.5 секунды.

Причиной чрезмерной величины задержки включения может являться слишком низкое давление в основной магистрали, нарушение исправности функционирования муфты переднего хода, муфты свободного хода повышающего ряда планетарной сборки, либо тормоза первой и задней передач.

Гидравлический тест

 border=

Проверка производится силами двух человек.

Проверка производится при прогретой до нормальной рабочей температуры (50 – 80 град.) ATF.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Выверните заглушку из картера трансмиссии и вверните на ее место насадку специального манометра.
2. Взведите стояночный тормоз.
3. Запустите двигатель и проверьте правильность установки оборотов холостого хода (см. Главу Настройки и текущее обслуживание автомобиля), – в случае необходимости произведите соответствующую корректировку.
4. Выжмите педаль ножного тормоза и переведите рычаг селектора в положение «D».
5. Считайте показание манометра при холостых оборотах двигателя.
6. Выжмите до упора педаль газа и считайте новое показание измерителя при максимальных оборотах двигателя.
 border=

Если задние колеса начнут вращаться прежде, чем обороты достигнут максимального значения, немедленно отпустите газ и прекратите проверку.

7. Действуя в аналогичной манере произведите замеры в режиме заднего хода.
8. Сравните результаты измерения с картой давлений в основной магистрали (карту давлений можно получить у дилеров компании Toyota).
9. Если давление в обоих диапазонах завышено, следует произвести регулировку троса акселератора, проверить состояние дроссельной заслонки и/или регулятора давления.

Причинами заниженных результатов помимо перечисленных выше могут являться также нарушение исправности функционирования масляного насоса, и выход из строя блокировочной муфты повышающего планетарного ряда, муфта прямой передачи планетарного ряда раздаточной коробки (Н), муфты переднего хода раздаточной коробки (Н, L), либо тормоза включения понижающей передачи раздаточной коробки (L).

Если давление занижено только в режиме «D», следовательно имеется утечка рабочей жидкости в контуре управления в соответствующем диапазоне, либо неисправна муфта переднего хода.

Причиной занижения давления в режиме «R» может являться утечка рабочей жидкости в соответствующем диапазоне, либо нарушение исправности функционирования тормоза первой и задней передач.

Ходовые испытания

 border=

Испытания должны производиться при прогретой до нормальной рабочей температуры (50 – 80 °С) ATF.

Проверка в диапазоне «D» в нормальном и спортивном режимах работы АТ

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Переведите рычаг селектора АТ в положение «D», выжмите до упора педаль газа и удерживайте ее в этом положении. Проверьте моменты переключения передач 1-2, 2-3 и 3-4, – сравните результаты проверки с нормативными значениями.
2. Проверка производится для нормального и спортивного режимов функционирования АТ.
3. Отсутствие переключения 1-2 свидетельствует о входе из строя электромагнитного клапана №2, либо залипания клапана 1-2.
4. За отсутствие переключения 2-3 отвечает электромагнитный клапан № 1, не исключена также вероятность залипания клапана переключения 2-3.
5. При отсутствии переключения 3-4 проверьте состояние клапана 3-4.
6. Причиной сбоя моментов переключения передач может оказаться нарушение исправности функционирования дроссельной заслонки и клапанов переключения 1-2/2-3/3-4.
7. Отсутствие блокировки гидротрансформатора объясняется отказом электромагнитного клапана №3, либо залипанием клапан включения блокировки.
8. Оцените плавность переключения передач. Причиной возникновения толчков может оказаться чрезмерно высокое давление в основной магистрали, нарушение исправности функционирования гидроаккумулятора, либо контрольного шарикового клапана.
9. Двигаясь с заблокированным гидротрансформатором, либо на 4-й передаче, оцените интенсивность вибраций и шумового фона.
 border=

Причиной возникновения вибраций и шумов может являться также нарушение балансировки карданных валов.

10. Разгоните автомобиль до включения 4-й передачи и, притормаживая, определите моменты переключения 4-3, 3-2 и 2-1. Сравните результаты проверки с нормативными значениями.
11. Оцените плавность переключения.
12. Проверьте качество блокировки гидротрансформатора, при равномерном движении на 4-й передаче блокировка должна происходить на скорости приблизительно 75 км/ч. Слегка прижмите педаль газа, – обороты двигателя не должны заметно измениться, в противном случае блокировка гидротрансформатора нарушена.

Проверка в диапазоне «2»

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Переведите рычаг селектора АТ в положение «2», выжмите до упора педаль газа и удерживайте ее в этом положении.
2. Определите момент переключения 1-2, сравните результат проверки с нормативными требованиями.
 border=

В данном режиме переключения 2-3, 3-4 и блокировка гидротрансформатора запрещены; при движении со скоростью 100 км/ч и выше торможение двигателем запрещено.

3. Двигаясь на 2-й передаче, отпустите педаль газа и оцените эффективность торможения автомобиля двигателем. Если торможение отсутствует, следовательно, неисправен тормоз обеспечения данного режима.

Проверка в диапазоне «L»

При включении режима «L» любые повышающие переключения запрещены, – автомобиль должен двигаться все время на первой передаче.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Отпустите педаль газа и оцените интенсивность торможения двигателем. Если торможение отсутствует, следовательно, неисправен тормоз включения первой и задней передач.
2. Оцените уровень шума и вибраций в процессе торможения автомобиля двигателем.

Проверка в диапазоне «R»

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Переведите рычаг селектора АТ в положение «R» и начинайте движение в выжатой до упора педалью газа, пробуксовка фрикционных элементов управления должна отсутствовать.

Проверка в диапазоне «Р»

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Запаркуйте автомобиль на уклоне не менее 5° и переведите рычаг селектора в положение «Р», стояночный тормоз не взводите, –

омобиль должен оставаться неподвижным.


Реклама