Поиск

Volvo

Сервисное обслуживание и эксплуатация
Предлагаем Вашему вниманию адресно-телефонный справочник автопредприятий предоставляющих товары и услуги автомобилям Volvo:
 

11.2 Рулевое управление с электромеханическим усилителем

11.2. Рулевое управление с электромеханическим усилителем

На автомобилях в некоторых комплектациях предусмотрена возможность установки электромеханического усилителя рулевого управления. Главные отличия такого усилителя от гидравлического: не отбирается часть мощности двигателя для привода насоса; есть возможность дифференцирования усилия на рулевом колесе в зависимости от скорости движения автомобиля (обратная связь).
Электромеханический усилитель установлен на рулевой колонке и воздействует непосредственно на вал рулевого управления. Для совместной работы с электромеханическим усилителем на автомобиль устанавливают рулевой механизм, аналогичный по конструкции механизму автомобиля ВАЗ-2123 «Нива», но имеющий ряд усовершенствований, повышающих его надежность и точность работы.

Снятие и установка рулевой колонки

11.2 Рулевое управление с электромеханическим усилителем Volvo
Рис. 11.2. Элементы рулевой колонки: 1 – промежуточный вал с шарниром; 2 – карданный шарнир; 3 – электромеханический усилитель; 4 – верхний кожух; 5 – выклю чатель зажигания; 6 – рулевое колесо; 7 – вал рулевого управления; 8 – рычаг регулировки наклона рулевой колонки; 9 – уплотнительное кольцо; 10 – нижний кожух; 11 – места крепления рулевой колонки


Элементы рулевой колонки с электромеханическим усилителем показаны на рис. 11.2.
1. В моторном отсеке отверните гайку стяжного болта крепления нижнего конца промежуточного вала 1 (рис. 11.2) к валу червяка рулевого механизма и извлеките стяжной болт.
2. В салоне автомобиля выверните винты крепления уплотнителя вала рулевой колонки и снимите его.
3. Снимите облицовочные кожухи 4 и 10 рулевой колонки.
4. Отсоедините колодки с проводами от подрулевых переключателей, выключателя зажигания и электромеханического усилителя.
5. Отверните болты и гайки крепления рулевой колонки и снимите ее в сборе с валами 1, 7 и рулевым колесом 6.
6. При необходимости снимите электромеханический усилитель с рулевой колонки и проверьте его работу согласно отдельному руководству на усилитель, прикладываемому к автомобилю.
7. Устанавливайте рулевую колонку в порядке, обратном снятию.

Снятие и установка рулевого механизма
Рулевой механизм снимают для замены или ремонта. Однако разборка и сборка механизма требуют применения специального инструмента и наличия навыков работы у исполнителя. При отсутствии этих условий рекомендуем ремонтировать рулевой механизм в специализированной мастерской.
1. Установите автомобиль на подъемник или смотровую яму.
2. Отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи.
3. Отверните гайку стяжного болта крепления нижнего конца промежуточного вала 1 (см. рис. 11.2) к валу червяка рулевого механизма и выньте стяжной болт.
4. Выньте шплинты гаек крепления пальцев шаровых шарниров к сошке и отверните гайки.
5. С помощью съемника выпрессуйте шаровые пальцы из отверстий сошки (см. разд. 7 «Рулевое управление», «Замена рулевых тяг»).
6. Отверните гайки болтов крепления рулевого механизма к лонжерону кузова и снимите рулевой механизм.
7. Устанавливайте рулевой механизм в последовательности, обратной снятию, при этом выполните следующее:

11.2 Рулевое управление с электромеханическим усилителем Volvo
Рис. 11.4. Схема установки рулевого механизма на автомобиле: 1 – болты крепления рулевого механизма; 2 – рулевой механизм; 3 – сошка;
Х – контрольное расстояние от центра нижнего отверстия сошки до опорной поверхности рулевого
механизма при среднем положении сошки;
а – контрольный угол


– установите сошку рулевого механизма в среднее положение, при этом метка на торце вала червяка должна быть расположена горизонтально справа (по ходу движения автомобиля) и расстояние Х (рис. 11.4) от центра нижнего отверстия сошки до опорной поверхности на лонжероне кузова должно быть (33,1+5) мм;
– перед тем как затянуть гайки болтов 1, сориентируйте рулевой механизм так, чтобы угол а был 32°;
– проверьте и при необходимости отрегулируйте углы установки передних колес.

Разборка и сборка рулевого механизма

11.2 Рулевое управление с электромеханическим усилителем Volvo
Рис. 11.3. Детали рулевого механизма: 1 – картер; 2 – сошка; 3 – нижняя крышка картера; 4 – регулировочные прокладки; 5 – наружное кольцо подшипника вала червяка; 6 – сепаратор с шариками; 7 – вал сошки; 8 – опорная пластина; 9 – регулировочный винт; 10 – опорная шайба; 11 – опорная гайка; 12 – гайка регулировочного винта; 13 – червяк; 14 – уплотнительная прокладка; 15 – верхняя крышка картера; 16 – пробка; 17 – подшипники вала сошки; 18 – сальник вала червяка; 19 – сальник вала сошки


1. Слейте масло из рулевого механизма, вывернув пробку 16 (см. рис. 11.3) маслозаливного отверстия и перевернув механизм пробкой вниз.
2. Отверните гайку крепления рулевой сошки и, сняв пружинную шайбу, специальным съемником снимите сошку.
3. Выверните болты крепления и снимите крышку 15 картера рулевого механизма вместе с валом 7 сошки.
4. Отверните гайку 12 и, вворачивая в крышку 15 регулировочный винт 9, разъедините крышку и вал 7 сошки.
5. Выверните болты крепления и снимите крышку 3 упорного подшипника вала червяка вместе с регулировочными прокладками 4.
6. Червяком 13 вытолкните из картера наружное кольцо 5 подшипника и выньте вал вместе с сепаратором 6 подшипника.
7. Извлеките из картера 1 сальник 18 вала червяка и сальник 19 вала сошки.
8. Подходящей по размеру оправкой выпрессуйте из картера наружное кольцо верхнего подшипника вала червяка.
9. Извлеките подшипники 17 из картера 1 и крышки 15.
10. Тщательно осмотрите, нет ли на рабочих поверхностях ролика и червяка следов износа, заедания или рисок. Изношенные и поврежденные детали замените.
11. Шариковые подшипники червяка и ролика должны вращаться свободно, без заедания; на поверхности колец и шариков не должно быть износа и повреждений. Поврежденные подшипники замените новыми. Если ролик вращается на оси с заеданием или имеет люфт, замените вал сошки в сборе с роликом.
12. Собирайте рулевой механизм в порядке, обратном снятию, соблюдая следующие условия:
– после установки червяка в картер рулевого механизма и закрепления нижней крышки 3 проверьте динамометром момент трения червяка, он должен быть 19,6–49,0 Н·см (2–5 кгс·см). Если момент окажется меньше указанного, уменьшите количество регулировочных прокладок 4, а если больше – увеличьте;
– после установки вала сошки убедитесь в отсутствии зазора в зацеплении ролика с червяком в положениях вала, повернутого вправо или влево на 30 ° от нейтрального положения сошки. Если зазор есть, устраните его регулировочным винтом 9;
– после регулировки зазора в зацеплении ролика и червяка проверьте динамометром момент трения вала червяка, который должен быть равен 68,7–88,3 Н·см (7–9 кгс·см) при повороте вала червяка на 30° как влево, так и вправо от среднего положения и должен плавно снижаться до 49 Н·см (5 кгс·см) при повороте от угла 30° до упора.
13. Залейте в рулевой механизм масло.

Проверка и регулировка  зазора в подшипниках  червяка рулевого  механизма на автомобиле
1. Установите передние колеса в положение прямолинейного движения.
2. Поворачивая рулевое колесо в ту и другую сторону, проверьте, нет ли осевого перемещения вала червяка 13 (см. рис. 11.3) относительно картера 1 рулевого механизма. Наличие осевого перемещения вала червяка является признаком зазора в подшипниках червяка.
3. Если ощущается осевое перемещение, поверните рулевое колесо в левую сторону на 1–1,5 оборота.
4. Выверните болты крепления нижней крышки 3 и слейте масло из картера рулевого механизма.
5. Снимите нижнюю крышку, удалите одну из регулировочных прокладок 4 или замените ее более тонкой.
6. Закрепите нижнюю крышку и проверьте, нет ли осевого перемещения червяка в подшипниках.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Регулировочные прокладки поставляются толщиной 0,10 мм; 0,15 мм; 0,30 мм; 0,50 мм.

7. При отсутствии перемещения залейте в рулевой механизм трансмиссионное масло.

Проверка и регулировка  зазора в зацеплении  ролика с червяком  рулевого механизма  на автомобиле
1. Проверьте, нет ли осевого перемещения червяка в подшипниках (см. «Проверка и регулировка зазора в подшипниках червяка рулевого механизма на автомобиле»).
2. С помощью съемника выпрессуйте пальцы шаровых шарниров рулевых тяг из отверстий в сошке (см. «Снятие и установка рулевого механизма»).
3. Отсоедините рулевые тяги от сошки, сохраняя при этом прямолинейность передних колес.
4. Покачивая сошку, проверьте, нет ли зазора в зацеплении ролика и червяка.

        ПРИМЕЧАНИЕ
В пределах поворота рулевого колеса на 30° в каждую сторону от нейтрального положения не должно быть зазора, то есть ощутимого свободного хода сошки.

5. Если ощущается свободный ход сошки, ослабьте гайку 12 (см. рис. 11.3) регулировочного винта 9.
6. Заверните регулировочный винт до устранения зазора.
7. Придерживая регулировочный винт отверткой, затяните гайку 12.
8. Убедитесь, что сошка не перемещается (см. п. 1), и присоедините к ней рулевые тяги.
Реклама