Поиск

Volvo

Сервисное обслуживание и эксплуатация
Предлагаем Вашему вниманию адресно-телефонный справочник автопредприятий предоставляющих товары и услуги автомобилям Volvo:
 

7.3.2 Генератор

7.3.1. Генератор


7.3.2 Генератор Volvo
Рис. 7.26. Генератор Г–2221: 1 – крышка со стороны контактных колец; 2 – болт крепления выпрямительного блока и фазных выводов обмотки статора; 3 – контактные кольца; 4 – задний шариковый подшипник; 5 – вал ротора; 6 – конденсатор; 7 – контактный болт (вывод «30») генератора; 8 – штекер нулевого провода; 9 – кожух  регулятора напряжения и щеткодержателя; 10 – регулятор напряжения; 11 – щетка, соединенная с выводом «Ш» регулятора; 12 – пружина щеткодержателя; 13 – щетка, соединенная с выводом «В» регулятора; 14 – щеткодержатель; 15 – шпилька крепления генератора к натяжной планке; 16 – шкив с вентилятором; 17 – полюс ротора; 18 – корпус подшипника; 19 – гайка шкива; 20 – шпонка; 21 – упорное кольцо; 22 – передний шариковый подшипник; 23 – крышка со стороны привода; 24 – изоляционная прокладка обмотки ротора; 25 – обмотка возбуждения ротора; 26 – изоляционная прокладка паза статора; 27 – статор; 28 – обмотка статора; 29 – выпрямительный блок; 30 – стяжной болт генератора; 31 – буферная втулка; 32 – втулка; 33 – поджимная втулка; 34 – диод обратной полярности (отрицательный); 35 – изолятор; 36 – фазный вывод обмотки статора; 37 – диод прямой полярности (положительный); 38 – пластина крепления диодов прямой полярности; 39 – изолятор выводного болта; 40 – нулевой провод; 41 – пластина крепления диодов обратной полярности


7.3.2 Генератор Volvo
Рис. 7.27. Генератор 372.3701: 1 – крышка генератора со стороны контактных колец; 2 – болт крепления выпрямительного блока; 3 – контактные кольца; 4 – шариковый подшипник вала ротора со стороны контактных колец; 5 – конденсатор 2,2 мкФ±20% для подавления радиопомех; 6 – вал ротора; 7 – провод общего вывода дополнительных диодов; 8 – зажим «30» генератора для подключения потребителей; 9 – штекер «61» генератора (общий вывод дополнительных диодов); 10 – провод вывода «Б» регулятора напряжения; 11 – щетка, соединенная с выводом «В» регулятора напряжения; 12 – регулятор напряжения; 13 – щетка, соединенная с выводом «Ш» регулятора напряжения; 14 – шпилька для крепления генератора к натяжному устройству; 15 – крышка генератора со стороны контактных колец; 16 – крыльчатка вентилятора со шкивом привода генератора; 17 – полюсный наконечник ротора; 18 – шайбы крепления подшипника; 19 – дистанционное кольцо; 20 – шариковый подшипник вала ротора со стороны привода; 21 – стальная втулка; 22 – обмотка ротора (обмотка возбуждения); 23 – сердечник статора; 24 – обмотка статора; 25 – выпрямительный блок; 26 – стяжной болт генератора; 27 – буферная втулка; 28 – втулка; 29 – поджимная втулка; 30 – отрицательный диод; 31 – изолирующая пластина; 32 – фазный вывод обмотки статора; 33 – положительный диод; 34 – дополнительный диод; 35 – держатель положительных диодов; 36 – изолирующие втулки; 37 – держатель отрицательных диодов; 38 – вывод «В» регулятора напряжения; 39 – щеткодержатель; а – регулятор напряжения и щеточный узел у генераторов выпуска с 1996 г.


На двигатель мод. 2106 могут быть установлены генераторы Г-222 или 372.3701, представляющие собой трехфазные двенадцатиполюсные синхронные электрические машины со встроенным малогабаритным интегральным регулятором напряжения. Генератор 372.3701 имеет практически такую же конструкцию, что и Г-222, и отличается только данными обмоток ротора и статора, конструкцией регулятора напряжения и выпрямительным блоком, в котором дополнительно установлены три диода в цепи питания обмотки возбуждения. Устройство генератора Г-222 показано на рис. 7.26, генератора 372.3701 – на рис. 7.27, электрическая схема их соединений — на рис. 7.28.

7.3.2 Генератор Volvo
Рис. 7.28. Схема соединений системы генератора с двигателем ВАЗ-2106: 1 – аккумуляторная батарея; 2 – генератор; 3 – монтажный блок; 4 – замок зажигания; 5 – контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи


Технические характеристики генератора
Номинальное напряжение, В.....14
Максимальный ток отдачи (напряжение 13 В и частота вращения ротора 5000 мин-1), А.....47
Максимальная частота вращения ротора, мин-1.....13 000
Частота вращения ротора, при которой достигается напряжение 13 В, при температуре окружающей среды и генератора (25±10) °С, в нагретом состоянии генератора при самовозбуждении, мин-1,
не более:
  при токе нагрузки 0.....1250
  при токе нагрузки 35 А......2400

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Меры предосторожности при обслуживании и ремонте генераторов Г-222 и 372.3701 те же, что и для генератора 58.3701.

Контрольные проверки генератора Г-222 (372.3701)
На стенде генераторы Г-222 и 372.3701 проверяют так же, как генератор 58.3701 (см. «Электрооборудование автомобиля модели 2717-220»), но с учетом различий в технических характеристиках этих генераторов.
Проверка регулятора напряжения
В генератор Г-222 встроен малогабаритный интегральный регулятор напряжения типа Я-112В. Он представляет собой неразборный нерегулируемый узел и расположен на крышке со стороны контактных колец генератора.
Принцип действия регулятора заключается в непрерывном автоматическом изменении силы тока возбуждения генератора таким образом, чтобы напряжение генератора поддерживалось в заданных пределах при изменении частоты вращения и тока нагрузки генератора.
Проверка регулятора на автомобиле
Для проверки необходим вольтметр постоянного тока со шкалой до 15–30 В, класса точности не ниже 1,0.
Через 15 мин работы двигателя на средней частоте вращения при включенных фарах замерьте напряжение между клеммами «30» и «массой» (корпусом) генератора. Напряжение должно находиться в пределах 13,5–14,6 В при температуре окружающего воздуха и генератора (25±10) °С.
При температуре более высокой или более низкой напряжение может быть соответственно несколько ниже или выше (на 0,2–0,3 В).
Если наблюдается систематическая недозарядка или перезарядка аккумуляторной батареи и регулируемое напряжение не укладывается в указанные пределы, регулятор напряжения замените.
Проверка снятого регулятора

7.3.2 Генератор Volvo
Рис. 7.29. Схема проверки интегрального регулятора напряжения


Регулятор Я-112В, снятый с генератора Г-222, проверяют по схеме, приведенной на рис. 7.29.
Между выводами «Ш» и «В» регулятора подключите лампу мощностью 1–3 Вт (12 В). К выводам «Б», «В» и к «массе» (металлическому основанию регулятора) присоедините источник постоянного тока сначала напряжением 12 В, а затем напряжением 15–16 В.
Если регулятор исправен, то в первом случае лампа должна гореть, во втором — гаснуть.
Если лампа не горит в обоих случаях, то в регуляторе внутренний обрыв, а если горит в обоих случаях — пробой. Регулятор напряжения ремонту не подлежит.

7.3.2 Генератор Volvo
Рис. 7.30. Схемы для проверки регулятора напряжения генератора 37.3701: а – выпуска с 1996 г.; б – до 1996 г. выпуска; 1 – аккумуляторная батарея; 2 – вывод «масса» регулятора; 3 – регулятор напряжения; 4 – вывод «Ш» регулятора; 5 – вывод «В» регулятора; 6 – контрольная лампа;
7 – вывод «Б» регулятора


Регуляторы напряжения, применяемые в генераторе 372.3701, на автомобиле проверяют так же, как регулятор Я-112В генератора Г-222. Проверку снятых регуляторов проводят по схемам, показанным на рис. 7.30. Порядок проверки тот же, что и для регулятора Я-112В.
Проверка диодов выпрямительного блока
Исправный диод пропускает ток только в одном направлении, неисправный — может вообще не пропускать ток (обрыв цепи) или пропускать ток в обоих направлениях (короткое замыкание).
В случае повреждения одного из диодов выпрямительного блока заменяют целиком выпрямительный блок.

7.3.2 Генератор Volvo
Рис. 7.31. Схемы проверки выпрямительного блока генератора на автомобиле: а – одновременно «отрицательных» и «положительных» диодов; б – «отрицательных» диодов; в – «положительных» диодов


Короткое замыкание диодов можно проверить омметром или с помощью лампы (25–40 Вт) и аккумуляторной батареи, как показано на рис. 7.31, не снимая генератор с автомобиля, предварительно отсоединив провода от аккумуляторной батареи и генератора.

        ПРИМЕЧАНИЕ
С целью упрощения крепления деталей выпрямительного блока три диода имеют на корпусе «плюс» выпрямленного напряжения. Эти диоды «положительные» и запрессованы в одну пластину выпрямительного блока. Другие три диода «отрицательные», имеют на корпусе «минус» выпрямленного напряжения и запрессованы в другую пластину выпрямительного блока.

Сначала проверьте, нет ли замыкания одновременно в «положительных» и «отрицательных» диодах. Для этого «плюс» аккумуляторной батареи через лампу подсоедините к зажиму «30», а «минус» — к корпусу генератора (см. рис. 7.31а). Если лампа горит, то «отрицательные» и «положительные» диоды имеют короткое замыкание.
Короткое замыкание «отрицательных» диодов можно проверить, соединив «плюс» батареи через лампу с выводом нулевого провода обмотки статора, а «минус» — с корпусом генератора (см. рис. 7.31б).
Горение лампы означает короткое замыкание в одном или нескольких «отрицательных» диодах. Учитывайте, что в этом случае горение лампы может быть вызвано замыканием витков обмотки статора на корпус генератора. Однако такая неисправность встречается реже, чем короткое замыкание диодов.
Для проверки короткого замыкания в «положительных» диодах «плюс» батареи через лампу соедините с зажимом «30», а «минус» — с выводом нулевого провода обмотки статора (см. рис. 7.31в). Горение лампы укажет на короткое замыкание одного или нескольких «положительных» диодов.
Обрыв в диодах без разборки генератора можно обнаружить только косвенно во время проверки генератора на стенде по значительному снижению (на 20–30%) тока отдачи по сравнению с номинальным. Если обмотки генератора исправны, а в диодах нет короткого замыкания, ток отдачи уменьшается из-за обрыва в диодах.
Разборка и сборка генератора
1. Пометьте любым способом взаимное расположение крышек 1, 23 и статора 27 (см. рис. 7.26).

7.3.2 Генератор Volvo
Рис. 7.32. Детали генератора Г–222: 1 – кожух; 2 – регулятор напряжения; 3 – основание; 4 – щеткодержатель со щетками; 5 – вывод «15» генератора (вывод «Б» регулятора напряжения); 6 – крышка генератора со стороны контактных колец; 7 – колодка штекера центрального вывода обмотки статора; 8 – изолирующие втулки; 9 – выпрямительный блок; 10 – контактный болт; 11 – статор; 12 – ротор; 13 – дистанционная втулка; 14 – внутренняя шайба крепления подшипника; 15 – крышка со стороны привода; 16 – шкив; 17 – наружная шайба крепления подшипника; 18 – стяжной болт; 19 – передний шариковый подшипник ротора; 20 – втулка; 21 – буферная втулка; 22 – поджимная втулка; 23 – конденсатор


2. Отверните винты крепления и снимите кожух 1 (рис. 7.32) в сборе с регулятором 2, основанием 3 и щеткодержателем 4.
3. Снимите конденсатор 23, отвернув винт его крепления и отсоединив провод от контактного болта 10.
4. Отверните гайки стяжных болтов 18 и снимите крышку 15 генератора вместе с ротором 12.
5. Зажмите ротор в тисках, отверните гайку крепления шкива 16 и съемником снимите шкив с вала ротора. Выньте из паза на шейке вала сегментную шпонку и снимите крышку 15 вместе с подшипником 19.
6. Снимите с вала ротора дистанционную втулку 13.
7. Отверните гайки винтов, соединяющих наконечники вентилей с выводами обмотки статора, выньте из колодки 7 штекер нулевого провода и извлеките статор 11 из крышки 6 генератора.
8. Отверните гайку контактного болта 10 и снимите выпрямительный блок 9 с крышки 6.
Собирайте генератор в обратном порядке с учетом следующего:
несоосность отверстий в лапах крышек генератора должна быть не более 0,4 мм, поэтому при сборке тщательно совместите ранее нанесенные на крышки и статор метки или вставьте в эти отверстия специальный калибр (в качестве калибра можно использовать болт нижнего крепления генератора к кронштейну двигателя);
коническая пружинная шайба гайки крепления шкива выпуклой стороной должна быть обращена к гайке. Момент затяжки гайки шкива 45–72 Н·м (4,5–7,2 кгс·м).
Проверка обмотки возбуждения ротора и статора
Обмотку возбуждения ротора и статор генераторов Г-222 и 372.3701 проверяют так же, как описано выше для генератора 584.3701 (см. «Электрооборудование автомобилей моделей 2717-220 и 27171-020»).
Замена щеткодержателя
Если щетки износились и выступают из щеткодержателя менее чем на 5 мм, замените щеткодержатель с щетками.
Снимайте щеткодержатель, как при разборке генератора (см. выше); устанавливайте в обратном порядке, стараясь не повредить щетки об острые кромки контактных колец ротора.
Перед установкой щеткодержателя продуйте место его установки, чтобы удалить угольную пыль.
Замена подшипника ротора со стороны привода
1. Чтобы извлечь неисправный подшипник 19 из крышки 15 (см. рис. 7.32), отверните гайки винтов, стягивающие шайбы 14 и 17 крепления подшипника, затем снимите шайбы с винтами и на ручном прессе выпрессуйте подшипник.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Если гайки не отворачиваются (концы винтов раскернены), опилите концы винтов.

2. Запрессуйте подшипник в крышку на прессе, прикладывая усилие к его наружному кольцу.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не прикладывайте усилие при запрессовке подшипника к внутреннему кольцу,  иначе он будет неизбежно поврежден.

3. Зажмите подшипник между двумя шайбами, стянутыми винтами с гайками. Затянув гайки, раскерните концы винтов.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Устанавливать  новый подшипник в крышку генератора можно только в том случае, если отверстие для подшипника не повреждено. Диаметр отверстия должен быть 41,967–41,992 мм. Если отверстие имеет больший диаметр или деформировано, замените крышку.
Реклама