Поиск

Volvo

Сервисное обслуживание и эксплуатация
Предлагаем Вашему вниманию адресно-телефонный справочник автопредприятий предоставляющих товары и услуги автомобилям Volvo:
 

10.1.2 Аккумуляторная батарея

10.1.1. Аккумуляторная батарея


10.1.2 Аккумуляторная батарея Volvo
Рис. 9.1. Аккумуляторная батарея: 1 — крышка; 2 — пробка; 3 — заливное отверстие




Уровень электролита в аккумуляторной батарее (рис. 9.1) должен быть между метками MIN и MAX на полупрозрачном корпусе батареи, а при их отсутствии — по нижнюю кромку заливного отверстия.
При эксплуатации рекомендуется поддерживать определенную плотность электролита (табл. 9.1).

Таблица 9.1. Плотность электролита для различных климатических районов*
Плотность электролита для различных климатических районов*
Климатические зоны. Средняя месячная температура воздуха в январе,° С
Время года
Плотность электролита, приведенная к температуре 25° С, г/см3
заливаемого
заряженной батареи
Очень холодная (от -50 до -30)
Зима                      Лето
1,28                         1,24
1,30                            1,26
Холодная (от -30 до -15)
Круглый год
1,26
1,28
Умеренная (от -15 до -4)
Круглый год
1,24
1,26
Жаркая (от 4 до 15)
Круглый год
1,22
1,24
Теплая, влажная (от 4 до 6)
Круглый год
1,2
1,22
*Допустимые отклонения плотности электролита от значений в таблице не должны превышать          0,01 г/см3.

В районах с резко континентальным климатом при переходе с зимней эксплуатации на летнюю, и наоборот, снимите батарею с автомобиля и на зарядной станции откорректируйте плотность.
Техническое обслуживание аккумуляторной батареи
Батарею необходимо периодически осматривать и содержать в чистоте и в заряженном состоянии. Длительное пребывание батареи в разряженном состоянии или с пониженным уровнем электролита, а также длительные пуски двигателя, особенно в холодное время, выводят батарею из строя.
Уровень электролита следует проверять на холодной батарее; если необходимо, доливать дистиллированную воду. Уровень электролита должен быть на 10—15 мм выше предохранительной решетки, установленной над сепаратором. При доливе нужно вывернуть пробку, долить дистиллированную воду до уровня начала резьбы в наливном отверстии и ввернуть пробки на место. Не следует допускать превышения указанного уровня во избежание выплескивания электролита.
Периодически рекомендуется проверять плотность электролита с помощью денсиметра, имеющего шкалу от 1,100 до 1,300 г/см3. Денсиметр устанавливать в отверстия аккумуляторов вертикально. После засасывания электролита грушей следить при замере, чтобы поплавок денсиметра не касался стенок колбы.
Замерить температуру электролита и внести поправку на температуру (табл. 9.2).
Плотность электролита зависит от степени заряженности батареи. Перед замером плотности не следует доливать в батарею дистиллированную воду и производить пуск двигателя стартером. При определении степени разряженности батареи следует пользоваться данными табл. 9.3, внеся в показания денсиметра температурную поправку согласно табл. 9.2.

Таблица 9.2. Температурная поправка к показанию денсиметра
Температурная поправка к показанию денсиметра
Температура электролита,° С
Поправка к показаниям денсиметра, г/см3
От +45 до +60
0,02
От +30 до +45
0,01
От +20 до +30
0
От +5 до +19
-0,01
От -10 до +4
-0,02
От -25 до -11
-0,03
От -40 до -26
-0,04
От -55 до -41
-0,05

Таблица 9.3. Определение степени заряженности аккумуляторной батареи по плотности, г/см3
Определение степени заряженности аккумуляторной батареи по плотности, г/см3
Полностью заряженная батарея
Батарея разряжена
на 25%
на 50%
1,3
1,26
1,22
1,28
1,24
1,2
1,26
1,22
1,18
1,24
1,2
1,16
1,22
1,18
1,14


Примечание
Перед установкой на автомобиль аккумуляторные батареи заряжаются до плотности 1,25—1,27 г/см3. Плотность электролита должна быть скорректирована в зависимости от климатического района эксплуатации автомобиля

Если при проверке окажется, что батарея разряжена более чем на 50% летом и на 25% зимой, то ее следует поставить на зарядку.
Если плотность электролита в элементах батареи не одинакова и разница в плотности превышает 0,01 г/см3, ее следует выровнять, доливая в аккумуляторы электролит плотностью 1,4 г/см3, когда плотность ниже нормы, или дистиллированную воду, когда она выше нормы.
Доливать в аккумуляторную батарею электролит плотностью 1,4 г/см3 можно, когда батарея полностью заряжена, т. е. плотность электролита достигла постоянства и благодаря «кипению» обеспечивается быстрое и надежное перемешивание электролита.
Состояние батареи можно также проверить с помощью нагрузочной вилки.
Электролит готовится из смеси серной кислоты и дистиллированной воды (табл. 9.4).
Для приготовления электролита применяется кислотостойкая посуда, в которую заливается сначала вода, а затем — при непрерывном перемешивании — кислота. Заливка воды в кислоту не допускается.
Для получения электролита определенной плотности следует руководствоваться табл. 9.4.

Таблица 9.4. Приготовление электролита определенной плотности
Приготовление электролита определенной плотности
Требуемая плотность электролита при температуре 25° С, г/см3
Количество, л
воды
серной кислоты
1,2
0,859
0,2
1,22
0,839
0,221
1,24
0,819
0,242
1,26
0,8
0,263
1,28
0,781
0,285
1,4
0,65
0,423

Примечание
Расчет приведен для получения 1 л электролита. Плотность серной кислоты 1,83 г/см3 при температуре 25° С.

Температура электролита должна быть не ниже 15° и не выше 25° C.
После заливки электролита выдерживают 20—120 мин и замеряют плотность. Если плотность электролита понизилась более, чем на 0,03 г/см3, относительно плотности заливаемого электролита, батарея может использоваться. Если плотность снизилась более, чем на 0,03 г/см3, батарею следует зарядить.
Новые, не залитые электролитом, аккумуляторные батареи можно хранить в неотапливаемых помещениях при температуре до –30° C.
Батареи устанавливаются в один ряд в нормальном положении выводами вверх. Пробки батареи должны быть плотно ввернуты. Герметизирующие детали не должны удаляться. Срок хранения батарей не должен превышать трех лет.
Хранить заряженные батареи с электролитом в прохладном помещении по возможности при постоянной температуре не ниже –30° и не выше 0° C.
Батареи, снятые с автомобилей после непродолжительной эксплуатации, а также батареи, залитые электролитом, но не бывшие в эксплуатации, устанавливаются на хранение после их полной зарядки и доведения плотности электролита до нормы, соответствующей климатическому району.
Батареи, снятые с автомобилей после длительной эксплуатации, перед постановкой на хранение следует полностью зарядить, проверить плотность электролита и его уровень. Затем подвергнуть их контрольно-тренировочному разряду (см. «Проверка батареи»), чтобы убедиться в их удовлетворительном техническом состоянии.
После разрядки батареи следует вновь зарядить, насухо протереть и ввернуть пробки, после чего они готовы для постановки на хранение.

Примечание
В батарее с электролитом плотностью 1,30 г/см3, принятой для зимнего времени в районах с очень холодным климатом, следует довести плотность до 1,29 г/см3, так как концентрированный электролит ускоряет разрушение пластин и сепараторов.


Резервные батареи, которые могут потребоваться в любой момент для установки на автомобили, должны поддерживаться в состоянии полной заряженности. Поэтому при положительной температуре хранения для восстановления емкости, потерянной от саморазряда, батареи следует один раз в месяц подзаряжать током 5,5—6,0 А.
При температуре хранения 0° С и ниже ежемесячно проверять плотность электролита и подзаряжать батареи, если плотность ниже 1,22 г/см3.
У батарей, поставленных на хранение в связи с сезонным перерывом эксплуатации, также следует ежемесячно проверять плотность электролита. Заряжать их следует непосредственно перед пуском в эксплуатацию, за исключением тех случаев, когда выявлено падение плотности электролита (отнесенной к 2° С) ниже 1,22 г/см3 во время хранения при температуре ниже 0° С или падении плотности электролита ниже 1,20 г/см3 во время хранения при положительной температуре. Максимальный срок хранения батарей с электролитом при температуре не выше 0° С — не более полутора лет, а при температуре 15— 25° C — около 9 месяцев.
Проверка батареи
Для проверки исправности батареи проводят контрольно-тренировочный цикл:
- батарею зарядить током 5,5 А;
- к концу зарядки, если электролит по плотности отличается от указанного в табл. 9.1, произвести доводку плотности электролита путем доливки дистиллированной воды, когда плотность выше нормы, и доливкой электролита плотностью 1,4 г/см3, когда она ниже нормы;
- по окончании зарядки батарею подвергают разрядке током 5,5 А.
Температура электролита в начале разрядки должна быть 18—27° С. Замеры напряжения и температуры производить через каждые два часа.
После того как напряжение в аккумуляторах снизится до 1,85 В, замеры производятся через каждые 15 мин. После снижения напряжения до 1,75 В замеры производятся непрерывно, пока в одном из аккумуляторов напряжение не снизится до 1,7 В. После разрядки батарею вновь приведите в полностью заряженное состояние.
Если при этих условиях продолжительность разрядки не меньше, чем указано в табл. 9.5 для батарей с электролитом соответствующей плотности, батарея вполне пригодна для эксплуатации.

Таблица 9.5. Определение исправности аккумуляторной батареи
Определение исправности аккумуляторной батареи
Плотность электорлита заряженной батареи, приведенная к температуре 25 °C, г/см3
Продолжительность разрядки, ч
1,28
7,5
1,26
6,5
1,24
5,5



Реклама