Поиск

Volvo

Сервисное обслуживание и эксплуатация
Предлагаем Вашему вниманию адресно-телефонный справочник автопредприятий предоставляющих товары и услуги автомобилям Volvo:
 

8.11.1 Система ABS (антиблокировочная тормозная система)

8.11. Система ABS (антиблокировочная тормозная система)

Снятие и установка компонентов системы АВS



На автомобили Golf III/Vento устанавливается в качестве дополнительного оборудования антиблокировочная система ABS производства компании ITT Teves.

8.11.1 Система ABS (антиблокировочная тормозная система) Volvo
Рис. 8.28. Детали системы ABS при барабанных тормозных механизмах задних колес: 1 — зубчатый венец; 2 — концевой датчик ABS


Как правило, если автомобиль оснащен ABS, то на его задних колесах установлены дисковые тормозные механизмы. Однако ABS может быть установлена и при барабанных тормозных механизмах задних колес. В этом случае внутри барабанов на оси колес устанавливаются зубчатые венцы 1 (рис. 8.28) для определения частоты вращения колес.
Эффективность торможения автомобиля тем выше, чем большим является трение между покрышками и дорожным покрытием, и определяется коэффициентом скольжения. Минимальное скольжение (0%) возникает в случае свободного вращения колеса, а максимальное (100%) — если колесо заблокировано. При коэффициенте скольжения, равном 15%, достигается максимальная эффективность торможения колес. При выполнении этого условия достигается наилучший уровень управляемости и устойчивости автомобиля при торможении.
Система ABS повышает активную безопасность автомобиля и препятствует блокировке колес при резком торможении. При этом автомобиль до полной остановки сохраняет управляемость без заноса. Это достигается автоматическим отпусканием тормоза на соответствующем колесе, после чего торможение возобновляется.

8.11.1 Система ABS (антиблокировочная тормозная система) Volvo
Рис. 8.29. Общая схема системы ABS: 1, 10 — концевые датчики частоты вращения колеса; 2 — зубчатый венец ABS колеса; 3 — двухконтурный насос с электрическим двигателем; 4 — гидравлические клапаны; 5 — бачок с тормозной жидкостью; 6 — двухконтурный главный тормозной цилиндр с гидравлическим блоком; 7 — вакуумный усилитель; 8 — датчик положения педали тормоза; 9 — заднее колесо; 11 — регулятор давления; 12 — электронный блок управления системой ABS (ЭБУ—ABS)


В состав АВS входят: стандартная система торможения, концевые датчики частоты вращения колес, гидравлический блок, электронный блок управления (ЭБУ—АВS) и жгут электрических проводов. Общая схема системы ABS представлена на рис. 8.29.
На автомобилях, изготовленных до января 1993 г., блок управления системой ABS (ЭБУ—ABS) расположен под ковриком в правой передней нише для ног. На моделях, изготовленных между январем 1993 г. и февралем 1995 г., он расположен под задним правым сиденьем, а на моделях, изготовленных после февраля 1995 г., блок управления установлен на основание гидравлического узла.

8.11.1 Система ABS (антиблокировочная тормозная система) Volvo
Рис. 8.30. Детали системы АВS: 1 — вакуумный усилитель; 2 — двухконтурный главный тормозной цилиндр; 3 — бачок с тормозной жидкостью; 4 — крышка с датчиком недостаточного уровня; 5 — соединительная втулка; 6 — датчик положения педали тормоза; 7 — опора; 8 — термозащитная пластина; 9 — кольцевое уплотнение; 10 — гидравлический блок; 11 — выход трубопровода к переднему левому тормозному цилиндру; 12 — выход трубопровода к заднему правому тормозному цилиндру; 13 — выход трубопровода к заднему левому тормозному цилиндру; 14 — выход трубопровода к переднему правому тормозному цилиндру


Датчики частоты вращения колес системы АВS передают информацию в виде электрического тока переменного напряжения о частоте вращения колес на ЭБУ—АВS. Датчики частоты вращения передних колес установлены на поворотных кулаках, а задних колес — на оси заднего колеса в паре с зубчатыми венцами, размещенными на ступице. ЭБУ—АВS по сигналам от всех четырех датчиков частоты вращения колес фиксирует сигналы, оценивает все отклонения по отношению к предварительно запрограммированным показателям и измеряет ускорение, замедление или скольжение каждого колеса. Сравнивая скорость вращения каждого колеса со средней скоростью всех колес, определяет степень проскальзывания отдельных колес и тем самым может установить момент, когда одно из них подходит близко к блокированию. Кроме того, датчик 6 (рис. 8.30) положения педали тормоза, установленный на вакуумном усилителе 1, также сообщает ЭБУ—АВS, насколько нажата педаль тормоза.
На основе полученной информации ЭБУ—АВS выдает управляющие импульсы на электромагнитные клапана гидравлического блока 10, который отключает от главного цилиндра 2 суппорт тормоза на колесе, которое может оказаться заблокированным.
Если все же скорость вращения колеса продолжает уменьшаться, то ЭБУ—АВS включает электрический возвратный насос, который откачивает тормозную жидкость назад в главный цилиндр, снижая давление в суппорте тормоза так, чтобы торможение прекратилось. Как только скорость вращения колеса станет приемлемой, насос выключится, электромагнитный клапан откроется, восстанавливая в суппорте давление, создаваемое главным цилиндром, в результате чего суппорт снова начнет торможение. Этот цикл может быть выполнен до 10 раз в секунду, что гораздо быстрее, чем можно добиться при «прерывистом» нажатии педали тормоза в автомобилях. Кроме того, возможно управление тормозным механизмом каждого колеса по отдельности, а не одновременно, что имеет место при нажатии педали тормоза в автомобилях, в которых отсутствует система АВS.
Если колесо начинает вращаться быстрее, то ЭБУ—АВS выдает сигнал на повышение давления, но не выше общего давления в тормозной системе.
Водитель ощущает действие АВS по пульсации тормозной педали и характерному звуку работы гидравлического блока в моторном отсеке, что сигнализирует ему о движении в пограничных условиях.
Работа системы АВS полностью зависит от электрических сигналов. Чтобы предотвратить реакцию системы на какие-либо ложные сигналы, имеется встроенный контур контроля всех сигналов, полученных ЭБУ—АВS. При обнаружении ложного сигнала или при напряжении аккумуляторной батареи ниже 10 В, система АВS автоматически отключается, а на приборной панели загорается контрольная лампа, сообщая водителю, что АВS неработоспособна.
При загорании лампы во время движения необходимо остановиться и выключить зажигание и приборы, затем снова запустить двигатель. После включения зажигания гидравлический блок в течение 60 с восстанавливает необходимое рабочее давление в системе. Индикатор АВS вспыхивает на 2—20 c в зависимости от величины давления в системе. Затем ЭБУ—АВS проверяет отдельные компоненты системы. В случае, если будут замечены какие-либо отклонения, тормозная система с АВS будет работать, как обычная тормозная система без АВS, а контрольная лампа будет гореть. Выход из строя системы АВS позволяет двигаться автомобилю, но требует большего внимания к скорости движения и дорожной обстановке, так как эффективность управления резко снижается.
Если контрольная лампа погаснет, то, значит, напряжение в бортовой сети выше 10 В. При необходимости зарядите аккумуляторную батарею.
Если свечение контрольной лампы не связано с падением напряжения, проверьте целостность проводов и соединений, связанных с концевыми датчиками.
Более сложные проверки следует производить на станциях технического обслуживания.
Считывание информации о неисправностях системы АВS из памяти устройства самодиагностики, интегрированного в ЭБУ—АВS, производится с помощью специального оборудования VAG 1551.
Тем не менее можно произвести контроль системы АВS своими силами при помощи тестера и мегомметра, измеряя напряжение или сопротивление между контактами разъема ЭБУ—АВS. Контрольные электрические величины, возможные неисправности системы АВS и методы их устранения представлены в табл. 8.3.
Реклама