5.2.4. Разборка коробки передач
Разборка и ремонт коробки передач требуются при следующих неисправностях.
1. Повышенный шум в коробке передач:
– износ подшипников;
– износ зубьев шестерен и синхронизаторов;
– осевое перемещение валов.
|
2. Затрудненное переключение передач:
– износ сферического шарнира рычага переключения передач, отсутствие смазки в узле;
– деформация рычага переключения передач;
– заусенцы, погнутости, загрязнение гнезд штоков, заклинивание блокировочных сухарей;
– загрязнение шлицев скользящей муфты и ступицы;
– деформация вилок переключения передач.
|
3. Самопроизвольное выключение или нечеткое включение передач:
– износ фиксаторов, поломка пружин фиксаторов;
– износ блокирующего кольца синхронизатора;
– поломка пружины синхронизатора;
– износ зубьев муфты синхронизатора или зубчатого венца синхронизатора.
|
4. Пониженный уровень или утечка масла:
– износ сальников первичного и вторичного валов;
– ослабление крепления крышек картера коробки передач, повреждение уплотнительных прокладок.
|
ПРИМЕЧАНИЕ
Перечисленные неисправности могут быть вызваны иными причинами, устранение которых не требует снятия и разборки коробки передач. Поскольку работы по снятию и разборке коробки передач весьма трудоемки, уделите диагностике неисправностей пристальное внимание и убедитесь в безусловной необходимости такого ремонта.
|
Вам потребуются: ключи "на 10", "на 12", "на 13", "на 24", отвертка, молоток, выколотка из мягкого металла.
1. Очистите от грязи и вымойте снаружи коробку передач.
|
2. Отверните пробки маслоналивного и маслосливного отверстий и слейте масло из коробки передач, если ранее этого не сделали.
|
3. Снимите выжимной подшипник сцепления и поролоновое кольцо 1 с направляющей втулки.
|
4. Выверните болты и снимите заднюю опору двигателя с кронштейном, если этого не сделали при снятии коробки передач с автомобиля.
|
5. Выверните выключатель света заднего хода с прокладкой.
|
6. Выверните болт 1 крепления стопора привода спидометра, снимите стопор 2 и привод спидометра вместе с датчиком 3 скорости.
|
7. Выверните сапун.
|
8. Выверните четыре болта 1 и снимите корпус 2 рычага переключения передач с прокладкой.
|
9. Выверните три болта 1 и снимите крышку подшипника первичного вала с направляющей втулкой 2 подшипника выключения сцепления с прокладкой.
|
10. Выверните болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода на переднем картере коробки передач.
|
11. Снимите стопорное кольцо подшипника с первичного вала при необходимости его замены.
|
12. Выверните десять болтов крепления переднего картера коробки передач к заднему картеру.
|
13. Разъедините передний и задний картеры коробки передач. Для этого зажмите удлинитель в тисках с мягкими накладками на губки и ударяйте медным молотком по приливам с отверстиями для крепления коробки передач к картеру сцепления или через выколотку из мягкого металла — по выступающим кромкам фланца переднего картера. При этом старайтесь не повредить прокладку.
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не разъединяйте картеры, нанося удары по первичному валу. Это неизбежно приведет к повреждению синхронизатора.
|
14. Выверните два болта 1 крепления и снимите пластину 2 фиксаторов штоков с прокладкой.
|
15. Выньте три пружины фиксаторов.
|
16. Передвиньте шток включения 5-й передачи и заднего хода в положение заднего хода.
|
17. Выверните стопорные болты крепления вилок переключения к штокам.
|
18. Промаркируйте вилки переключения передач (их принадлежность к штокам и ориентацию). Выбейте штоки выколоткой из мягкого материала и снимите их. Первым снимают шток 3 включения 5-й передачи и заднего хода, вторым — шток 1 включения 1 и 2-й передач, а последним — шток 2 включения 3-й и 4-й передач. При снятии штока включения 3-й и 4-й передач проследите за тем, чтобы не потерять стопорный палец. Снимите вилки переключения 1-й и 2-й, 3-й и 4-й передач со скользящих муфт синхронизаторов.
|
ПРИМЕЧАНИЕ
Обратите внимание, в отверстие штока вставлен промежуточный штифт блокировки одновременного включения передач. Не потеряйте его.
|
19. Выньте шарики фиксаторов, подставив руку и протолкнув их отверткой через отверстия внутрь картера.
|
20. Выньте два стопорных плунжера специальным инструментом или крючком из проволоки.
|
21. Если необходимо разобрать шток включения 5-й передачи и заднего хода, то сначала выверните стопорный болт 1, а затем снимите со штока головку 2, блокировочную втулку 3 и пружину 4.
|
22. Выверните болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода на заднем картере коробки передач.
|
23. Разожмите щипцами стопорное кольцо заднего подшипника вторичного вала и, ударяя выколоткой из мягкого материала по торцу, выпрессуйте вторичный вал.
|
24. Выньте одновременно из заднего картера коробки передач вторичный вал в сборе с первичным, промежуточный вал и ось промежуточной шестерни заднего хода.
|
25. Убедитесь, что синхронизатор 3-й и 4-й передач установлен в нейтральное положение.
|
26. Аккуратно разъедините первичный и вторичный валы, не забывая о том, что насыпные ролики (14 шт.) переднего подшипника вторичного вала могут выпасть из гнезда первичного вала.
|
27. Если в процессе эксплуатации обнаружена течь масла из коробки передач через сальники, дефектные сальники необходимо заменить.
|