Общие сведения и меры предосторожности
Система охлаждения повышенного давления содержит насос, алюминиевый радиатор поперечного потока, вентилятор, имеющий привод от вязкостной муфты и термостат. Система работает следующим образом. Остывшая жидкость из радиатора поступает в водяной насос, который подает ее в полости блока и головки цилиндров. При этом охлаждаются цилиндры, камеры сгорания и седла клапанов. Далее жидкость поступает на вход термостата, первоначально закрытого. Кроме того, жидкость проходит через радиатор отопителя и возвращается к водяному насосу через блок цилиндров.
Пока двигатель холодный, жидкость проходит по малому кругу циркуляции, включающему в себя блок, головку цилиндров и отопитель. После того, как жидкость достигнет определенной температуры, термостат открывается, и жидкость начинает проходить по большому кругу, включающему радиатор. При прохождении через радиатор жидкость охлаждается потоком воздуха, возникающем при движении автомобиля. Охлаждение жидкости в радиаторе усиливается за счет вращения вентилятора. Охлажденная жидкость попадает в водяной насос и цикл повторяется.
Водяной насос установлен в виде отдельного блока на передней стороне двигателя и приводится во вращение ремнем привода вспомогательных агрегатов.
Информация о температуре охлаждающей жидкости поступает от датчика, расположенного в корпусе термостата (для бензиновых двигателей) или в головке цилиндров [для дизельных двигателей), и передается на индикатор, расположенный на приборной доске, а также в систему управления топливоподачей. Датчик низкого уровня охлаждающей жидкости расположен в расширительном бачке или в верхнем бачке радиаторе.
На моделях без кондиционера позади радиатора установлен вентилятор с вязкостной муфтой. При низкой температуре под капотом муфта работает с большим скольжением и вентилятор вращается медленно. По мере увеличения температуры скольжение в муфте уменьшается, и вентилятор начинает вращаться быстрее.
На моделях с кондиционером вместо (или в дополнение) к вентилятору с вязкостной муфтой устанавливается электрический вентилятор. Вентиляторы в этих моделях предназначены как для охлаждения охлаждающей жидкости в радиаторе, так и для охлаждения хладагента системы кондиционирования. В связи с этим вентилятор снабжен блоком электронного управления, установленного в переднем левом углу автомобиля.
На ранних моделях автомобилей устанавливался вязкостный вентилятор и переливная трубка в верхней части радиатора. Поскольку температура охлаждающей жидкости меняется в широком диапазоне, меняется и ее объем, на моделях с электрическим вентилятором устанавливается пластмассовый расширительный бачок (с правой стороны моторного отсека). По мере увеличения температуры охлаждающей жидкости часть ее увеличенного объема перетекает в расширительный бачок. При остывании двигателя жидкость поступает из расширительного бачка в радиатор.
На моделях с автоматической коробкой передач рабочая жидкость трансмиссии проходит через теплообменник в нижней часть радиатора, там охлаждается и, затем, поступает обратно в коробку передач.
Аналогично, на дизельных двигателях установлен дополнительный теплообменник для охлаждения масла двигателя. На моделях, выпущенных до июля 1994 года, теплообменник установлен в поддоне и подсоединен шлангами к системе охлаждения. На поздних моделях теплообменик устанавливается в корпусе масляного фильтра. В обоих случаях масло охлаждается жидкостью системы охлаждения двигателя.
Перед радиатором проходят трубы гидросистемы усилителя рулевого управления, в которых охлаждается рабочая жидкость усилителя при движении автомобиля.
Отопитель салона автомобиля работает за счет нагретой жидкости системы охлаждения. Поток жидкости циркулирует через радиатор, установленный в салоне, а расход жидкости регулируется электромагнитными клапанами, управляемыми датчиком температуры, установленным на панели управления. Иногда радиатор отопителя разделен на две независимых половины (одна для водителя, вторая для пассажира). В этом случае отопители управляются двумя электромагнитными клапанами, имеющими независимое управление (на моделях с кондиционером имеется еще главный клапан управления расходом жидкости через радиаторы салона). Управление температурой воздуха в салоне автомобиля осуществляется за счет подогрева холодного воздуха, поступающего в салон (Или за счет его охлаждения кондиционером).
Меры предосторожностиВнимание! Не пытайтесь открывать крышку расширительного бачка или изменять регулировку компонентов системы охлаждения, пока двигатель не остыл ввиду опасности ошпаривания. При необходимости открытия крышки расширительного бачка до полного остывания двигателя и радиатора (даже, если это не рекомендуется) прежде всего необходимо сбросить давление в системе охлаждения. Накройте крышку толстой тряпкой, чтобы не ошпариться, и медленно отворачивайте ее до тех пор, пока не послышится свистящий звук. После прекращения свистящего звука, что соответствует сбросу давления, медленно отверните крышку до конца. Если при отворачивании крышки снова появится свистящий звук, немедленно прекратите отворачивание и дождитесь прекращения звука. Во время этой процедуры отверните лицо в сторону от крышки, в также предохраняйте руки.
Внимание! Не допускайте попа дания антифриза на кожу и на окрашенные поверхности автомобиля. Немедленно смывайте подтеки большим количеством воды. Никогда не оставляйте антифриз в открытой емкости или на полу. Детей и домашних животных может привлечь его сладкий запах, однако антифриз очень опасен.
Внимание! Вентилятор с вязкостной муфтой может вращаться только при работающем двигателе, тогда как электрический вентилятор может начать вращение даже при неработающем двигателе (при включении зажигания). Будьте осторожны, работая в моторном отделении, старайтесь, чтобы волосы и слишком свободная одежда были на достаточном расстоянии от опасности.