Автомобили Lancia
База знаний → Истории происхождения марок → Lancia
FIAT Auto S.p.A., Corso Giovanni Angelli 200, I-10135 Torino, Italy
Иногда случается так, что биография основателя фирмы почти полностью рассказывает и о созданном им деле. Говоря о Винченцо Лянча и о его фирме, дожившей до наших дней, в этом можно быть абсолютно уверенным...
Винченцо Лянча (1881-1937)
Винченто Лянча и его механик за рулемсвоего гоночного FIAT 130HP. Честно говоря, машина больше похожа на трактор (1907 год)
1908 год - на ковейере первые Lanca-Alfa
Уникальная рама и шасси автомобиля Lambda
Скорая помощь - Lancia (1934 год)
Aprilia - Lancia (1938 год)
Lancia - Aurelia B10 (1950 год)
Свидетельство о высоком качестве марки Lancia (20-е годы ХХ века)
24 августа 1881 года в местечке Фобелло Валчеза в семье состоятельного промышленника родился сын - Винченцо. Отец владел фабрикой, выпускавшей консервированные супы и мясные продукты. Когда ребенок подрос, он, к сожалению родителей, не проявил интереса к фамильному предприятию - его тянуло к технике. Отец, охотно вводивший технические новшества на своей фабрике, проявил понимание и отправил сына на небольшую механическую фирму Джованни Чейрано (Giovanni Ceirano), где он и начал работать... бухгалтером.
Здесь молодой Лянча познакомился с гонщиком-звездой того времени Феличе Наццаро (Felice Nazzaro). Возникшая дружба еще больше повлияла на пристрастия Лянчи. Молодой бухгалтер все чаще стал приходить в мастерскую. Там он увлеченно осваивал сборочно-разборочные и регулировочные работы, вникая в устройство автомобиля. Вскоре Лянче доверили обкатку и испытания машин. И он сразу обратил на себя внимание талантом водителя.
Его спортивная карьера длилась с 1900 по 1910 год. "FIAT" доверял ему лучшие машины - самые быстрые и хорошо подготовленные. Лянча считается одним из основателей итальянской гоночной школы. Современники восхищались его мастерством, в особенности техникой прохождения поворотов. Лянча участвовал в сорока гонках, одержал восемнадцать побед (в классе или в абсолютном зачете).
Но рамки карьеры гонщика уже были тесны двадцатипятилетнему итальянцу. Средства позволяли ему открыть собственное дело. 27 ноября 1906 года, совместно с Клаудио Фоджолином, была основана фирма "Fabbrica Automobili Lancia". Компаньоны купили маленький завод на Виа Ормеа в Турине. Уже через неделю Винченцо подал заявку на патент на конструкцию штампованной балки задней оси. Работа над первым автомобилем шла полным ходом. Небольшая задержка была вызвана пожаром, случившимся на заводе в феврале 1907 года. Однако уже 23 сентября из ворот завода вышла "Lancia-Alfa" (шасси № 3), а продажи начались в 1908 году. Машина вобрала все достижения автомобилестроения своего времени. Четырехцилиндровый мотор рабочим объемом 2543 смЗ (90 х 100 мм) развивал 28 л.с. при 1450 об/мин. Четырехступенчатая коробка передач была связана с патентованным задним мостом карданным валом. Ручной тормоз действовал на задние колеса, ножной - на трансмиссию. Лянча, любивший скорость, уже первый свой автомобиль сделал быстрым-он достигал 90 км/ч. В 1908 году была выпущена модель "Dialfa" (заводское обозначение - " тип 53"). На машине стоял шестицилиндровый (3815 смЗ, 90 х 100 мм) мотор - одна из первых в мире "шестерок", а по мнению некоторых историков - первая серийная. Последовали другие модели, обозначенные буквами греческого алфавита - "Beta" (1909), "Gamma" (1910), "Delta", "Y", "Эта" (1911).
В 1911 году Бискаретти ди Руффиа придумал фирменную эмблему - рулевое колесо, а над ним флаг с надписью "Lancia". Эта эмблема в несколько измененном виде дожила до наших дней.
В 1912 году выпустили "Lancia-1Z". Этой модели с четырехцилиндровым мотором рабочим объемом 4940 см3 суждено было участвовать в первой мировой войне: в апреле 1915 года сделали прототип бронеавтомобиля на упрощенном шасси "1Z". Сразу после испытаний фирма получила заказ на двадцать таких машин. Уже в середине 1915 года, когда Италия вступила в войну, было организовано первое подразделение из двух бронеавтомобилей. Броневик "1Z" с вращающейся башней вооружили тремя пулеметами "Максим". Машина, защищенная от винтовочных пуль, весила 4 тонны и с экипажем пять человек достигала 70 км/ч. Существенным недостатком бронеавтомобиля стала уязвимость шин. Машину несколько раз модернизировали и до конца войны выпустили 120 экземпляров "1Z", некоторые из них оставались в строю вплоть до 1940 года.
В 1913 году появилась модель "Teta" ("тип 61"). Конструкция автомобиля была близка к "Lancia-IZ". Мотор (4 цил., 4940 смЗ) развивал 70 л.с. при 2200 об/мин. По сравнению с "1Z" облегчили шасси, применили колеса с проволочными спицами, а также - впервые в Европе - электроосвещение. За два года продали около 1700 этих машин, за которыми закрепилась репутация очень прочных. Один из автомобильных историков писал, что нужен "очень профессиональный убийца автомобилей, чтобы совсем сломать машину "Teta". Эта модель укрепила репутацию автомобилей "Lancia" как скоростных, хотя заводской "конюшни" и специальных гоночных модификаций у фирмы не было. В соревнованиях участвовали частные гонщики, а иногда - сам Лянча. В 1913 году Пьетро Бордино, бывший гоночный механик Лянчи, занял восьмое место в гонках "Тарга Флорио".
1919 год стал во многом началом новой эры для "Lancia". К этому времени производственные площади завода расширились до 60 000 м2. "Lancia Kappa", появившаяся в 1919 году, представляла собой модернизированный вариант модели "Teta". База увеличилась.с 3300 до 3390 мм, применили дисковые колеса со съемными ободами, мотор (4 цил., 4940 см^) был сблокирован с четырехступенчатой коробкой передач. С кузовом торпедо машина достигала 125 км/ч. В том же 1919 году на нескольких выставках экспонировалось шасси с двигателем VI 2. Такие в ту пору были еще редкостью - двенадцатицилиндровый стоял на рекордном "Sunbeam", а серийно подобный мотор устанавливали на "Paccard Twin Six". Двигатель "Lancia" имел развал блока всего 20° и был очень компактным. Рабочий объем составлял 6450 смЗ, мощность - 150 л.с. при 2800 об/мин. Мотор отличали: верхний распредвал и "подвесные" клапаны, генератор и магнето располагались спереди двигателя, поперек, Уже на малых оборотах VI 2 развивал прекрасный момент. Тяжелая послевоенная экономическая ситуация не позволила пустить VI 2 в производство, но уже совсем скоро из концепции прототипа родились серийные моторы, прославившие туринскую марку, - скажем, V8 (4594 см3) для модели "Трикаппа" 1922 года.
"Lancia Lambda" вписала в автомобильную историю золотую страницу. Этот автомобиль стал эпохальным не только для фирмы, но и для мирового автомобилестроения. Существует легенда о событии, предшествовавшем появлению этого автомобиля. В 1920 году Лянча ехал с матерью в отчий дом, в Фобелло. На одном из ухабов у его машины сломалась передняя рессора: это чуть было не привело к аварии. Тогда Лянча дал задание своему КБ на разработку независимой передней подвески. 15 марта 1921 года на заседании руководства фирмы решали вопрос о введении патентованного "частично самонесущего" кузова и независимой передней подвески. Сотрудник КБ Баттиста Фалькетто начертил четырнадцать (!) вариантов подвески, из которых лучший выбрал сам Лянча. Конструкция оказалась простой и надежной, впоследствии ее переняли другие фирмы. Основой кузова служила, по сути, пространственная рама из листовой стали с вырезами для облегчения, к ней крепились внешние панели. Автомобиль получился легким и прочным. Двигатель V4 (развал 13°) спроектировали Рокко и Кантарини. Мотор с верхним распредвалом (рабочий объем 2120 смЗ) развивал 50 л.с. при 3000 об/мин. Зажигание действовало от магнето высокого напряжения. Слева по ходу двигателя располагался вал привода водяной помпы, генератора и магнето. На "Lancia Lambda" стояли тормоза на всех колесах. Предлагались два шасси с базами 3100 и 3420 мм. Прототип прошел испытания в сентябре 1921 года, а в октябре 1922-го "Lambda" стала сенсацией Парижского автосалона. Первые машины чаще оснащали открытыми кузовами торпедо, для которых можно было заказать съемную жесткую крышу.
"Lambda" имела большой успех - в 1923-1931 гг. продали около 13 000 экземпляров. Машину постоянно модернизировали - всего появилось девять серий. На машинах 5-й серии устанавливали четырехступенчатую коробку передач, электрооборудование "Бош" вместо "Марелли", увидели свет двухместные кузова работы "Вейман". Для 7-й серии 1927 года сделали весьма интересный двигатель увеличенного объема - 2370 смЗ, мощностью 58 л.с. при 3650 об/мин. Мотор имел коленвал с противовесами, легкосплавные (а не чугунные, как прежде) поршни, шатуны из хромированной стали. Увеличение мощности повлекло и изменение тормозов: барабаны большего диаметра получили ребра для охлаждения. Модернизированное шасси приспособили для установки заказных кузовов. Автомобили 8-й серии (2570 смЗ, 69 л.с.) еще больше укрепили спортивную репутацию фирмы. В 1928 году водитель-испытатель Джикмонди лидировал на "Lancia Lambda" в гонках "Милле Милья" за 300 км до финиша. Он сошел из-за аварии, третье место заняли Страцца и Варалло, тоже на "Lancia". Кстати, с этой моделью связан один курьез. В 20-х годах один из владельцев-любителей "Lancia" под овации зрителей проехал с пассажирами гоночную трассу в Балмберге... задним ходом.
С 1931 года завод выпускал автомобили так называемого А-ряда. Сначала появились "Артена" (V4, 1924 смЗ) и "Астура" (V8, 2604 смЗ). Пробег четырехцилиндрового двигателя до капитального ремонта достигал 120-150 тыс. км. На "Астуре" в 1933 году установили двигатель рабочим объемом 2972 смЗ, в 1934 году на таких машинах были завоеваны 1 -е и 2-е места в гонках "Джиро д' Италия". В 1933 году появилась "Аугуста" (V4, 1192 см3) с несущим кузовом и гидротормозами "Локхид". Эта модель была популярна во Франции, где продавалась под названием "Бельна".
Винченцо Лянча скончался 15 февраля 1937 года. Ему было всего пятьдесят шесть лет. Последняя модель, духовным отцом которой был Лянча, - "Aprilia" - появилась в том же 1937-м. Кузов для этого автомобиля проектировал Фалькетто совместно с аэродинамической лабораторией Высшей технической школы в Турине. О форме "Lancia Aprilia", напоминавшей майского жука, много спорили. Однако большинство сходилось в одном: эта машина - пример бескомпромиссного стиля, характерного для Лянчи и его марки.
Фирма и до наших дней сохранила стиль, заложенный ее основателем. Завод строил разные автомобили - кажется, не было только неудачных. Неординарные скоростные машины всегда находили своих поклонников. В 1960 году был создан "Клуб высокой верности", членом его мог стать только тот, кто владел шестью (!) автомобилями "Lancia", купленными новыми, на фирме. В бО-х-80-х годах на раллийных трассах мира гремела слава моделей "Fulvia", "Stratos", "Delta". В 1970 году фирма вошла в состав концерна "FIAT" - но черты, присущие автомобилям "Lancia", не исчезли. Продукция фирмы, офис которой расположен на улице Винченцо Лянчи, и сегодня легко находит покупателей в разных странах мира.
Иногда случается так, что биография основателя фирмы почти полностью рассказывает и о созданном им деле. Говоря о Винченцо Лянча и о его фирме, дожившей до наших дней, в этом можно быть абсолютно уверенным...
Винченцо Лянча (1881-1937)
Винченто Лянча и его механик за рулемсвоего гоночного FIAT 130HP. Честно говоря, машина больше похожа на трактор (1907 год)
1908 год - на ковейере первые Lanca-Alfa
Уникальная рама и шасси автомобиля Lambda
Скорая помощь - Lancia (1934 год)
Aprilia - Lancia (1938 год)
Lancia - Aurelia B10 (1950 год)
Свидетельство о высоком качестве марки Lancia (20-е годы ХХ века)
Здесь молодой Лянча познакомился с гонщиком-звездой того времени Феличе Наццаро (Felice Nazzaro). Возникшая дружба еще больше повлияла на пристрастия Лянчи. Молодой бухгалтер все чаще стал приходить в мастерскую. Там он увлеченно осваивал сборочно-разборочные и регулировочные работы, вникая в устройство автомобиля. Вскоре Лянче доверили обкатку и испытания машин. И он сразу обратил на себя внимание талантом водителя.
Его спортивная карьера длилась с 1900 по 1910 год. "FIAT" доверял ему лучшие машины - самые быстрые и хорошо подготовленные. Лянча считается одним из основателей итальянской гоночной школы. Современники восхищались его мастерством, в особенности техникой прохождения поворотов. Лянча участвовал в сорока гонках, одержал восемнадцать побед (в классе или в абсолютном зачете).
Но рамки карьеры гонщика уже были тесны двадцатипятилетнему итальянцу. Средства позволяли ему открыть собственное дело. 27 ноября 1906 года, совместно с Клаудио Фоджолином, была основана фирма "Fabbrica Automobili Lancia". Компаньоны купили маленький завод на Виа Ормеа в Турине. Уже через неделю Винченцо подал заявку на патент на конструкцию штампованной балки задней оси. Работа над первым автомобилем шла полным ходом. Небольшая задержка была вызвана пожаром, случившимся на заводе в феврале 1907 года. Однако уже 23 сентября из ворот завода вышла "Lancia-Alfa" (шасси № 3), а продажи начались в 1908 году. Машина вобрала все достижения автомобилестроения своего времени. Четырехцилиндровый мотор рабочим объемом 2543 смЗ (90 х 100 мм) развивал 28 л.с. при 1450 об/мин. Четырехступенчатая коробка передач была связана с патентованным задним мостом карданным валом. Ручной тормоз действовал на задние колеса, ножной - на трансмиссию. Лянча, любивший скорость, уже первый свой автомобиль сделал быстрым-он достигал 90 км/ч. В 1908 году была выпущена модель "Dialfa" (заводское обозначение - " тип 53"). На машине стоял шестицилиндровый (3815 смЗ, 90 х 100 мм) мотор - одна из первых в мире "шестерок", а по мнению некоторых историков - первая серийная. Последовали другие модели, обозначенные буквами греческого алфавита - "Beta" (1909), "Gamma" (1910), "Delta", "Y", "Эта" (1911).
В 1911 году Бискаретти ди Руффиа придумал фирменную эмблему - рулевое колесо, а над ним флаг с надписью "Lancia". Эта эмблема в несколько измененном виде дожила до наших дней.
В 1912 году выпустили "Lancia-1Z". Этой модели с четырехцилиндровым мотором рабочим объемом 4940 см3 суждено было участвовать в первой мировой войне: в апреле 1915 года сделали прототип бронеавтомобиля на упрощенном шасси "1Z". Сразу после испытаний фирма получила заказ на двадцать таких машин. Уже в середине 1915 года, когда Италия вступила в войну, было организовано первое подразделение из двух бронеавтомобилей. Броневик "1Z" с вращающейся башней вооружили тремя пулеметами "Максим". Машина, защищенная от винтовочных пуль, весила 4 тонны и с экипажем пять человек достигала 70 км/ч. Существенным недостатком бронеавтомобиля стала уязвимость шин. Машину несколько раз модернизировали и до конца войны выпустили 120 экземпляров "1Z", некоторые из них оставались в строю вплоть до 1940 года.
В 1913 году появилась модель "Teta" ("тип 61"). Конструкция автомобиля была близка к "Lancia-IZ". Мотор (4 цил., 4940 смЗ) развивал 70 л.с. при 2200 об/мин. По сравнению с "1Z" облегчили шасси, применили колеса с проволочными спицами, а также - впервые в Европе - электроосвещение. За два года продали около 1700 этих машин, за которыми закрепилась репутация очень прочных. Один из автомобильных историков писал, что нужен "очень профессиональный убийца автомобилей, чтобы совсем сломать машину "Teta". Эта модель укрепила репутацию автомобилей "Lancia" как скоростных, хотя заводской "конюшни" и специальных гоночных модификаций у фирмы не было. В соревнованиях участвовали частные гонщики, а иногда - сам Лянча. В 1913 году Пьетро Бордино, бывший гоночный механик Лянчи, занял восьмое место в гонках "Тарга Флорио".
1919 год стал во многом началом новой эры для "Lancia". К этому времени производственные площади завода расширились до 60 000 м2. "Lancia Kappa", появившаяся в 1919 году, представляла собой модернизированный вариант модели "Teta". База увеличилась.с 3300 до 3390 мм, применили дисковые колеса со съемными ободами, мотор (4 цил., 4940 см^) был сблокирован с четырехступенчатой коробкой передач. С кузовом торпедо машина достигала 125 км/ч. В том же 1919 году на нескольких выставках экспонировалось шасси с двигателем VI 2. Такие в ту пору были еще редкостью - двенадцатицилиндровый стоял на рекордном "Sunbeam", а серийно подобный мотор устанавливали на "Paccard Twin Six". Двигатель "Lancia" имел развал блока всего 20° и был очень компактным. Рабочий объем составлял 6450 смЗ, мощность - 150 л.с. при 2800 об/мин. Мотор отличали: верхний распредвал и "подвесные" клапаны, генератор и магнето располагались спереди двигателя, поперек, Уже на малых оборотах VI 2 развивал прекрасный момент. Тяжелая послевоенная экономическая ситуация не позволила пустить VI 2 в производство, но уже совсем скоро из концепции прототипа родились серийные моторы, прославившие туринскую марку, - скажем, V8 (4594 см3) для модели "Трикаппа" 1922 года.
"Lancia Lambda" вписала в автомобильную историю золотую страницу. Этот автомобиль стал эпохальным не только для фирмы, но и для мирового автомобилестроения. Существует легенда о событии, предшествовавшем появлению этого автомобиля. В 1920 году Лянча ехал с матерью в отчий дом, в Фобелло. На одном из ухабов у его машины сломалась передняя рессора: это чуть было не привело к аварии. Тогда Лянча дал задание своему КБ на разработку независимой передней подвески. 15 марта 1921 года на заседании руководства фирмы решали вопрос о введении патентованного "частично самонесущего" кузова и независимой передней подвески. Сотрудник КБ Баттиста Фалькетто начертил четырнадцать (!) вариантов подвески, из которых лучший выбрал сам Лянча. Конструкция оказалась простой и надежной, впоследствии ее переняли другие фирмы. Основой кузова служила, по сути, пространственная рама из листовой стали с вырезами для облегчения, к ней крепились внешние панели. Автомобиль получился легким и прочным. Двигатель V4 (развал 13°) спроектировали Рокко и Кантарини. Мотор с верхним распредвалом (рабочий объем 2120 смЗ) развивал 50 л.с. при 3000 об/мин. Зажигание действовало от магнето высокого напряжения. Слева по ходу двигателя располагался вал привода водяной помпы, генератора и магнето. На "Lancia Lambda" стояли тормоза на всех колесах. Предлагались два шасси с базами 3100 и 3420 мм. Прототип прошел испытания в сентябре 1921 года, а в октябре 1922-го "Lambda" стала сенсацией Парижского автосалона. Первые машины чаще оснащали открытыми кузовами торпедо, для которых можно было заказать съемную жесткую крышу.
"Lambda" имела большой успех - в 1923-1931 гг. продали около 13 000 экземпляров. Машину постоянно модернизировали - всего появилось девять серий. На машинах 5-й серии устанавливали четырехступенчатую коробку передач, электрооборудование "Бош" вместо "Марелли", увидели свет двухместные кузова работы "Вейман". Для 7-й серии 1927 года сделали весьма интересный двигатель увеличенного объема - 2370 смЗ, мощностью 58 л.с. при 3650 об/мин. Мотор имел коленвал с противовесами, легкосплавные (а не чугунные, как прежде) поршни, шатуны из хромированной стали. Увеличение мощности повлекло и изменение тормозов: барабаны большего диаметра получили ребра для охлаждения. Модернизированное шасси приспособили для установки заказных кузовов. Автомобили 8-й серии (2570 смЗ, 69 л.с.) еще больше укрепили спортивную репутацию фирмы. В 1928 году водитель-испытатель Джикмонди лидировал на "Lancia Lambda" в гонках "Милле Милья" за 300 км до финиша. Он сошел из-за аварии, третье место заняли Страцца и Варалло, тоже на "Lancia". Кстати, с этой моделью связан один курьез. В 20-х годах один из владельцев-любителей "Lancia" под овации зрителей проехал с пассажирами гоночную трассу в Балмберге... задним ходом.
С 1931 года завод выпускал автомобили так называемого А-ряда. Сначала появились "Артена" (V4, 1924 смЗ) и "Астура" (V8, 2604 смЗ). Пробег четырехцилиндрового двигателя до капитального ремонта достигал 120-150 тыс. км. На "Астуре" в 1933 году установили двигатель рабочим объемом 2972 смЗ, в 1934 году на таких машинах были завоеваны 1 -е и 2-е места в гонках "Джиро д' Италия". В 1933 году появилась "Аугуста" (V4, 1192 см3) с несущим кузовом и гидротормозами "Локхид". Эта модель была популярна во Франции, где продавалась под названием "Бельна".
Винченцо Лянча скончался 15 февраля 1937 года. Ему было всего пятьдесят шесть лет. Последняя модель, духовным отцом которой был Лянча, - "Aprilia" - появилась в том же 1937-м. Кузов для этого автомобиля проектировал Фалькетто совместно с аэродинамической лабораторией Высшей технической школы в Турине. О форме "Lancia Aprilia", напоминавшей майского жука, много спорили. Однако большинство сходилось в одном: эта машина - пример бескомпромиссного стиля, характерного для Лянчи и его марки.
Фирма и до наших дней сохранила стиль, заложенный ее основателем. Завод строил разные автомобили - кажется, не было только неудачных. Неординарные скоростные машины всегда находили своих поклонников. В 1960 году был создан "Клуб высокой верности", членом его мог стать только тот, кто владел шестью (!) автомобилями "Lancia", купленными новыми, на фирме. В бО-х-80-х годах на раллийных трассах мира гремела слава моделей "Fulvia", "Stratos", "Delta". В 1970 году фирма вошла в состав концерна "FIAT" - но черты, присущие автомобилям "Lancia", не исчезли. Продукция фирмы, офис которой расположен на улице Винченцо Лянчи, и сегодня легко находит покупателей в разных странах мира.