5.7. Карданная передача
Особенности конструкции
Карданная передача предназначена для передачи крутящего момента от коробки передач к раздаточной коробке и от раздаточной коробки к переднему и заднему ведущим валам.
Рис. 5.7. Карданная передача: 1 – передний
карданный вал; 2 – промежуточный карданный
вал; 3 – раздаточная коробка; 4 – задний кардан ный вал
|
Карданная передача автомобиля ВАЗ-2123 состоит из промежуточного 2 (рис. 5.7), переднего 1 и заднего 4 карданных валов.
Рис. 5.8. Промежуточный карданный вал: 1 – фланец вторичного вала коробки передач; 2 – гайка; 3 – балансировочные шайбы; 4 – эластичная муфта; 5 – болт крепления фланца; 6 – корпус шарнира равных угловых скоростей; 7 – гайка; 8 – заглушка корпуса шарнира; 9 – промежуточный карданный вал; 10 – фланец эластичной муфты
|
Промежуточный карданный вал изготовлен из прутка, на обоих концах которого выполнены шлицы. На одном конце вала (со стороны коробки передач) установлен фланец 10 (рис. 5.8), который соединен с фланцем 1 вторичного вала коробки передач через эластичную муфту 4. Шлицевое соединение фланца эластичной муфты и вала уплотнено сальником.
На другом конце вала (со стороны раздаточной коробки) установлен шарнир равных угловых скоростей.
Корпус 6 шарнира равных угловых скоростей прикреплен к фланцу ведущего вала раздаточной коробки при помощи шпилек.
Конструкция переднего и заднего карданных валов одинакова. Вал представляет собой тонкостенную стальную трубу. С одной стороны к трубе приварен шлицевый наконечник, на котором установлена скользящая вилка карданного шарнира. Шлицевое соединение вала и вилки уплотнено сальником. С другой стороны к трубе приварена вилка карданного шарнира.
Оба карданных шарнира соединены с фланцами, один из которых (со стороны трубы) прикреплен к фланцу редуктора переднего моста, а другой – к фланцу ведомого вала раздаточной коробки. Каждый карданный шарнир состоит из двух вилок, соединенных крестовиной.
ПРИМЕЧАНИЕ
На части выпускаемых автомобилей могут быть установлены передние и задние карданные валы с шарнирами равных угловых скоростей. Их конструкция аналогична конструкции приводов передних колес.
|
Проверка исправности карданной передачи на автомобиле
Проверяйте карданную передачу снизу автомобиля, находящегося на подъемнике или смотровой канаве. В коробке передач и раздаточной коробке должна быть включена нейтральная передача. Проверяйте надежность затяжки всех резьбовых соединений, состояние шарниров и резинового массива эластичной муфты промежуточного вала (наружным осмотром).
1. Возьмитесь обеими руками за вал возле проверяемого шарнира. Короткими резкими движениями покачайте каждый карданный вал в направлениях, перпендикулярных его оси. Ощутимый люфт в шарнирах не допускается.
|
2. Повторите проверку для всех карданных шарниров.
|
3. Короткими резкими движениями поворачивайте карданный вал вокруг его оси в обе стороны, удерживая вилку-фланец карданного шарнира от проворачивания. Ощутимые окружные зазоры не допускаются.
|
4. Повторите проверку на остальных карданных шарнирах.
|
Смазка карданной передачи
Шлицевые соединения и крестовины карданной передачи требуют регулярного пополнения консистентной смазки. При отсутствии смазки шлицевое соединение или игольчатый подшипник крестовины изнашивается с появлением люфта или, наоборот, может заклинить. В том и в другом случае появляется вибрация карданной передачи.
Вам потребуются: шприц для нагнетания консистентной смазки, смазка типа Фиол-2У.
1. Так расположена пресс-масленка шлицевого соединения,...
|
2. ...а так – крестовины карданного шарнира.
|
3. С помощью шприца нагнетайте смазку через пресс-масленки переднего и заднего карданных валов. Нагнетание производите до выхода свежей смазки из-под уплотнений.
|
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Часто возникают проблемы с доступом наконечника шприца к пресс-масленке крестовины, вызванные ориентацией пресс-масленки относительно вилок шарнира либо формой/размерами наконечника шприца. В первом случае пресс-масленку можно повернуть гаечным ключом в более удобное положение. Во втором случае снимите карданный вал с автомобиля и поверните вилку-фланец таким образом, чтобы обеспечить доступ к пресс-масленке.
|
Снятие и установка промежуточного вала
Вам потребуются: ключ «на 13», «на 19» (два), бородок, молоток.
1. Отверните четыре самоконтрящиеся гайки крепления шарнира равных угловых скоростей (ШРУС) к фланцу ведущего вала раздаточной коробки.
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Повторное использование самоконтрящихся гаек не допускается, замените их новыми!
|
2. При помощи молотка и зубила аккуратно отметьте взаимное расположение корпуса ШРУСа и фланца раздаточной коробки.
|
3. Ослабьте гайки крепления опор силового агрегата, при помощи лома сдвиньте его вперед на 1,5–2,0 см и...
|
4. ...выведите шпильки шарнира из отверстий фланца.
|
5. Отверните три гайки болтов крепления эластичной муфты к фланцу вторичного вала коробки передач.
|
6. Извлеките болты из отверстий муфты и фланца. Если болты выходят тяжело, воспользуйтесь бородком и молотком.
|
7. Снимите вал.
|
8. Устанавливайте промежуточный вал в порядке, обратном снятию.
|
Разборка и сборка промежуточного вала
Вам потребуются: ключ «на 13», «на 19» (два), отвертка, раздвижные пассатижи, молоток.
1. Тщательно очистите шарнир равных угловых скоростей металлической щеткой.
|
2. Снимите хомут крепления кожуха чехла шарнира при помощи отвертки и раздвижных пассатижей и...
|
3. ...сдвиньте кожух по валу, чтобы открылся доступ к чехлу.
|
4. Снимите хомут крепления чехла при помощи раздвижных пассатижей.
|
5. Сдвиньте по валу чехол шарнира и отметьте любым удобным способом взаимное положение шарнира и вала.
|
6. При помощи молотка и деревянной проставки сбейте и...
|
7. ...снимите шарнир с вала.
|
8. Снимите чехол и...
|
9. ...кожух чехла шарнира.
|
10. Снимите клапан чехла шарнира.
|
11. Отверните три гайки болтов эластичной муфты. Отметьте взаимное расположение и количество балансировочных шайб перед их снятием с муфты.
|
12. Извлеките болты и снимите муфту.
|
13. Устанавливайте на вал снятые детали в порядке, обратном снятию, совместив нанесенные перед разборкой метки.
|
Снятие и установка карданной передачи
Вам потребуются: ключ «на 13» (два), зубило, молоток.
1. Отметьте взаимное положение фланца переднего карданного вала и фланца редуктора переднего моста при помощи молотка и зубила.
|
2. Отверните четыре гайки болтов крепления карданного вала к фланцу редуктора переднего моста.
|
3. Отметьте взаимное положение фланца переднего карданного вала и фланца раздаточной коробки.
|
4. Отверните четыре гайки болтов крепления карданного вала к фланцу раздаточной коробки, извлеките болты и...
|
5. ...снимите карданный вал в сборе.
|
6. Аналогичным образом снимите задний карданный вал, не забыв отметить его положение относительно фланцев раздаточной коробки и редуктора заднего моста.
|
7. Устанавливайте валы, совместив ранее нанесенные метки, в порядке, обратном снятию.
|
Ремонт карданной передачи
Вам потребуются: трубный (газовый) ключ, отвертка, зубило, бородок, молоток, съемник крестовин, съемник стопорных колец, металлическая щетка, проникающая смазка (например, WD-40).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Карданные валы в сборе отбалансированы на заводе-изготовителе. Поэтому необходимо сохранить при разборке и последующей сборке взаимное расположение деталей, иначе при движении автомобиля могут возникнуть вибрации.
|
ПРИМЕЧАНИЕ
На части выпускаемых автомобилей устанавливаются передние и задние карданные валы с шарнирами равных угловых скоростей. Разбирайте и собирайте такие валы аналогично соответствующим операциям для приводов передних колес (см. «Разборка и сборка приводов передних колес»).
|
1. Тщательно очистите детали.
|
2. Нанесите зубилом метки, определяющие взаимное положение вилок карданного шарнира.
|
3. Обработайте проникающей смазкой места установки стопорных колец.
|
4. При помощи молотка и бородка сдвиньте стопорное кольцо и...
|
5. ...снимите стопорное кольцо специальным съемником или круглогубцами.
|
6. При помощи съемника сдвиньте подшипники в вилках карданного шарнира так, чтобы один из подшипников частично вышел из проушины вилки.
|
ПРИМЕЧАНИЕ
При отсутствии съемника используйте молоток и оправку подходящего диаметра, чтобы...
|
...сдвинуть вилку относительно подшипника.
|
7. Извлеките подшипник из проушины вилки трубным (газовым) ключом или...
|
8. ...зажав его в тисках.
|
9. Снимите вилку-фланец.
|
10. При помощи бородка извлеките второй подшипник, установив вилку-фланец на торцовую головку подходящего диаметра.
|
11. Аналогичным образом разберите второй шарнир вала.
|
12. Нанесите метки, определяющие взаимное положение скользящей вилки карданного шарнира и вала.
|
13. Отверткой отогните лапки обоймы сальника и...
|
14. ...сдвиньте обойму по валу.
|
15. Снимите скользящую вилку.
|
16. При необходимости снимите сальник, поддев его отверткой.
|
17. Очистите и осмотрите все снятые детали. Оцените состояние корпусов подшипников, игл, шипов крестовины, сальников. Если указанные детали повреждены или изношены, замените крестовину в сборе.
|
18. Перед сборкой шарнира шлицевой отверткой тщательно очистите проточки в проушинах для стопорных колец.
|
19. Удалите старую смазку со шлицевого соединения и внутренних поверхностей корпусов подшипников.
|
20. Нанесите смазку Фиол-2У или аналогичную.
|
21. Устанавливайте детали в порядке, обратном снятию, совместив метки, нанесенные перед разборкой.
|