4.1.1. Описание конструкции
Сцепление, расположенное между двигателем и коробкой передач, предназначено для разъединения и соединения маховика на коленчатом валу двигателя и первичного вала коробки передач.
Сцепление состоит из нажимного диска с поверхностью трения, ведомого диска с фрикционными накладками и второй поверхности трения, в качестве которой выступает маховик. Маховик и нажимной диск непосредственно связаны с коленчатым валом двигателя, а ведомый диск установлен на шлицах ведущего вала коробки передач.
Диафрагменный пружинный механизм создает усилие, объединяющее работу маховика, нажимного и ведомого дисков для обеспечения совместного вращения. В этом случае сцепление включается и передает крутящий момент от двигателя к коробке передач. Управление сцеплением осуществляется педалью сцепления.
Выключение сцепления производится следующим образом. В результате нажатия на педаль сцепления перемещается поршень в главном цилиндре, сжимая жидкость. Ее давление по шлангу передается к рабочему цилиндру сцепления, поршень которого воздействует на вилку выключения сцепления. Вилка выключения сцепления перемещает подшипник выключения сцепления, который нажимает на центр диафрагменной пружины, освобождая усилие включения по периметру пружины, и перемещает нажимной диск назад. При этом освобождается ведомый диск, после чего вал двигателя и вал коробки передач могут вращаться независимо друг от друга.
С двух сторон ведомого диска приклепаны фрикционные накладки. Ведущая часть диска соединяется со ступицей через детали гасителя крутильных колебаний, обеспечивающего упругую связь между ними. Гаситель колебаний уменьшает динамические нагрузки, вызывающие закручивание (раскручивание) валов трансмиссии, возникающие при резком изменении скорости движения автомобиля, наезде на неровности дороги, резком включении сцепления, а также вследствие неравномерности крутящего момента двигателя. Упругие колебания деталей трансмиссии приводят к шуму в механизмах и агрегатах, а также к вибрациям. Если амплитуда упругих колебаний достигнет значительных величин, могут повредиться детали. Для поглощения энергии упругих крутильных колебаний используют гаситель.
Рис. 4.1. Детали сцепления: 1 — диск сцепления; 2 — ведущая часть сцепления с нажимным диском; 3 — подшипник выключения сцепления; 4 — вал с вилкой выключения сцепления; 5 — верхняя втулка вала выключения сцепления; 6 — нижняя втулка вала выключения сцепления; 7 — сальник вала выключения сцепления; 8 — рычаг выключения сцепления; 9 — регулировочная гайка троса сцепления; 10 — трос сцепления; 11 — педаль сцепления
|
Детали сцепления показаны на рис. 4.1.
Таблица 4.1 Технические данные сцепления
Описание
|
Номинальное значение
|
Предельно допустимое значение
|
Диск сцепления
|
||
тип
|
одиночный сухой диск
|
|
внешний диаметр, мм
|
170
|
-
|
внутренний диметр, мм
|
110
|
-
|
толщина, мм
|
7,15
|
-
|
глубина головки заклепки, мм
|
1,2
|
0,5
|
биение диска, мм
|
-
|
0,7
|
Педаль сцепления
|
||
свободный ход педали, мм
|
0
|
-
|
ход педали, мм
|
100-110
|
-
|
зазор между педалью и полом перед включением сцепления, мм
|
-
|
30-40
|
Технические данные сцепления приведены в табл. 4.1.
Моменты затяжки сцепления приведены в табл. 4.2.
Таблица 4.2 Моменты затяжки сцепления
Болты крепления ведущей части сцепления, Н·м
|
18-28
|
Болт и гайка крепления рычага выключения сцепления, Н·м
|
10-16
|