Обслуживание шатунно-поршневых сборок и зеркал цилиндров
|
Для выполнения описываемых ниже процедур потребуется следующее специальное оборудование: зенкер для снятия ступенчатого износа цилиндров; микрометр и телескопический нутромер (для проверки состояния цилиндров); хон (для восстановления зеркал цилиндров) и инструменты для расширения и сжатия поршневых колец (для монтажа и установки шатунно-поршневых сборок).
|
Снятие шатунно-поршневых сборок
|
В принципе извлечение шатунно-поршневых сборок может быть произведено без снятия двигателя с автомобиля, хотя, если принять во внимание трудности, связанные с отсоединением поддона картера и работой под автомобилем, такой подход вовсе не кажется целесообразным. Составители данного Руководства рекомендуют выполнять данную работу на снятом с автомобиля двигателе.
|
Компоненты шатунно-поршневой сборки
|
|
|
- Снимите двигатель с автомобиля.
- Установите двигатель на монтажный стенд или прочный верстак и снимите с него головку цилиндров, поддон картера и маслозаборник масляного насоса.
- Удостоверьтесь в наличии идентификационных меток на нижних головках шатунов и крышках шатунных подшипников коленчатого вала. Постарайтесь запомнить порядок установки сборок.
- При помощи измерительного щупа лезвийного типа проверьте величину осевого люфта шатунов. При превышении люфтом допустимого значения (см.
таблицы размеров и регулировок в конце Руководства), замените изношенный шатун.
- Приведя поршень первого цилиндра в нижнюю точку его хода, отдайте гайки крепления крышки нижней головки шатуна (шатунного подшипника). Снимите крышку.
- Протрите вкладыш подшипника в крышке и открытую часть шатунной шейки вала чистой неворсящейся ветошью, затем уложите вдоль шейки отрезок калиброванной пластмассовой проволоки из измерительного набора Plastigage. Наденьте крышку на шатун и затяните гайки ее крепления с требуемым усилием.
- Отверните гайки, снимите крышку и, измерив по шкале на упаковке набора ширину расплющенной калиброванной проволоки, определите величину зазора шатунного подшипника. Сравните результат измерения с нормативными требованиями (см.
таблицы размеров и регулировок в конце Руководства), при превышении допустимого предела замените подшипник в сборе.
- Повторите процедуру для оставшихся шатунов. Запомните величину зазора каждого из подшипников.
- Поочередно снимите крышки нижних головок всех шатунов, затем деревянной рукояткой молотка вытолкните сборки из цилиндров через верх, после чего сразу же установите на шатуны их крышки с вложенными вкладышами. В случае необходимости, прежде чем приступать к извлечению шатунно-поршневых сборок следует при помощи специального зенкера удалить ступенчатый износ в верхней части цилиндров.
|
Для защиты шеек коленчатого вала и зеркал цилиндров от повреждения в процессе извлечения шатунно-поршневых сборок наденьте на болты крепления крышек подшипников отрезки пластмассовой трубки.
|
- Снимите с поршней (через верх) поршневые кольца и выбросите их.
|
|
Проверка состояния поршней
|
- Осмотрите поршни на наличие следов срабатывания, царапин, задиров и прогаров.
- Удалите все следы угольных отложений с днища поршня и из кольцевых канавок.
- Оцените степень износа кольцевых канавок поршней. Для этого, взяв новые замерьте, проверьте величину их бокового зазора в соответствующих канавках каждого из поршней. Сравните результат измерения с нормативными требованиями (см.
таблицы размеров и регулировок в конце Руководства).
- Осмотрите вкладыши подшипников шатунов всех поршней на выявление признаков износа. При обнаружении выработки наружных краев вкладышей следует проверить соответствующий шатун на изгиб.
|
|
|
Так как для рихтовки шатунов требуется специальное оборудование, составители данного Руководства рекомендуют данную проверку и восстановительный ремонт производить в мастерской автосервиса.
|
Проверка состояния блока и зеркал цилиндров
|
- Проверьте зеркала цилиндров на наличие трещин, задиров, царапин и следов срабатывания.
- При помощи специального нутромера в комплекте с микрометром измерьте диаметры цилиндров с целью оценки степени их износа и выявления овальности и конусности. Измерения производите в двух направлениях (вдоль и поперек блока) и на трех уровнях по высоте цилиндров - по верхней границе хода поршня, посередине и внизу. Разность между расстояниями А и В, измеренными по верхней и нижней границам хода поршня определяет овальность цилиндра, разность между измерениями А в верхней и нижней плоскостях рабочего участка цилиндра определяет его конусность.
- Из результатов шести измерений каждого из цилиндров выберите максимальное и минимальное показания. Разность данных показаний можно рассматривать как критерий степени износа цилиндра.
- Если износ какого-либо из цилиндров превышает допустимое значение (см.
таблицы размеров и регулировок в конце Руководства), следует проточить все цилиндры до стандартного ремонтного размера (с превышением) с последующим их хонингованием.
|
Выбор необходимого ремонтного размера из числа предусмотренных стандартом определяется размерами наиболее сильно изношенного цилиндра.
|
- При помощи измерителя плоскостности и щупа лезвийного типа проверьте плоскостность верхней сопрягаемой поверхности блока (действуйте как при проверке плоскостности головки цилиндров). Если неплоскостность блока превышает допустимое значение (см.
таблицы размеров и регулировок в конце Руководства), выполните проточку блока.
- Тщательно промойте блок подходящим растворителем и просушите его сжатым воздухом, особое внимание уделяя продувке маслотоков и труднодоступных полостей.
- Осмотрите блок на наличие трещин и прочих механических повреждений.
|
|
Хонингование зеркал цилиндров
|
Зеркала цилиндров, годных для использования в комплекте со старыми поршнями, но требующих замены поршневых колец, подлежат хонингованию.
|
|
- Для снятия полировки с зеркал цилиндров воспользуйтесь поверхностным хоном с точильными камнями зернистостью 280.
- Двигайте вращающуюся насадку хона вверх-вниз в цилиндре со скоростью, позволяющей добиться сетчатого узора насечек с углом пересечения рисок в 60°. Такая обработка гарантирует оптимальные условия для приработки поршневых колец.
|
Не следует снимать с зеркала цилиндра больше материала, чем это необходимо для удаления полировки, так как в противном случае произойдет недопустимое увеличение диаметра цилиндра и, соответственно, поршневого зазора.
|
- В процессе обработки смазывайте насадку и стенки цилиндра специальным хонинговочным маслом.
|
Использование трансмиссионного или двигательного масел, а также минеральных спиртов и керосина для этой цели недопустимо!
|
- По завершении хонингования тщательно протрите зеркала цилиндров, полностью удалив с них всякие следы абразива.
- После промывки и просушки блока еще раз протрите зеркала цилиндров чистой неворсящейся ветошью, затем смажьте их двигательным маслом во избежание развития коррозии.
|
|
Проверка поршневых зазоров
|
- При помощи качественного нутромера и микрометра измерьте как описано выше диаметры всех цилиндров.
- Измерьте диаметры поршней на расстоянии 47 мм от днища поршня.
- Вычтя из диаметра цилиндра диаметр соответствующего поршня, определите поршневой зазор. Если результаты вычислений превышают допустимые значения (см.
таблицы размеров и регулировок в конце Руководства), на свое усмотрение замените поршень или проточите и отхонингуйте цилиндр.
- После проточки цилиндров до стандартного ремонтного размера и хонингования, их следует повторить процедуру определения поршневых зазоров.
|
|
|
Если поршень, поршневой палец или шатун требуют замены, ее следует производить в мастерской автосервиса, так как для извлечения/установки пальца поршень должен быть грамотно прогрет до температуры 70° С, либо необходимо воспользоваться гидравлическим прессом. Для извлечения втулок верхних головок шатунов необходима специальный оправка.
|
Замена поршневых колец
|
- Подберите комплект новых поршневых колец, отвечающих по своему типоразмеру цилиндрам двигателя Вашего автомобиля (соответственно стандартного или ремонтного размера).
- Поочередно заправляйте каждое кольцо днищем перевернутого поршня в наименее изношенную часть цилиндра для измерения величины зазоров в их замках. Использование поршня для заправки колец в цилиндр позволяет добиться перпендикулярности расположения кольца.
- После извлечения поршня измерьте зазор в замке кольца при помощи щупа лезвийного типа.
|
После измерения зазора в замке кольцо должно использоваться для комплектации поршня именно этого цилиндра.
|
- В соответствии с сопроводительной иллюстрацией, на которой показаны сечения поршневых колец, наденьте новые кольца на соответствующие поршни. Пользуйтесь расширителем поршневых колец. Компрессионные кольца следует устанавливать штампованными метками в виде литер вверх (к днищу поршня).
- Маслосъемное кольцо расположите таким образом, чтобы замки секций и расширителя не находились напротив друг друга.
- Разверните кольца на поршне замками как это показано на иллюстрации, где: А = верхнее компрессионное кольцо, В = нижнее компрессионное кольцо, С = расширитель маслосъемного кольца, D = верхняя секция маслосъемного кольца, Е = нижняя секция маслосъемного кольца.
|
|
Установка шатунно-поршневых сборок
|
- Смажьте сборку поршня и стенки первого цилиндра чистым двигательным маслом.
- Провернув коленчатый вал, приведите первую шатунную шейку коленчатого вала в положение НМТ. Насухо протрите шейку чистой ветошью, затем смажьте ее чистым двигательным маслом.
- Снимите крышку нижней головки шатуна и протрите вкладыши подшипника, либо замените их по необходимости. Смажьте вкладыши чистым двигательным маслом.
- Наденьте на болты крепления крышки отрезки пластмассовой трубки для защиты стенок цилиндра и шейки вала.
|
- Сожмите поршневые кольца специальным инструментом, затем заправьте шатунную сборку в первый цилиндр, постукивая рукояткой молотка в днище поршня и одновременно направляя головку шатуна на шейку шатунного подшипника коленчатого вала.
|
|
Поршень должен заводиться в цилиндр передней меткой на днище (см. сопроводительную иллюстрацию - цифры на цилиндрах и характеризуют размерные параметры (стандартные или ремонтные)) вперед по двигателю, оправка инструмента для сжатия поршневых колец должна плотно прижиматься к блоку по всему периметру в течение всего времени установки шатунной сборки.
|
- Снимите с болтов крепления крышки нижней головки шатуна защитные пластмассовые трубки.
- Наденьте на головку шатуна крышку подшипника, следя за совмещением нанесенных в процессе демонтажа посадочных меток. Затяните крепежные:
- На первом этапе затяните гайки с усилием 14 ÷ 16 Нм;
- Затем подтяните гайки с усилием 38 ÷ 44 Нм, либо (что предпочтительнее) по угломеру еще на (60° ÷ 65°).
- Действуя в аналогичной манере, установите шатунно-поршневые сборки в оставшиеся (соответствующие им) цилиндры.
- Дальнейшая установка производится в порядке, обратном порядку демонтажа.
|
|