3. Двигатель
3.1. Бензиновые двигатели
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Этот раздел описывает ремонтные операции, которые могут быть выполнены на двигателе, установленном в автомобиле. Если производится ремонт уже снятого двигателя, операции демонтирования могут игнорироваться.
ОПИСАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ XU
Двигатель с четырьмя цилиндрами, установленный поперечно в передней части автомобиля.
Сцепление и коробка передач расположены с левой стороны двигателя.
Коленвал опирается на пять главных подшипников. Упорные полукольца установлены
на втором коренном подшипнике.
В нижних головках шатуна установлены вкладыши. Поршни крепятся к шатунам поршневыми
пальцами. На двигателе 2.0 литра поршневые пальцы установлены на скользящей
посадке в шатунах и закреплены стопорными кольцами. На всех других моделях –
неподвижная посадка в шатуне. Поршни состоят из алюминиевого сплава и имеют
три поршневых кольца, два уплотнительных и одно маслосъемное.
На алюминиевых блоках цилиндров двигателя блок цилиндров имеет тип “влажный
вкладыш”. Сменные гильзы цилиндров устанавливаются сверху блока цилиндров, а
уплотнение производится в основании гильзы уплотнительным кольцом круглого сечения.
На двигателях с чугунным блоком цилиндров двигатель имеет обычный тип “сухой
вкладыш”. Цилиндры выполнены непосредственно в материале блока цилиндров и могут
только растачиваться при ремонте двигателя.
На всех моделях распредвал приводит в действие зубчатый ремень привода и управляет
восемью клапанами (модели 1.6 литров) или шестнадцатью клапанами (модели 1.8
и 2.0 литра) через толкатели, расположенные под кулачками распределительного
вала. На моделях 1.6 литров клапанные зазоры регулируются прокладками, которые
установлены между толкателями и верхним торцом стержня клапана; на всех других
моделях клапанные зазоры саморегулирующиеся за счет гидравлических толкателей.
Распредвал расположен в крышках подшипников, которые крепятся болтами к верхней
части головки блока цилиндров. Закрытие клапанов производится пружинами, которые
прижимают тарелку клапана к седлу. Седла и направляющие клапана могут заменяться.
Насос системы охлаждения приводит в действие зубчатый ремень привода и расположен
с правой стороны блока цилиндров.
Смазка двигателя производится под давлением, создаваемым масляным насосом, который
приводится (через цепь и звездочку) от правого конца коленвала. Масло засасывается
через сетчатый фильтр, расположенный в маслоприемнике, и затем поступает через
внешне установленный фильтр в каналы блока цилиндров. Оттуда масло поступает
к коленвалу (коренные подшипники) и распредвалу. Подшипники нижней головки шатуна
снабжаются маслом через внутренние сверления в коленвале; к подшипникам распредвала
масло также подается под давлением. Кулачки распредвала и клапаны смазываются
распыленным маслом, также как и все другие подвижные детали двигателя.
Масляный радиатор устанавливается на некоторых моделях, чтобы поддерживать температуру
масла постоянной под большими эксплуатационными нагрузками. Масляный радиатор
установливается позади масляного фильтра и охлаждается охлаждающей жидкостью
от системы охлаждения двигателя.
Двигатели идентифицируются не только их рабочим объемом, но также и кодом двигателя.
Код двигателя состоит из трех букв (например: BFZ). Код выбит на пластине, прикрепленной
к передней левой стороне блока цилиндров, или выбит непосредственно на передней
стороне блока цилиндров, слева от масляного фильтра.
Ремонтные операции, которые можно выполнять на двигателе установленном в автомобиле:
– проверка давление сжатия;
– снятие и установка крышки головки блока цилиндров;
– снятие и установка шкива коленчатого вала;
– снятие и установка кожуха зубчатого ремня привода;
– снятие и установка и регулировка натяжения зубчатого ремня;
– снятие и установка механизм натяжения зубчатого ремня;
– замена элементов системы смазки распредвала;
– замена распредвала и толкателей;
– проверка и регулирование клапанных зазоров;
– снятие и установка головки блока цилиндров;
– очистка головки блока цилиндров и поршней;
– снятие и установка масляного поддона;
– снятие, проверка и установка масляного насоса;
– замена масляных уплотнений коленвала;
– снятие и установка коробки передач;
– снятие, осмотр и установка маховика;
– снятие и установка масляного радиатора.