Приложения
Система бортовой диагностики (OBD) — принцип функционирования и коды неисправностей
Сведения о диагностических приборах
- Проверка исправности функционирования компонентов систем впрыска и снижения токсичности отработавших газов производится при помощи универсального цифрового измерителя (мультиметра) (см. иллюстрацию).
Использование цифрового измерителя предпочтительно по нескольким причинам. Во-первых, по аналоговым приборам достаточно сложно (порой, невозможно), определить результат показания с точностью до сотых и тысячных долей, в то время как при обследовании контуров, включающих в свой состав электронные компоненты, такая точность приобретает особое значение. Второй, не менее важной, причиной является тот факт, что внутренний контур цифрового мультиметра, имеет достаточно высокий импеданс (внутреннее сопротивление прибора составляет 10 мОм). Так как вольтметр подсоединяется к проверяемой цепи параллельно, точность измерения тем выше, чем меньший паразитный ток будет проходить через собственно прибор. Данный фактор не является существенным при измерении относительно высоких значений напряжения (9 ÷ 12 В), однако становится определяющим при диагностике выдающих низковольтные сигналы элементов, таких, как, например, кислородный датчик, где речь идет об измерении долей вольта.
- Наиболее удобными приборами для диагностики систем управления двигателем автомобилей являются ручные считыватели сканерного типа (см. иллюстрацию).
Сканеры первого поколения служат для считывания кодов неисправностей систем OBD-I. Перед применением считыватель следует проверить на соответствие модели и году выпуска проверяемого автомобиля. Некоторые сканеры являются многофункциональными, за счет возможности смены картриджа в зависимости от модели диагностируемого автомобиля (Ford, GM, Chrysler и т.п.), другие привязаны к требованиям региональных властей и предназначены для использования в определенных районах мира (Европа, Азия, США и т.д.).
В последнее время, абсолютно незаменимыми при диагностике систем управления двигателем современных автомобилей стали такие считывающие приборы, как ручные сканеры типа, например, Actron Scantool или
AutoXray XP240
Общее описание системы OBD
Все описываемые в настоящем Руководстве модели оборудованы системой бортовой диагностики (OBD).
Основным элементом системы является бортовой процессор, чаще называемый электронным модулем управления функционированием силового агрегата (РСМ). РСМ является мозгом системы управления двигателем. Исходные данные поступают на модуль от различных информационных датчиков и других электронных компонентов (выключателей, реле и т.д.). На основании анализа поступающих от информационных датчиков данных и в соответствии с заложенными в память процессора базовыми параметрами, РСМ вырабатывает команды на срабатывание различных управляющих реле и исполнительных устройств, осуществляя тем самым корректировку рабочих параметров двигателя и обеспечивая максимальную эффективность его отдачи при минимальном расходе топлива.
На обслуживание компонентов систем управления двигателем/снижения токсичности отработавших газов распространяются особые гарантийные обязательства с продленным сроком действия. Не следует предпринимать попыток самостоятельного выполнения диагностики отказов РСМ или замены компонентов системы, до выхода сроков данных обязательств, - обращайтесь к специалистам фирменных станций техобслуживания компании Nissan.
Информационные датчики
Датчик положения распределительного вала (СМР) - Датчик вырабатывает информационные сигналы, на основании анализа которых РСМ определяет текущую фазу газораспределения и частоту вращения двигателя, используя полученную информацию при управлении последовательностью впрыска и воспламенения воздушно-топливной смеси в камерах сгорания.
Датчик(и) положения коленчатого вала (СКР) - На последних моделях используются два датчика СКР, тогда как на более ранних моделях применялся лишь один такой датчик. Поступающие с датчиков сигналы используются РСМ в качестве опорных при определении оборотов двигателя и положений ВМТ поршня каждого из цилиндров. На основании полученной информации РСМ осуществляет управление последовательностью впрыска и воспламенения воздушно-топливной смеси в камерах сгорания. В системах OBD-II вырабатываемые датчиками СКР сигналы используются также при диагностике отказов силового агрегата.
Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя (ЕСТ) - На основании поступающей от датчика информации РСМ осуществляет необходимые корректировки состава воздушно-топливной смеси и угла опережения зажигания, а также контролирует работу системы EGR.
Датчик температуры EGR - Поступающая от датчика информация используется при определении интенсивности рециркуляции отработавших газов в приемный тракт двигателя.
Датчик температуры топлива - РСМ использует выдаваемую датчиком информацию при диагностике отказов компонентов системы.
Датчик температуры всасываемого воздуха (IAT) - РСМ использует поступающую от датчика IAT информацию при корректировках параметров впрыска, установок угла опережения зажигания и при управлении функционированием системы EGR.
Датчик детонации - Датчик представляет собой пьезоэлемент, реагирующий на изменение интенсивности вибраций двигателя. На основании анализа поступающей от датчика информации РСМ осуществляет корректировки угла опережения зажигания с целью своевременного устранения возникающей в камерах сгорания детонации воздушно-топливной смеси, чреватой преждевременным износом внутренних компонентов двигателя.
Датчик абсолютного давления в трубопроводе (МАР) (поздние модели) - Датчик контролирует вариации глубины разрежения во впускном трубопроводе, связанные с изменениями оборотов коленчатого вала и нагрузки на двигатель, и преобразует получаемую информацию в амплитудный сигнал. Поступающая от датчика информация используется модулем управления при диагностике отказов двигателя.
Измеритель массы воздуха (MAF) - Датчик MAF определяет объемно-весовые параметры поступающего во впускной трубопровод воздушного потока. В качестве чувствительного элемента в датчике используется нить накала. РСМ использует поставляемую датчиками МАР и IAT информацию при тонких корректировках параметров впрыска.
Кислородный датчик (лямбда - зонд) - Датчик вырабатывает сигнал, амплитуда которого зависит от соотношения количества кислорода (О2), содержащегося в отработавших газах двигателя и наружном воздухе. На основании поступающей от датчика информации РСМ определяет параметры воздушно-топливной смеси, своевременно осуществляя ее обогащение или обеднение.
Датчик-выключатель давления рабочей жидкости системы гидроусиления руля (PSP) - На основании поступающей от датчика-выключателя PSP информации РСМ обеспечивает повышение оборотов холостого хода (за счет срабатывания клапана IAC) с целью компенсации возрастающих нагрузок на двигатель, связанных с функционированием рулевого гидроусилителя при совершении маневров.
Датчик положения дроссельной заслонки (TPS) - Датчик расположен на корпусе дросселя и соединен с осью дроссельной заслонки. По амплитуде выдаваемого TPS сигнала РСМ определяет угол открывания дроссельной заслонки (управляется водителем от педали газа) и соответствующим образом корректирует подачу топлива во впускные порты камер сгорания. Отказ датчика, либо ослабление его крепления приводит к перебоям впрыска и нарушениям стабильности оборотов холостого хода.
Датчик скорости движения автомобиля (VSS) - Как следует из его названия, датчик информирует процессор о текущей скорости движения автомобиля.
Прочие, контролируемые РСМ параметры - Помимо выдаваемой перечисленными выше датчиками на РСМ поступает также дополнительная информация о функционировании различных узлов и систем, определяющих рабочие характеристики двигателя. К числу прочих, систем и узлов, управление функционированием которых осуществляет РСМ, относятся следующие:
- Система кондиционирования воздуха;
- ABS;
- Аккумуляторная батарея (выходное напряжение);
- Система EVAP;
- Выключатель зажигания;
- Датчик-выключатель разрешения запуска;
- Цепи заземления;
- Система управления функционированием трансмиссии.
Исполнительные устройства
Реле управления функционированием муфты сцепления К/В - РСМ осуществляет отключение компрессора К/В во время интенсивной акселерации.
Контрольная лампа “Проверьте двигатель” - РСМ производит включение данной контрольной лампы при возникновении отказов функционирования системы управления двигателем.
Реле управления функционированием вентиляторов системы охлаждения - РСМ осуществляет управление функционированием вентиляторов системы охлаждения на основании анализа сигналов, поступающих от датчика температуры охлаждающей жидкости.
Вакуумные электромагнитные клапаны управления EGR - РСМ управляет степенью открывания вакуумного клапана EGR через специальный промежуточный электромагнитный клапан.
Клапан EGR - На поздних моделях РСМ осуществляет управление потоком рециркуляции отработавших газов через электронный клапан EGR.
Клапан продувки угольного адсорбера - Данный электромагнитный клапан, срабатывая по команде РСМ, осуществляет продувку угольного адсорбера системы EVAP, выводя скопившиеся внутри него топливные испарения во впускной тракт двигателя.
Электромагнитный клапан управления оборотами быстрого холостого хода - Данный клапан применяется на последних моделях и служит для увеличения оборотов холостого хода в холодную погоду. По сути данный клапан выполняет роль воздушной заслонки на карбюраторных моделях.
Передняя опора подвески силового агрегата - На некоторых моделях РСМ контролирует также жесткость передней опоры двигателя в зависимости от скорости движения автомобиля. Минимизация вибраций осуществляется путем выбора одной из двух установок опоры.
Инжекторы впрыска топлива - РСМ обеспечивает индивидуальное включение каждого из инжекторов в соответствии с установленным порядком зажигания. Кроме того, модуль контролирует продолжительность открывания инжекторов, определяемую шириной управляющего импульса, измеряемой в миллисекундах и определяющей количество впрыскиваемого в цилиндр топлива. Более подробная информация по принципу функционирования системы впрыска, замене и обслуживанию инжекторов приведена в Главе 7.
Реле топливного насоса - Реле активируется модулем управления при поворачивании ключа зажигания в положение START/RUN. При включении зажигания реле осуществляет подачу питания на бензонасос, который обеспечивает подъем давления в тракте системы питания автомобиля. Более подробная информация по местоположению и принципу функционирования реле приведена в Главах 5 и 31.
Клапан стабилизации оборотов холостого хода (IAC) - Клапан IAC осуществляет дозировку количества воздуха, перепускаемого в обход дроссельной заслонки, когда последняя закрыта, либо занимает положение холостого хода. Открыванием клапана и формированием результирующего воздушного потока управляет РСМ.
Нагреватель кислородного датчика - Контроль за функционированием данного устройства осуществляет РСМ. Нагреватель производит быстрый разогрев l-зонда до нормальной рабочей температуры.
Силовой транзистор - Транзистор осуществляет усиление сигнала зажигания, вырабатываемого РСМ и в нужный момент времени производит мгновенное заземление на массу первичного контура системы зажигания, что вызывает во вторичной цепи системы генерацию ВВ сигнала, выдаваемого катушкой(ами) непосредственно на свечи зажигания.
Электромагнит управления функционированием клапана мощности - На поздних моделях управление функционированием клапана мощности осуществляет РСМ посредством специального электромагнита.
Модуль управления функционированием трансмиссии (ТСМ) - ТСМ, являясь отдельным от РСМ модулем управления, получает сигналы от различных информационных датчиков, таких как VSS, датчик-выключатель разрешения запуска, датчик оборотов вала турбины, TPS, СМР и т.п., и использует принимаемые данные при определении момента переключения передачи АТ, требуемого давления в тракте и момента блокировки преобразователя вращения.
Считывание кодов неисправностей
При выявлении неисправности, повторяющейся подряд в дух поездках, РСМ выдает команду на включение вмонтированной в приборный щиток контрольной лампы “Проверьте двигатель”, называемой также индикатором отказов. Лампа будет продолжать гореть до тех пор, нарушение не исчезнет, и не будет проявляться в течение трех и более поездок.
Блок управления с одним светодиодом
Включите зажигание. Перемкните контакты IGN и CHK разъема и через 2 сек. снимите перемычку. Считайте вспышки лампы. Количество длинных вспышек соответствует количеству десятков кода, количество коротких – количеству единиц.
При необходимости очистки памяти вновь перемкните вышеуказанные контакты и через 2 сек. снимите перемычку.
Выключите зажигание.
|
Расположение диагностического разъема. Для считывания кодов перемкните указанные контакты.
|
Блок управления с красным и зеленым светодиодами
|
Для считывания кодов неисправностей посредством диагностических ламп, либо контрольной лампы “Проверьте двигатель” используйте селектор, расположенный на боковой стенке РСМ.
|
Для считывания кодов неисправностей необходимо обеспечить доступ к РСМ с целью переключения селектора на высвечивание кодов посредством диагностических ламп/контрольной лампы “Проверьте двигатель”. РСМ следует снять со своего опорного кронштейна (не отсоединяя электропроводку) и действовать в соответствии с приведенными ниже инструкциями.
|
- Включите зажигание (не запуская двигатель). Контрольная лампа “Проверьте двигатель” на панели приборов должна остаться включенной, что подтверждает выдачу на нее питания от РСМ и исправность самой лампы.
|
Нарушение порядка описываемой ниже процедуры может привести к случайной очистке памяти РСМ!
|
- При помощи отвертки поверните селектор на стенке РСМ до упора по часовой стрелке. Должны начать одновременное мигание оба светодиода, -
после трех проблесков
поверните селектор до упора против часовой стрелки;
- Внимательно наблюдайте за функционированием диагностических ламп. Красный светодиод служит для высвечивания десятков кода неисправности, единицы кода высвечивает зеленый диод. Например, код 43 (цепь TPS) будет выглядеть следующим образом: четыре проблеска красного диода, затем три проблеска зеленого. Об отсутствии выявленных системой нарушений свидетельствует высвечивание кода 55 (см. ниже карту кодов неисправностей);
- При повторном включении зажигания, после выключения его в процессе считывания кодов система, автоматически аннулирует результаты предшествовавшего поиска и процедуру считывания необходимо начать заново.
|
Запуск двигателя автоматически перекрывает доступ к системе самодиагностики.
|
- Если поворот селектора до упора против часовой стрелки по пункту 2) произвести в момент после:
-
1-го проблеска
включится режим проверки лямбда-зонда (горят оба диода). Запустите двигатель. Система произведет самодиагностику и в случае отсутствия неисправностей зеленый светодиод начнет мигать.
Зеленый светодиод горит постоянно
– смесь переобеднена.
Зеленый светодиод не горит
– смесь переобогащена. Красный светодиод загорается по окончании самодиагностики.
-
2-го проблеска
включится режим проверки контура управления качеством смеси (зеленый диод горит, красный не горит). Запустите двигатель. Система произведет самодиагностику и в случае отсутствия неисправностей зеленый светодиод начнет мигать.
Красный светодиод горит постоянно
– смесь переобеднена.
Красный светодиод не горит
– смесь переобогащена. Красный светодиод мигает вместе с заленым – смесь оптимальна.
-
4-го проблеска
включится режим проверки контура датчика положения дроссельной заслонки /скорости автомобиля (горит красный диод). Запустите двигатель. Красный светодиод должен загораться и гаснуть при каждом нажатии на педаль газа. При движении автомобиля зеленый диод должен загораться при превышении скорости 19 км/час.
-
5-го проблеска
включится режим динамической проверки. Запустите двигатель и, изменяя обороты, наблюдайте за диодами.
-
Одна вспышка красного
– неисправность в цепи датчика положения коленвала;
-
Две вспышки зеленого
– неисправность в цепи измерителя воздушного потока;
-
Три вспышки красного
– неисправность в цепи топливного насоса;
-
Четыре вспышки зеленого
– неисправность в цепи системы зажигания.
- Остановите двигатель.
|
|
Очистка памяти ЕСМ/РСМ
После того как выявленные в процессе диагностики нарушения будут устранены, следует очистить память РСМ от записанных в нее кодов неисправностей.
|
Очистка памяти путем отсоединения провода от батареи приводит также к стиранию базовых параметров и нарушению стабильности оборотов холостого хода в первое время после запуска двигателя.
|
|
- Считайте записанные в память системы коды неисправностей.
- Обождите не менее двух секунд, затем поверните селектор на стенке РСМ до упора по часовой стрелке, - светодиоды должны начать мигать.
- После четырех проблесков диодов поверните селектор до упора против часовой стрелки.
- Выключите зажигание.
|
|
Список кодов неисправностей системы самодиагностики
Номер кода
|
Возможная причина отказа
|
11
|
Неисправность в цепи датчика оборотов двигателя/датчика положения коленчатого вала
|
12
|
Неисправность в цепи измерителя воздушного потока VAF/массы воздуха MAF
|
13
|
Неисправность в цепи датчика температуры охлаждающей жидкости ЕСТ
|
14
|
Неисправность в цепи датчика скорости автомобиля VSS
|
21
|
Неисправность в цепи сигнала зажигания
|
22
|
Неисправность в цепи топливного насоса
|
23
|
Неисправность в цепи д/выключателя закрытого положения дроссельной заслонки
|
24
|
Неисправность в цепи д/выключателя полностью открытого положения дроссельной заслонки/положения “P” “N” АТ
|
25
|
Неисправность в цепи клапана дополнительного воздуха IAC
|
26
|
Неисправность в цепи датчика давления турбокомпрессора
|
28
|
Перегрев
|
31
|
Кондиционер воздуха/отсутствие неисправностей (модели без кондиционера)/Нарушение исправности функционирования РСМ (двигатели GA16i, CA18DE)
|
32
|
Неисправность в цепи сигнала стартера
|
33
|
Неисправность в цепи кислородного датчика
|
34
|
Неисправность в цепи датчика детонации/датчика положения дроссельной заслонки (двигатель SR20Di)
|
35
|
Неисправность в цепи температурного датчика EGR
|
41
|
Неисправность в цепи датчика температуры всасываемого воздуха IAT
|
42
|
Неисправность в цепи датчика температуры топлива
|
43
|
Неисправность в цепи датчика положения дроссельной заслонки TPS
|
44
|
Отсутствие неисправностей
|
45
|
Утечки в инжекторах впрыска
|
51
|
Неисправность в цепи сигнала впрыска топлива
|
54
|
Неисправность в цепи сигнала автоматической трансмиссии АТ
|
55
|
Отсутствие кодов неисправностей в памяти системы
|
Диагностика систем безопасности
Производится по контрольной лампе SRS на приборной доске или с помощью диагностической лампы.
Модели с пиротехническим устройством натяжения ремней безопасности
С помощью диагностической лампы
При выключенном зажигании перемкните контакты 7 и 11 диагностического разъема через лампу не более 3.3Вт. Включите зажигание. Если все в порядке лампа погаснет примерно через 6 сек. Если лампа мигает возможно повреждена проводка устройства пиротехнических натяжителей ремней или блок управления.
По контрольной лампе SRS
При выключенном зажигании откройте водительскую дверь и включите зажигание. Убедитесь что лампа горит и в течение 7 сек 5 раз нажмите выключатель водительской двери. Через 2 сек после погасания лампы она начнет выдачу мигающих кодов.
Номер кода
|
Возможная причина отказа
|
11
|
Повреждение проводки датчика удара спереди. Блок управления SRS
|
12
|
Повреждение проводки подушки безопасности водителя. Блок управления SRS
|
13
|
Повреждение проводки датчика удара спереди. Блок управления SRS
|
17
|
Повреждение проводки блока управления системы безопасности SRS
|
18
|
Повреждение проводки подушки безопасности пассажира. Блок управления SRS
|
19
|
Множественные дефекты проводки, блока управления, датчика удара, подушки безопасности
|
Диагностика системы антиблокировки тормозов
Запустите двигатель и проедьте на автомобиле со скоростью 30 км/час не менее 1 мин. Выключите зажигание и замкните вывод 4 диагностического разъема на корпус. Включите зажигание и считайте коды по вспышкам контрольной лампы ABS. Не нажимайте тормозную педаль во время тестирования.
Номер кода
|
Возможная причина отказа
|
12
|
Начало выдачи кодов.
|
18
|
Ротор датчика оборотов колеса.
|
21
|
Обрыв в цепи датчика оборотов правого переднего колеса.
|
22
|
Короткое замыкание в цепи датчика оборотов правого переднего колеса.
|
25
|
Обрыв в цепи датчика оборотов левого переднего колеса.
|
26
|
Короткое замыкание в цепи датчика оборотов левого переднего колеса.
|
31
|
Обрыв в цепи датчика оборотов правого заднего колеса.
|
32
|
Короткое замыкание в цепи датчика оборотов правого заднего колеса.
|
35
|
Обрыв в цепи датчика оборотов левого заднего колеса.
|
36
|
Короткое замыкание в цепи датчика оборотов левого заднего колеса.
|
41
|
Выходной э/магнитный клапан правого переднего колеса.
|
42
|
Входной э/магнитный клапан правого переднего колеса.
|
45
|
Выходной э/магнитный клапан левого переднего колеса.
|
46
|
Входной э/магнитный клапан левого переднего колеса.
|
51
|
Выходной э/магнитный клапан правого заднего колеса.
|
52
|
Входной э/магнитный клапан правого заднего колеса.
|
55
|
Выходной э/магнитный клапан левого заднего колеса.
|
56
|
Входной э/магнитный клапан левого заднего колеса.
|
57
|
Низкое напряжение питания.
|
61
|
Реле/гидравлический насос.
|
63
|
Системное реле.
|
71
|
Электронный блок управления.
|