Каталитический преобразователь
Все автомобили Corsa и Tigra с бензиновыми и дизельными двигателями серийно оборудуются каталитическими преобразователями для очистки отработавших газов двигателя.
Каталитический преобразователь имеет центральную керамическую часть сотовой конструкции, покрытую слоем солей благородных металлов, действующих как преобразователь. Каталитический преобразователь фиксируется в корпусе посредством изоляционного опорного слоя, компенсирующего одновременно тепловые расширения каталитического преобразователя.
Система EFI в сочетании с лямбда-зондом осуществляют точное регулирование количества впрыскиваемого топлива, чтобы каталитический преобразователь мог сократить количество вредных веществ в отработавших газах. Лямбда-зонд находится в приемной трубе перед каталитическим преобразователем и омывается потоком отработавших газов. Лямбда-зонд представляет собой электрический измерительный элемент, который определяет концентрацию кислорода в отработавших газах посредством изменения напряжения и позволяет, таким образом, корректировать качество воздушно-топливной смеси. В течение доли секунды лямбда-зонд может передать соответствующие сигналы на ECM, что позволяет непрерывно корректировать качество воздушно-топливной смеси в зависимости от изменения условий эксплуатации (холостой ход, полный газ). Таким образом достигается оптимальное дожигание топлива в каталитическом преобразователе.
Чтобы в каталитическом преобразователе при температуре 300 ÷ 800 град. могло происходить дожигание топлива, воздушно-топливная смесь должна быть слегка обеднена воздухом.
На бензиновых двигателях используется трехкомпонентный каталитический преобразователь, позволяющий снизить содержание в отработавших газах монооксида углерода (СО), углеводорода (НС), а также оксидов азота (NO x).
На дизельных двигателях используется окислительный каталитический преобразователь, т.к. кислородное регулирование не требуется. Такой каталитический преобразователь сокращает концентрацию окиси углерода и углеводорода, содержащихся в отработавших газах. Кроме того, он уменьшает характерный для дизельных двигателей запах отработавших газов.
Каталитический преобразователь и система EGR
Концентрации оксидов азота (NO x) в отработавших газах двигателей 1.0 и 1.2 л, а также DOHC 1.4 и 1.6 л с 09.1994 г. выпуска поддерживается на низком уровне до каталитического преобразователя благодаря наличию системы EGR.
Клапан системы EGR на двигателях DOHC 1.0 и 1.2 л находится на торцовой стороне головки цилиндров; на остальных двигателях он находится на выпускном коллекторе и управляется ECM. Задача EGR заключается в отводе части отработавших газов в камеры сгорания двигателя с целью снижения температуры сгорания и, тем самым, снижения концентрации вредных веществ.
Очистка отработавших газов с помощью подачи дополнительного воздуха
Задачей подачи дополнительного воздуха в двигателях DOHC 1.4 и 1.6 л с 09.1994 г. выпуска являетсяснижение концентрации вредных веществ в отработавших газах двигателя при прогреве двигателя. Электронасос подает свежий воздух в выпускные каналы двигателя, чтобы обеспечить дожигание несгоревших соединений в отработавших газах. Благодаря этому сокращается концентрация вредных углеводородов и окиси углерода. Кроме того, повышается температура отработавших газов, благодаря чему каталитический преобразователь прогревается быстрее и начинает действовать кислородное регулирование. ECM отключает подачу дополнительного воздуха с активацией кислородного регулирования примерно через 1 ÷ 2 мин. после холодного запуска.
Меры безопасности при эксплуатации автомобилей, оборудованных каталитическим преобразователем
Для исключения повреждений лямбда-зонда и каталитического преобразователя необходимо обязательно следуйте следующим рекомендациям:
Бензиновые двигатели
Используйте только неэтилированный бензин. При ошибочной заправке этилированным бензином следует заменить каталитический преобразователь и приемную трубу перед ним. Перед установкой новых элементов необходимо израсходовать, как минимум, две заправки топливного бака неэтилированным бензином.
Запуск прогретого бензинового двигателя толканием или буксировкой лучше исключить. Для этой цели используйте вспомогательный аккумулятор. Несгоревшее топливо при воспламенении может привести к перегреву и разрушению каталитического преобразователя.
Исключайте частые следующие друг за другом холодные запуски. В противном случае в каталитическом преобразователе накапливается несгоревшее топливо, которое при нагреве сгорает и, детонируя, повреждает каталитический преобразователь.
При затруднениях в запуске двигателя не следует надолго включать стартер, т.к. при этом производится постоянный впрыск топлива. Выявите и устраните причину неисправности.
При наличии неисправностей в зажигании для идентификации источника неисправности исключайте впрыскивание топлива во время включения стартера. Для этого отключите реле топливного насоса, расположенное в ножном колодце переднего пассажира, перед стойкой A, за боковой накладкой.
Не проверяйте свечи зажигания на искру при их отсоединенном разъеме.
Не отсоединяйте зажигание от какого-либо цилиндра, т.к. при этом несгоревшее топливо попадает в каталитический преобразователь.
При возникновении перебоев в зажигании не повышайте число оборотов двигателя и немедленно устраните неисправность.
Бензиновый и дизельный двигатели
Не ставьте автомобиль над сухой травой или листвой, т.к. разогретая в области каталитического преобразователя система выпуска может вызвать возникновение пожара.
Следите за тем, чтобы уровень двигательного масла не превышал отметки MAX на щупе его измерения. Вследствие неполного сгорания масло может попадать в каталитический преобразователь и вызвать его неисправность.