8.2. Электронная бесконтактная система зажигания
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
МОДЕЛИ 1,3 И 1,4 Л С КАРБЮРАТОРОМ
На всех моделях 1,3 л используется бесконтактная система зажигания Delco. Система
зажигания включает катушку зажигания и распределитель зажигания, привод которого
осуществляется от торца распределительного вала.
Распределитель зажигания содержит индуктивный датчик, установленный на валу,
и блок зажигания, закрепленный на корпусе. Система работает следующим образом.
При включении зажигания, но неподвижном коленчатом валу двигателя, транзисторы
в блоке управления закрыты и не пропускают ток через первичную обмотку катушки
зажигания.
При проворачивании коленчатого вала индуктивный датчик перемещается в магнитном
поле, созданном блоком. При прохождении датчика около блока создается небольшое
переменное напряжение. Блок использует это напряжение, чтобы открыть транзисторы
в блоке и подать напряжение на первичную обмотку катушки зажигания.
После прохождения датчика около блока переменное напряжение изменяется и транзисторы
закрываются, перекрывая подачу напряжения к первичной обмотке катушки зажигания.
При этом индуцируется высокое напряжение во вторичной обмотке катушки зажигания,
которое через распределитель и высоковольтные провода подается на соответствующую
свечу зажигания.
МОДЕЛИ 1,6 Л (16 SH) И 1,8 Л (18 Е)
На этих моделях устанавливается система зажигания Bosch с датчиком Холла, включающая
катушку зажигания, распределитель зажигания и блок зажигания.
Электронный импульс, необходимый для выключения напряжения, подаваемого к первичной
обмотке катушки зажигания, формируется магнитным триггером в распределителе
зажигания. Зубчатое колесо триггера вращается в постоянном магнитном поле. Величина
магнитного поля между выступами статора и зубчатого колеса зависит от воздушного
зазора между полюсами. При минимальном воздушном зазоре, когда выступ зубчатого
колеса расположен непосредственно перед выступом статора, происходит образование
импульса. В связи с тем, что магнитное поле между выступами статора и зубчатого
колеса постоянно изменяется, в электромагнитной обмотке триггера, установленной
под зубчатым колесом, генерируется напряжение. Это напряжение усиливается блоком
и используется для отключения первичной обмотки катушки зажигания. Для каждого
цилиндра используется по одному выступу триггера и статора.
Угол опережения зажигания задается распределителем зажигания и корректируется
центробежным и вакуумным регуляторами.
Блок зажигания имеет электрическую цепь, которая отключает напряжение от первичной
обмотки катушки зажигания, если время между двумя последовательными импульсами
превышает 1,5 секунды. Это защищает катушку зажигания и электрические цепи на
случай, если зажигание осталось выключенным по неосторожности.
МОДЕЛИ 1,6 Л (16 SV)
Модели до 1988 года
На моделях с 1987 по 1988 годы с двигателями 16 SV устанавливалась электронная
система зажигания MZV. В этой системе угол опережения зажигания управляется
микропроцессором на основании информации о температуре, оборотах двигателя и
нагрузке. Корректировка угла опережения зажигания может быть выполнена также
перестановкой заглушки октанового числа. Начальный угол опережения зажигания
определяется положением распределителя зажигания. При отсоединении заглушки
октанового числа блок управления не регулирует угол опережения зажигания.
Модели с 1989 года
На моделях устанавливается система E1 Plus, которая является модификацией системы
зажигания МZV. Элементы систем зажигания очень похожи, но вместо индуктивного
датчика устанавливается датчик Холла. Микропроцессор имеет систему самодиагностики
для обнаружения неисправностей. Блок управления ограничивает максимальные обороты
двигателя, отключая подачу напряжения к первичной обмотке катушки зажигания
при оборотах двигателя выше 6 000 об/мин.
МОДЕЛИ 1,8 Л (18 SE)
Система зажигания Е161 (EZ 61) устанавливается на всех двигателях 1,8 л с 1987
года. Также как и система зажигания MZV и E1 Plus, эта система использует блок
управления микропроцессора для вычисления динамического угла опережения зажигания
на основании сигналов от индуктивного датчика импульсов, установленного с передней
стороны блока цилиндров, и сегментированного диска, закрепленного на коленчатом
валу.
Распределитель зажигания служит только для распределения высокого напряжения
к свечам зажигания и не оказывает никакого влияния на угол опережения зажигания.
МОДЕЛИ 1,4 И 1,6 Л С СИСТЕМОЙ ВПРЫСКА ТОПЛИВА
Система управления двигателем Multec CFi описана в подразделе
6.2.5.1. Электронное контрольное устройство (ECU) управляет системой зажигания
и системой впрыска топлива и по сути является системой управления двигателем.
Для определения угла опережения зажигания блок ECU получает информацию от различных
датчиков о положении коленчатого вала, температуре охлаждающей жидкости и абсолютном
давлении во впускном коллекторе. Кроме того, блок ECU получает дополнительную
информацию об установленном октановом числе топлива и блоке управления автоматической
коробкой передач. Для плавного переключения передач уменьшается угол опережения
зажигания при переключении.
МОДЕЛИ 2,0 Л
Система управления двигателем Motronic описана в подразделе
6.2.5.3. Система зажигания подобна системе зажигания Е1 61. Корректировку
угла опережения зажигания можно произвести только перестановкой заглушки октанового
числа. В системе управления двигателем Motronic M2.5 блок ECU получает дополнительную
информацию от датчика детонации, установленного на блоке цилиндров. При появлении
детонации блок ECU уменьшает угол опережения зажигания и предотвращает повреждение
двигателя.