1.16.1.2. Покупка старого автомобиля, или загадочный набор цифр и букв
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Приобретение автомобиля – значительное событие в жизни автомобилиста. Вопросы,
которые встают на различных этапах его осуществления, настолько обширны, что
пытаться охватить его в рамках одного материала не представляется разумным.
Поэтому попытаемся осветить одну тему: "Приобретение подержанного автомобиля".
Способов покупки автомобилей много. Если Вы хотите приобрести подержанный автомобиль,
можно самому поехать за ним за рубеж, самостоятельно и в составе специальной
туристической группы. С меньшими хлопотами Вы можете купить автомобиль по газетному
объявлению или через знакомых, а также в автосалонах и на авторынках. Каждый
их этих способов имеет свои особенности, но ниже следующие рекомендации аналогичны
для каждого из них.
Итак, прежде чем юридически оформлять покупку автомобиля, необходимо проверить
наличие всех соответствующих документов. При этом желательно воспользоваться
такой услугой, как проверка автомобиля на угон. Эти службы существуют сейчас
не только в отделениях Госавтоинспекции, но и во многих автомагазинах и на крупных
авторынках. При покупке автомобиля с иностранными номерами, в частности, из
Прибалтийских стран, к запрашиваемой цене следует прибавить довольно значительную
сумму на его растаможку. При покупке автомобиля из Калининградской области обратите
внимание на отметку таможни в техническом паспорте, которая может быть действительна
как для России, так и только для Калининградской области. В последнем случае
Вам придется дорастаможивать автомобиль.
Основным документом на автомобиль является паспорт транспортного средства. Выдача
технических паспортов и технических талонов старого образца (утвержденных приказом
МВД СССР N370 от 15.10.82) прекращена с 1 января 1994 года. Ранее выданные паспорта
признаются действительными. Но только за этот год наши эксперты трижды сталкивались
с тем, что на предлагаемые к продаже автомобили были предъявлены паспорта старого
образца, выданные якобы в 1995-1996 годах. Советуем воздержаться от приобретения
автомобилей с такой документацией. Покупка автомобилей, в техпаспортах которых
имеются такие записи, как б/н (без номера) или н/у (не установлен), также нежелательна.
Порядок заполнения технических паспортов определен "Инструкцией по заполнению
паспортов транспортных средств". Приводим из него, на наш взгляд, самую
необходимую информацию.
Прежде всего – это расшифровка идентификационного номера (VIN).
Первая часть кода VIN состоит из 3 цифр или букв, обозначающих географическую
зону, код страны и код предприятия-изготовителя транспортного средства.
Вторая часть кода VIN состоит из 6 цифр или букв, обозначающих транспортное
средство согласно конструкторской документации.
Третья часть кода VIN состоит из 8 цифр или букв, обозначающих порядковый номер
транспортного средства. Первый знак (буква латинского алфавита) указывает на
год выпуска транспортного средства.
Например, идентификационный номер автомобиля ВАЗ-21013 имеет следующее обозначение:
XTA 210130D00000002, где X – географическая зона (Россия), Т – шифр предприятия-изготовителя
(А – ВАЗ, В – АЗЛК и т.д.), 210130 – модель или модификация, D – год выпуска
(1983), 00000002 – порядковый производственный номер.
Для обозначения года выпуска транспортных средств установлены следующие буквы:
D – 1983, E – 1984, F – 1985, G – 1986, H – 1987,
J – 1988, K – 1989, L – 1990, M – 1991–1992, P – 1993,
R – 1994, S – 1995, T – 1996, V – 1997, W – 1998, X –
1999, Y – 2000.
В строке техпаспорта "Цвет кузова (кабины)" указывается визуально
определяемый цвет, в который окрашено транспортное средство: белый, красный,
желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, многоцветный и т.д.
В строке "полное название цвета кузова (кабины)" указывается наименование
эмали по маркировке предприятия-изготовителя.
При изменении цвета транспортного средства в паспорте производится соответствующая
запись.
Существует масса способов фальсификации и подделки документов. На практике перебивают
(и соответственно вносят в документ), как правило, одну цифру в номере. Но рассказывать
на страницах массового издания о тонкостях технологии представляется нецелесообразным.
Да и вряд ли человек, впервые взявший в руки документ, сможет выявить подлог
и обратить внимание на несоответствия. Поэтому самым разумным представляется
проверка автомобиля на угон в ГАИ не только сверкой номеров с данными компьютера,
но и проверкой документов. И все же при визуальном осмотре номеров на автомобиле
и документов советуем обратить внимание на:
– соответствие шрифтов и их наклонов;
– соответствие и очередность сроков и дат в записях;
– отсутствие подчисток и нарушений защитной сетки;
– читаемость оттисков печатей.
Особенно остро этот вопрос стоит относительно документов на автомобили, прибывшие
из Польши и Прибалтики.