1.16.3.1. Чем привлекает дизель?
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Современные дизельные машины привлекательны своей способностью развивать большую
силу тяги на малых оборотах, чем особенно хороши для водителей, не любящих слишком
часто переключать передачи. Большинство изготовителей предлагают дизели с турбонаддувом,
чтобы дать владельцу возможность ощутить самому всю прелесть машины высокого
класса.
Если Вы подумываете о переходе на дизель, но не знаете, как ухаживать за ним
своими руками, то сразу скажем, что поддерживать дизель в хорошем состоянии
ничуть не сложнее бензинового двигателя, несмотря на их различия. Предлагаем
Вам краткое руководство по покупке, эксплуатации и обслуживанию дизеля.
Механизмы бензинового и дизельного двигателя мало чем отличаются. В основу работы
обоих двигателей положен четырехтактный цикл сжигания топлива, но происходит
это у них совершенно разными способами.
В то время как у бензиновых двигателей топливовоздушная смесь воспламеняется
свечами зажигания, дизельное топливо воспламеняется в результате очень сильного
сжатия.
Когда бензиновый двигатель всасывает воздух и бензин на первом такте, дизель
засасывает только воздух, который сжимается до такой степени, что его температура
поднимается до 800° С. Раскаленный воздух поджигает дизельное топливо, которое
впрыскивается в камеру сгорания цилиндра незадолго перед тем, как поршень достигает
BMT на такте сжатия. Поскольку степень сжатия у дизелей вдвое выше, чем у бензиновых
двигателей, впрыск топлива должен происходить под очень высоким давлением, чтобы
он влетал в камеру сгорания и струя топлива сохраняла приданную ей форму. Вследствие
повышенных требования к впрыску топливный насос высокого давления дизеля является
особо высокоточно изготовляемым узлом.
На старых моделях дизелей обычно использовались рядные многоплунжерные топливные
насосы высокого давления. Теперь на большинстве современных дизелей применяют
более сложные роторные насосы с постоянной подачей топлива, так как они лучше
работают при высоких оборотах двигателя. В современных дизелях используются
электронные системы управления дозированием подачи топлива для достижения протекания
процесса сгорания близкого к идеальному. Многие дизели даже оснащаются нейтрализаторами
для очистки выхлопных газов.
Существует два типа дизелей, и различие между ними состоит в том, как в них
происходит сгорание топлива. В одних используется непосредственный впрыск топлива.
Само название указывает на прямое направление топлива в полость камеры сгорания.
Хотя данный метод впрыска очень эффективен, его отрицательными сторонами являются
сильный шум и неравномерность. По этой причине непосредственный впрыск сохранился
лишь на дизелях, используемых на грузовых автомобилях. Однако на дизелях усовершенствованных
конструкций эти недостатки в значительной мере устранены, и большинство производителей
автомобилей предлагают высокоэффективные дизели с непосредственным впрыском.
В других дизелях, не использующих непосредственный впрыск топлива, перед камерой
сгорания создают небольшую дополнительную камеру, в которую и происходит впрыск
топлива. Располагают эту камеру на противолежащей стороне от места установки
форсунки и направления движения впрыскиваемого ею топлива. Данный конструктивный
прием позволяет поднять обороты двигателя, но расплачиваться за это приходится
некоторой потерей мощности.