Автоматическая коробка передач
Автоматическая коробка передач в разрезе
1 — планетарный ряд;
|
5 — привод тахометра;
|
Уже с начала производства Renault 19, модификации GTS и ТЕЛЕКС (двигатель 1,7
л) могли быть оборудованы управляемой с помощью электроники 3-ступенчатой автоматической
коробкой передач (внутреннее обозначение — MB3). Начиная с 1991 года, для модификации
1,8 S предлагалась также созданная на базе коробки передач MB3 усовершенствованная
автоматическая 4-ступенчатая коробка передач, которая также управляется микропроцессором.
Обозначением этой разработанной совместно с «Фольксвагеном» автоматической 4-ступенчатой
коробки передач является «AD4». Она управляется двойной программой переключения:
по выбору водителя и с помощью микропроцессора.
Микропроцессор постоянно поддерживает давление масла на оптимальном уровне.
Коробка передач имеет механический блокиратор преобразователя крутящего момента
на третьей и четвертой передаче. Передаточное число четвертой передачи определено
как «Overdrive» (ускоряющая передача).
Принцип действия автоматической 4-ступенчатой коробки передач AD4
В автоматических коробках передач двигатель приводит в действие звездочку насоса
в гидротрансформаторе. Приведенная во вращение жидкость преобразователя поступает
под давлением посредством направляющего колеса к турбинному колесу, которое
приходит в движение. Между звездочкой насоса и турбинным колесом существует
определенная разница в частоте вращения. Она велика при разгоне и уменьшается
с увеличением скорости. В обычной автоматической коробке передач всегда имеется
так называемое «проскальзывание». В автоматической коробке передач AD4 на Renault
19 гидротрансформатор крутящего момента на третьей и четвертой передаче преобразуется
посредством механического перемыкания преобразователя в неподвижный двусторонний
привод.
Таким образом, предотвращается нежелательное проскальзывание, которое приводит
к повышенному расходу топлива при уменьшении передаваемого усилия. Элементом
автоматической коробки передач являются так называемые планетарные ряды. Они
представляют собой зубчатое колесо, которое обеспечивает вращение 3 других зубчатых
колес. Над этим устройством располагается зубчатое колесо с внутренним зацеплением
(эпицикл). Каждая из этих 2 конструктивных групп связана друг с другом и образует
собственную маленькую двухступенчатую коробку передач. Изменение передаточного
числа происходит посредством фиксации или освобождения частей планетарного ряда.
Переключение осуществляется без прерывания передачи тягового усилия от двигателя
к колесам. Фиксацию и освобождение обеспечивают управляемые гидравлическим способом
фрикционы и тормоза.