Общая информация
На автомобилях с ручной коробкой передач устанавливается гидравлически управляемая система сцепления с одним диском сухого типа. В отличие от систем управляемых тросиком, данная система регулировке не подлежит и не требует ее.Компонентами системы сцепления являются педаль сцепления, главный цилиндр, гидравлические трубки, исполнительный цилиндр, выжимной подшипник и вилка, ведомый диск и нажимной диск.
Ведомый диск установлен на шлицевой первичный вал коробки передач. Диск имеет минимальный радиальный люфт и должен вращаться вместе с валом, однако при этом имеет возможность свободно скользить вдоль его оси. Корзина с нажимным диском приболчивается непосредственно к маховику и зажимает ведомый диск. Диафрагменные пружины толкают нажимной диск к маховику, зажимая ведомый диск, что обеспечивает передачу вращения коленвала на ведущий вал коробки передач.
Педаль сцепления соединяется с поршнем главного цилиндра с помощью соединительного штока. При выжимании педали сцепления гидравлическая жидкость из главного цилиндра по гидравлическим трубкам вытесняется в исполнительный цилиндр, который установлен на ведущем вале коробки передач внутри купола сцепления. По мере повышения давления поршень, перемещаясь в исполнительном цилиндре, приводит в действие выжимной подшипник сцепления через вильчатый рычаг.
Выжимной подшипник сцепления нажимает на диафрагменную пружину, которая, в свою очередь, снимает усилие, передаваемое на нажимной диск и ведомый диск. Ведомый диск при этом сдвигается по шлицам вала от маховика и оба они вращаются независимо, при этом движение не передается на ведущий вал коробки передач.
Такая схема управления через выжимание диафрагменной пружины позволяет сцеплению находиться в состоянии частичного сцепления / расцепления или “проскальзывать”, обеспечивая мягкое отпускание и продолжая передачу движения при переключении передач.
В дополнение к сказанному, ведомый диск изготовлен из двух половинок, которые соединены друг с другом посредством демпфирующих пружин. При сжатии пружины обеспечивают возможность небольшого свободного хода между дисками, служащий для демпфирования сцепления, уменьшения вибраций и рывков автомобиля при трогании с места при включении сцепления. Кроме того втулка ведомого диска является радиально подпружиненной для демпфирования торсионных ударных нагрузок.
Применяемая в системе сцепления гидравлическая жидкость является той же жидкостью, что применяется в тормозной системе, и поступает в главный цилиндр через выпускное отверстие в компенсационном бачке. При проведении каких либо работ с какими либо компонентами системы сцепления гидравлическая система должна быть загерметизирована и по завершению работ необходимо произвести доливание жидкости и прокачку системы для удаления воздушных пузырьков. Детальное описание этих процедур приведено в Разделе Прокачка гидравлической системы данной Главы.
Схема системы управления сцеплением автомобилей SAAB 9000 претерпевала множество корректировок, хотя в общих чертах схема функционирования системы остается неизменной. Главным образом изменения касались места установки главного цилиндра, производились на моделях выпуска между до 1994 г. и после 1994 г., а также между моделями с левосторонним и правосторонним рулевым управлением. Соответственным образом от типа и даты выпуска автомобиля зависит и способ соединения между педалью сцепления и главным цилиндром.