1. Установите в постели блока
цилиндров вкладыши коренных подшипников с канавками и смажьте их моторным
маслом. У двигателей 1,0 л, 37 кВт и дизельного двигателя 1,9 л, 74
кВт смажьте моторным маслом и установите упорные полукольца в средний
коренной подшипник (проточками к щекам коленчатого вала). |
2. Смажьте моторным маслом шейки
коленчатого вала и уложите вал на постели подшипников. |
3. Вставьте в крышки коренных подшипников
вкладыши без канавок и смажьте их моторным маслом. |
4. У всех двигателей, кроме двигателя
объемом 1,0 л, смажьте моторным маслом упорные полукольца и вставьте
их в крышку среднего коренного подшипника (проточками к щекам коленчатого
вала). |
5. Установите крышки коренных подшипников
по меткам на них (сбоку на крышках выбиты номера подшипников). Первый
подшипник считается со стороны привода распределительного вала. |
6. Затяните болты крепления крышек
коренных подшипников для двигателей 1,0 л, 37 кВт и 1,4 л, 50 кВт
моментом 75 Н·м, для дизельного двигателя 1,9 л, 74 кВт – 65 Н·м,
затем доверните еще на 90°. В первую очередь затягивайте болты средней
крышки (третьей), затем соседних с ней (второй и четвертой) и в последнюю
очередь крайних (первой и пятой). Проверните коленчатый вал, он должен
вращаться легко, без заеданий. |
7. Установите держатель заднего
сальника. У двигателей 1,0 л, 37 кВт и 1,4 л, 50 кВт предварительно
смажьте моторным маслом рабочую кромку сальника, а на держатель и
резьбу болтов крепления держателя нанесите герметик Loctite 574. Затяните
болты моментом 8 Н·м. |
8. Установите маховик, учитывая,
что на всех двигателях, кроме двигателей 1,0 л, 37 кВт и 1,4 л, 50
кВт, его устанавливают только в одном положении из-за несимметричного
расположения отверстий. Замените болты крепления маховика на новые
и затяните их моментом 60 Н·м, затем доверните на 90°. |
9. У двигателей 1,0 л, 37 кВт и
1,4 л, 50 кВт смажьте шейки и кулачки распределительного вала моторным
маслом и установите вал в блок цилиндров. Установите стопорную пластину
9 (см. рис. Распределительный вал двигателей
1,0 л, 37 кВт и 1,4 л, 50 кВт) и затяните болты 10 ее крепления
моментом 5 Н·м. |
10. У двигателей 1,0 л, 37 кВт и
1,4 л, 50 кВт установите гильзы цилиндров так, чтобы они не касались
друг друга. Проверьте выступание гильз (см. подраздел
2.13.2). |
11. Наденьте поршень на шатун так,
чтобы стрелка на днище поршня и выступ В (см. рис.
Детали шатунно-поршневой группы двигателя объемом 1,4 л, 55 и 74 кВт
и рис. Детали шатунно-поршневой группы
дизельного двигателя 1,9 л, 74 кВт) на нижней головке шатуна были
направлены в одну сторону. У двигателей 1,0 л, 37кВт и 1,4 л, 50 кВт
стрелка направлена к распределительном валу и расположена со стороны
отверстия В (см. рис. Детали шатунно-поршневой
группы двигателей 1,0 л, 37 кВт и 1,4 л, 50 кВт) в шатуне для
смазки поршневого пальца. Кроме того, поршни должны быть одной весовой
группы по массе (обозначение группы «+» или «-» выбивается на днище
поршня). Смажьте моторным маслом поршневой палец и вставьте его в
поршень с шатуном. Установите стопорные кольца поршневого пальца в
канавки на поршне. Если палец слишком туго входит в отверстия поршня,
нагрейте поршень до 60° С. |
12. Установите на поршни кольца.
Лучше всего это делать с помощью съемника поршневых колец. У бензиновых
двигателей маслосъемное кольцо составное, поэтому его нужно устанавливать
вручную, аккуратно разведя замки колец. Кольца устанавливают надписью
ТОР вверх, к днищу поршня. Кольца должны свободно поворачиваться в
канавках поршня, а их замки располагаться под углом 120° друг к другу. |
13. Вставьте вкладыши подшипников
в нижние головки шатунов и крышки шатунов. У дизельных двигателей
на верхних вкладышах нанесена черная полоска на рабочей поверхности
около края. У двигателей 1,4 л, 50 кВт фиксирующие выступы вкладышей
должны войти в пазы шатуна и крышки, у остальных двигадвигателей нужно
установить вкладыши так, чтобы головка шатуна и крышка выступали по
ширине с обеих сторон вкладыша на одинаковое расстояние. Смажьте вкладыши
моторным маслом. |
14. Сожмите оправкой поршневые
кольца и аккуратно вставьте шатун с поршнем в цилиндр, при этом стрелка
на днище поршня должна быть направлена к приводу распределительного
вала (у двигателей 1,0 л, 37 кВт и 1,4 л, 50 кВт стрелка направлена
в сторону распределительного вала). Оправка для сжатия колец должна
быть прижата к блоку цилиндров. Ударяя ручкой молотка по днищу поршня,
передвиньте его из оправки в цилиндр. |
|
15. У дизельного двигателя 1,9
л, 74 кВт поршни устанавливают в первый и второй цилиндры выемкой
под впускной клапан (большего размера), направленной к задней части
двигателя (маховику), а в третий и четвертый цилиндры – к передней
части (приводу распределительного вала), как показано на рисунке. |
16. Установите крышку шатуна с вкладышем
на шатун, при этом номера цилиндра, выбитые на крышке и шатуне, должны
располагаться на одной стороне. |
17. Заверните шатунные болты, у
двигателя 1,4 л, 50 кВт – гайки шатунных болтов. У всех двигателей,
кроме 1,4 л, 50 кВт, замените шатунные болты на новые, смазав моторным
маслом перед заворачиванием их резьбу и поверхность головки, соприкасающуюся
с крышкой. Затяните болты (у двигателя 1,4 л, 50 кВт – гайки шатунных
болтов) на двигателях 1,0 л, 37 кВт и 1,4 л, 55 и 74 кВт моментом
20 Н·м, затем доверните еще на 90°; на двигателях 1,4 л, 50 кВт –
40 Н·м; на дизельных двигателях 1,9 л, 74 кВт – 30 Н·м, затем доверните
еще на 90°. |
18. У двигателей 1,0 л, 37 кВт и
1,4 л, 50 кВт установите распределительные шестерни (см. подраздел
2.5) и крышку распределительных шестерен. |
19. Установите масляный насос (см.
подраздел 3.3). |
20. Нанесите на фланец масляного
картера герметик, установите картер и заверните болты его крепления. |
|
21. У дизельного двигателя подберите
прокладку головки блока по толщине. Для этого измерьте выступание
поршней в ВМТ над верхней плоскостью блока, как показано на рисунке.
В зависимости от величины выступания поршней подберите новую
прокладку, при этом нужно учитывать наибольшую величину выступания.
|
22. В запасные части поставляют
прокладки различной толщины, которые маркируют числом отверстий 3
(см. рис. Маркировка прокладки головки блока
цилиндров дизельного двигателя). Прокладка толщиной 0,91–1,0
мм имеет одно отверстие, толщиной 1,01–1,10 мм – два отверстия, толщиной
1,11–1,20 мм – три отверстия. |
23. Установите головку блока цилиндров
(см. подраздел 2.7) и навесное оборудование
двигателя. |
|