3.3.12.2. Установка и проверка зазоров в шатунных подшипниках
Расстановка стыков поршневых колец
   
    |  
      
     | 
    1. Верхнее компрессионное кольцо 
       
      2. Расширитель маслосъемного кольца 
       
      3. Нижнее компрессионное кольцо 
       
      4. Верхний диск маслосъемного кольца 
       
      5. Выемки (обращены к передней части двигателя) 
       
      6. Нижний диск маслосъемного кольца | 
  
 Перед установкой поршней в сборе с шатунами поверхность цилиндра должна быть 
  абсолютно чистой, с кромок цилиндров должна быть снята фаска, а коленчатый вал 
  установлен в блок цилиндров.
   
    |   ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ   | 
  
   
     
      
         
            
           | 
          1. Протрите тыльную поверхность нового верхнего 
            шатунного вкладыша и уложите его по месту в шатун. Убедитесь, что 
            выступ на вкладыше зашел в выборку в шатуне и смазочные отверстия 
            (1) совпали. Вкладыш не смазывать. Аналогично установите в крышку 
            шатуна нижний вкладыш. | 
         
         
          | 2. Расставьте стыки поршневых колец 
            в соответствии со схемой. | 
         
         
          | 3. Смажьте поршни и кольца чистым 
            маслом для двигателя, сожмите кольца приспособлением, оставив выступающий 
            участок поршня. | 
         
         
          | 4. Проверните коленвал до НМТ в 
            первом цилиндре, смажьте стенки цилиндра маслом для двигателя. | 
         
         
            | 
          5. Сориентируйте поршень так, чтобы выемка 
            (1) была обращена в сторону передней части двигателя (2 – выступ). | 
         
         
          | 6. Осторожно введите нижнюю часть 
            поршня с шатуном в первый цилиндр до упора приспособления в блок цилиндров. 
            Слегка постучите по верхнему краю оправки для равномерного контакта 
            с плоскостью блока цилиндров. | 
         
         
            | 
          7. Введите поршень в цилиндр, осторожно 
            постукивая деревянной рукояткой молотка по днищу поршня. Большое усилие 
            не прилагать. | 
         
         
            | 
          8. Притяните шатун к шейке коленвала и проверьте 
            зазор в шатунном подшипнике c помощью отрезка калибра (указан стрелкой). 
            Процедура проверки ничем не отличается от процедуры для коренных подшипников 
            (см. подраздел 3.3.9.3). Вращение 
            коленвала или малейшее попадание масла на вкладыши при измерениях 
            не допускаются. | 
         
         
            | 
          9.  Гайки крышки шатуна затяните с заданным 
            моментом.  | 
         
         
            | 
          10. Определите величину зазора. Если зазор 
            не соответствует норме, то убедитесь в отсутствии смазки и грязи и 
            снова проверьте диаметр шейки и правильность подбора вкладыша. | 
         
         
          | 11. Осторожно удалите остатки калибра, 
            смажьте вкладыши и шейку коленвала, установите крышку и равномерно 
            затяните гайки с заданным моментом. | 
         
         
          | 12. Повторите эти операции для остальных 
            шатунов. Проверьте свободу вращения собранного колевала. | 
         
         
          | 13. После окончательной установки 
            поршней с шатунами проверьте свободу вращения коленвала. | 
         
         
          | 14. Проверьте осевой люфт шатуна 
            (см. подраздел 3.3.8). Имейте ввиду, 
            что после установки новых деталей люфт шатуна может быть меньше нормы 
            и потребуется шлифовка шатунов. | 
         
         
          | 15. Соберите и установите двигатель, 
            руководствуясь соответствующими разделами | 
         
       
     |