3.3.12.2. Установка и проверка зазоров в шатунных подшипниках
Расстановка стыков поршневых колец
|
1. Верхнее компрессионное кольцо
2. Расширитель маслосъемного кольца
3. Нижнее компрессионное кольцо
4. Верхний диск маслосъемного кольца
5. Выемки (обращены к передней части двигателя)
6. Нижний диск маслосъемного кольца |
Перед установкой поршней в сборе с шатунами поверхность цилиндра должна быть
абсолютно чистой, с кромок цилиндров должна быть снята фаска, а коленчатый вал
установлен в блок цилиндров.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
1. Протрите тыльную поверхность нового верхнего
шатунного вкладыша и уложите его по месту в шатун. Убедитесь, что
выступ на вкладыше зашел в выборку в шатуне и смазочные отверстия
(1) совпали. Вкладыш не смазывать. Аналогично установите в крышку
шатуна нижний вкладыш. |
2. Расставьте стыки поршневых колец
в соответствии со схемой. |
3. Смажьте поршни и кольца чистым
маслом для двигателя, сожмите кольца приспособлением, оставив выступающий
участок поршня. |
4. Проверните коленвал до НМТ в
первом цилиндре, смажьте стенки цилиндра маслом для двигателя. |
|
5. Сориентируйте поршень так, чтобы выемка
(1) была обращена в сторону передней части двигателя (2 – выступ). |
6. Осторожно введите нижнюю часть
поршня с шатуном в первый цилиндр до упора приспособления в блок цилиндров.
Слегка постучите по верхнему краю оправки для равномерного контакта
с плоскостью блока цилиндров. |
|
7. Введите поршень в цилиндр, осторожно
постукивая деревянной рукояткой молотка по днищу поршня. Большое усилие
не прилагать. |
|
8. Притяните шатун к шейке коленвала и проверьте
зазор в шатунном подшипнике c помощью отрезка калибра (указан стрелкой).
Процедура проверки ничем не отличается от процедуры для коренных подшипников
(см. подраздел 3.3.9.3). Вращение
коленвала или малейшее попадание масла на вкладыши при измерениях
не допускаются. |
|
9. Гайки крышки шатуна затяните с заданным
моментом. |
|
10. Определите величину зазора. Если зазор
не соответствует норме, то убедитесь в отсутствии смазки и грязи и
снова проверьте диаметр шейки и правильность подбора вкладыша. |
11. Осторожно удалите остатки калибра,
смажьте вкладыши и шейку коленвала, установите крышку и равномерно
затяните гайки с заданным моментом. |
12. Повторите эти операции для остальных
шатунов. Проверьте свободу вращения собранного колевала. |
13. После окончательной установки
поршней с шатунами проверьте свободу вращения коленвала. |
14. Проверьте осевой люфт шатуна
(см. подраздел 3.3.8). Имейте ввиду,
что после установки новых деталей люфт шатуна может быть меньше нормы
и потребуется шлифовка шатунов. |
15. Соберите и установите двигатель,
руководствуясь соответствующими разделами |
|