3.1.1.2. Установка поршня 1-го цилиндра в МВТ такта сжатия
Предупреждение
При описании порядка выполнения
процедуры подразумевается, что распределитель зажигания правильно установлен
заранее. При попытке найти ВМТ с целью правильной установки распределителя,
необходимо проверить наличие компрессии в конце хода поршня 1-го цилиндра через
отверстие для свечи, после чего совместить метки момента зажигания, руководствуясь
п.8.
Верхняя мертвая точка (ВМТ) – это наивысшая точка, до которой доходит поршень,
совершая возвратно-поступательное движение в цилиндре. Каждый поршень дважды достигает
ВМТ – в конце такта сжатия и при выпуске отработанных газов, однако под ВМТ чаще
всего подразумевается ВМТ такта сжатия.
Установка поршня (или поршней) в ВМТ такта сжатия является неотъемлемой частью
многих процедур, например, снятия зубчатого ремня и ведомой шестерни или снятие
распределителя зажигания.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Перед выполнением процедуры
убедитесь, что селектор трансмиссии установлен в положение "Neutral",
поставьте автомобиль на ручной тормоз, или заблокируйте задние колеса.
Кроме того, полностью исключите срабатывание зажигания, для чего отсоедините
высоковольтный провод катушки зажигания от центрального вывода крышки
распределителя и соедините с массой на блоке цилиндров с помощью перемычки.
Выверните свечи (см. подраздел 2.8.2). |
2. Для установки любого поршня
в ВМТ надо провернуть коленвал одним из указанных ниже способов. Нормальное
направление вращения двигателя - по часовой стрелке, если смотреть
на двигатель со стороны зубчатого ремня. |
3. Предпочтительно вращать коленвал
торцовой головкой, одетой на передний болт коленвала, с помощью удлинителя
– трещотки. Усилие прилагать только в направлении по часовой стрелке.
Запрещается вращать болт против часовой стрелки. |
4. Попросите помощника кратковременно
включить и выключить стартер, и тем самым установить поршень в положение,
близкое к ВМТ (при этом не нужно пользоваться дистанционным выключателем).
Окончательный доворот поршня в ВМТ такта сжатия завершается, в соответствии
с предыдущим пунктом, торцовой головкой с трещоткой. Предварительно
попросите помощника выйти из автомобиля. |
5. Найдите на крышке распределителя
положение высоковольтного провода свечи 1-го цилиндра. Если этот вывод
не пронумерован, то определите его по проводу от свечи зажигания.
|
6. Мелком или маркером нанесите
метки на корпусе распределителя, прямо под выводом 1-го цилиндра.
|
7. Снимите крышку распределителя
(при необходимости см. подраздел
2.8.3) и отложите в сторону. |
|
8. Проверните коленвал до совмещения
метки шкиве с цифрой "0" на шкале установки момента зажигания,
отлитой в передней части блока цилиндров. |
9. Проверьте положение распределителя
– бегунок должен указывать на метку, нанесенную на корпусе распределителя.
Если ориентация бегунка соответствует описанной, то поршень 1-го цилиндра
находится в ВМТ такта сжатия. |
10. Нижние болты крепления картера
сцепления к блоку цилиндров. |
11. Если бегунок указывает в противоположную
сторону (положение отличается на 180°), то 1-го цилиндра находится
в ВМТ выпуска. |
12. Чтобы установить поршень 1-го
цилиндра находится в ВМТ такта сжатия, поверните коленвал на один
полный оборот по часовой стрелке (360°). Теперь бегунок должен указывать
на метку, нанесенную на корпусе распределителя. Если бегунок обращен
в сторону вывода свечи 1-го цилиндра и метка шкива совмещена с нулем
на шкале, то поршень 1-го цилиндра находится в ВМТ такта сжатия. |
Предупреждение
Если бегунок
указывает на метку, нанесенную на корпусе распределителя, а метки
на коленвале и на шкале не совмещаются, то либо неправильно установлен
зубчатый ремень, либо зубья ремня проскальзывают по шестерням.
|
13. После установки поршня первого
цилиндра в ВМТ такта сжатия можно выставить в это же положение и остальные
поршни, проворачивая коленвал и соблюдая порядок работы цилиндров.
На корпусе распределителя нанесите метки, соответствующие высоковольтным
выводам свечей остальных цилиндров, точно так же, как и для 1-го цилиндра,
затем пронумеруйте метки по номерам цилиндров. При повороте коленвала
бегунок тоже будет вращаться. Если бегунок укажет на метку на распределителе,
то поршень соответствующего цилиндра будет находиться в ВМТ такта
сжатия. |
|