3.3.10. Система заряда батареи
Схема цепи заряда батареи
1. Батарея
2. Главная плавкая перемычка
3. Контрольная лампа разряда
4. Ключ зажтгания
5. Плавкая вставка GAUGE на 10 А
|
6. Генератор
7. Встроенный регулятор напряжения
8. Только в автомобилях для США
9. Обмотка статора
10. Обмотка ротора |
Типовое расположение плавкой перемычки вставок
1. Генератор
2. Главная плавкая перемычка
3. Плавкая вставка АМ2 на 30 А
4. Плавкая вставка АМ1 на 40 А
|
5. Плавкая вставка IGN на 10 А
6. Плавка вставка GAUGE на 10 А
7. Плавкая вставка ALT-S на 7,5 А
8. Плавкая вставка ALT-Н на 100 А |
Схема для проверки тока разряда батареи
|
1. Амперметр
2. Батарея
3. Отсоедините провод от вывода В
4. Вольтметр
5. Генератор |
Cистема заряда состоит из генератора переменного тока, встроенного в генератор
регулятора напряжения, цепи контрольной лампы заряда, батареи, плавкой перемычки
и соединительных проводов (см. рис.
Схема цепи заряда
батареи). При совместной работе этих устройств обеспечивается питание таких
потребителей как система зажигания, приборы освещения и сигнализации, радиоприемник
и др. Привод генератора осуществляется от ремня в передней части двигателя.
Автомобили, рассматриваемые в настоящем Руководстве, комплектуются генераторами
фирм-изготовителей Nippondenso и Delco.
Регулятор напряжения предназначен для поддержания напряжения генератора на заданном
уровне. При резком повышении напряжения на выходе генератора регулятор предотвращает
броски тока и перегрузки в цепи питания.
Плавкая перемычка представляет собой отдельный отрезок провода, который включен
последовательно с пучком соединительных проводов от батареи и распложен внутри
моторного отсека (см. рис. Типовое расположение
плавкой перемычки вставок). Наряду с главной перемычкой в систему заряда
входят дополнительные плавкие вставки, которые представляют собой отрезки провода
со строго заданной площадью поперечного сечения. Площадь сечения вставок меньше
чем у проводов той цепи, которую защищает данная вставка. В подразделе
12.2 приводится более подробная информация по плавким вставкам.
Периодического ухода за системой заряда как правило не требуется. Однако, следует
периодически осматривать ремень привода генератора, батарею и соединительные
провода (осмотр проводится с периодичностью через каждые 12000 км или 6 месяцев).
Контрольная лампа заряда на панели приборов загорается при включении зажигания
и после пуска двигателя гаснет. Если лампа не гаснет после пуска двигателя,
то в цепь заряда неисправна. Некоторые автомобили оборудуются вольтметром. Если
вольтметр показывает очень высокое или очень низкое напряжение, то цепь заряда
нуждается в проверке (см. подраздел 3.3.4).
Предупреждение
При подключениях проводов
внутренней цепи автомобиля и внешних устройств следует соблюдать следующие меры
предосторожности:
– при соединении батареи с генератором
всегда соблюдайте полярность подключения;
– перед ремонтом любого участка автомобиля
электросваркой отсоедините провода от генератора и от вывода батареи;
– недопустимо запускать двигатель
при подключенном зарядном устройстве;
– перед подключением зарядного устройства
всегда отсоединяйте кабели цепи автомобиля от обоих полюсов батареи;
– остерегайтесь попадания под ремень
генератора на работающем двигателе рук, волос, краев одежды;
– генератор присоединен прямо к батарее,
поэтому при закорачивании выводов генератора, или при его перегрузке, возможно
образование дуги и пожар;
– перед промывкой двигателя струей
пара укройте генератор полиэтиленовой пленкой и закрепите пленку резиновым бандажом.
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Проверьте состояние и натяжение
ремня генератора. При обнаружении признаков износа ремень замените.
|
2. Проверьте затяжку болтов крепления
генератора и регулировочного болта натяжения ремня. |
3. Проверьте проводку генератора
и регулятора напряжения, надежность крепления и состояние разъемов.
|
4. Проверьте плавкую перемычку,
которая соединена с положительным полюсом батареи, и плавкие перемычки,
расположенные внутри моторного отсека. При обнаружении перегоревших
вставок выясните причину и устраните, замените плавкие вставки (при
перегорании вставок не будет запускаться двигатель, также не будут
работать устройства электрооборудования автомобиля). |
5. Проверьте состояние всех плавких
вставок, которые включены в цепь заряда батареи(см. рис. Типовое
расположение плавкой перемычки вставок). Место монтажа вставок
зависит от года выпуска автомобиля, однако, все вставки имеют одинаковые
обозначения. Главная плавкая перемычка – 3,0W, вставки: Alt H (80–100
А), AМ1 (40 А), АМ2 (30 А), IG (10 А), Gauge (10 А) и ALT–S (7,5 А).
|
6. Запустите двигатель и проверьте
звук, издаваемый генератором (воющий или визжащий звук указывает на
износ подшипников). |
7. Проверьте плотность электролита
в батарее. Если плотность низкая, зарядите батарею (данный пункт не
относится к необслуживаемым батареям). |
8. Проверьте полноту заряда батареи
(при неисправной секции батареи возможен ее перезаряд). |
9. Отсоедините кабели от батареи
(сначала от отрицательного полюса, затем от положительного). |
Предупреждение
Перед отсоединением
кабелей убедитесь, что вам известен шифр раскодировки магнитолы (если
последняя оборудована устройством блокировки в случае хищения). Проверьте
состояние полюсов батареи и клеммных наконечников кабелей. При необходимости
очистите клеммы и полюса. Присоедините кабель к положительному полюсу
батареи, затем к отрицательному.
|
10. Проверьте
напряжение на батарее на неработающем двигателе. Напряжение должно
быть около 12 В. |
11. Запустите двигатель и снова
проверьте напряжение, которое теперь должно быть от 13,5 до 15, 1
В. |
12. Включите дальний свет фар.
При нормальной работе системы заряда напряжение должно упасть и снова
возрасти. |
13. Если напряжение выше чем нормальное
напряжение заряда, то замените регулятор напряжения. |
14. Если напряжение ниже нормального,
то проверьте регулятор и генератор, поступив следующим образом. |
|
15. Снимите с генератора заднюю
крышку, соедините с массой вывод F (указан стрелкой), запустите двигатель,
считайте напряжение на батарее и сравните со стандартным. Если напряжение
выше стандартного, то замените регулятор напряжения. Если напряжение
ниже стандартного, то проверьте генератор (или при отсутствии амперметра
сдайте в мастерскую автосервиса). |
16. Если имеется амперметр, то включите
его в схему зарядки (см. рис. Схема для
проверки тока разряда батареи). При отсутствии амперметра
можно воспользоваться трансформатором тока. Этот прибор недорогой,
всегда имеется в продаже и дает довольно точные показания. |
17. Доведите обороты двигателя до
2000 об/мин, измерьте ток при выключенных потребителях. Затем включите
дальний свет фар и вентилятор отопителя (переключатель установите
в положение HI). Измерьте ток и сравните со значениями, приведенными
в подразделе 3.3.1. |
18. Если измеренный ток меньше нормативного,
то отремонтируйте или замените генератор. |
|