Приведение поршня первого цилиндра в положение верхней мертвой точки
(ВМТ)
Верхней мертвой точкой (ВМТ) называется наивысшая точка хода поршня в своем
цилиндре. Строго говоря, в 4-тактных двигателях в процессе вращения коленчатого
вала данное положение достигается каждым из поршней дважды: один раз в конце
такта сжатия и второй – в конце выпускного такта. При выполнении процедур настройки
и регулировки двигателя в подавляющем большинстве случаев используется положение
ВМТ конца такта сжатия поршня (обычно первого цилиндра).
Необходимость в приведении поршня(ей) в положение ВМТ возникает при проведении
многих процедур, в частности, при регулировке фаз газораспределения, замене
компонентов привода ГРМ и пр.
|
1. Удостоверьтесь, что трансмиссия переведена в нейтральное
положение и прочно взведите стояночный тормоз, либо подоприте задние
колеса автомобиля противооткатными башмаками. На бензиновом двигателе
также отключите систему зажигания, рассоединив электрические разъемы
первичного (НВ) контура (провода меньшего диаметра) катушечных сборок
(см. Главу
Электрооборудование двигателя). Извлеките ключ из замка зажигания. Выверните свечи
(см. Главу
Настройки и текущее обслуживание автомобиля).
2. Приведение любого из поршней в положение ВМТ производится путем
проворачивания коленчатого вала двигателя одним из описанных ниже
способов. Если смотреть на двигатель спереди (со стороны привода ГРМ),
нормальным будет считаться вращение коленчатого вала по часовой стрелке.
- Наиболее эффективным методом является проворачивание вала в
нормальном направлении (ни в коем случае не пытайтесь провернуть
вал в противоположном направлении!) за болт, ввернутый в торец
его передней цапфы при помощи торцевого ключа с храповым приводом
|
На некоторых
моделях для этого необходимо снять нижний защитный экран
со стороны переднего пассажира;
|
- Сэкономить время позволит использование пульта дистанционного
управления функционированием стартера (следуйте инструкциям изготовителей
прибора). Как только поршень окажется достаточно близко от ВМТ
конца такта сжатия, стартер останавливается и дальнейшая подгонка
осуществляется методом, описанным в пункте а;
- При наличии помощника предварительное проворачивание двигателя
может быть осуществлено короткими включениями стартера с водительского
места под руководством оператора. Принцип тот же, что и описанный
в пункте b. Окончательная корректировка, опять-таки, производится
вручную, при помощи торцевого ключа (см. пункт а).
3. На бензиновом двигателе 2UZ-FE управление распределением зажигания
осуществляет бортовой процессор посредством катушечных сборок, установленных
над каждой свечой (см. Главу
Электрооборудование двигателя).
4. Для приведения двигателя в положение ВМТ выверните свечу первого
цилиндра и вверните на ее место компрессиометр, потребуется резьбовая
насадка с соединительным шлангом длиной не менее 15 сантиметров (см.
Главу
Двигатель).
|
5. Начинайте проворачивать коленчатый
вал за болт шкива в нормальном направлении (см. параграф 2).
Приближение поршня к положению ВМТ конца такта сжатия сопровождается
подъемом давления в цилиндре. Продолжайте проворачивать вал
до тех пор, пока не произойдет совмещение установочных меток
(обратитесь к сопроводительной иллюстрации), при случайном «проскакивании»
положения ВМТ сбросьте давление на измерителе и проверните вал
еще на два полных оборота!
|
6. Гарантией приведения двигателя в положение ВМТ конца такта
сжатия поршня первого цилиндра является адекватное совмещение установочных
меток на звездочках коленчатого и распределительных валов.
7. Теперь, чтобы поочередно, в порядке зажигания (см.
Спецификации),
привести в ВМТ поршни оставшихся цилиндров достаточно просто последовательно
проворачивать коленчатый вал в нормальном направлении с шагом:
- На двигателях 2UZ-FE – 180°;
- На двигателях 1HD-FTE – 360°.
|
|