2.17.7.7. Эксплуатация машин, оснащенных катализатором
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Бензиновые двигатели VW T4 серийно оснащаются катализаторами. Катализатор требует,
чтобы двигатель работал исключительно на неэтилированном бензине (без содержания
свинца).
Сигналы управления система впрыска топлива получает от лямбда-зонда, который
находится перед катализатором в выхлопной трубе и омывается потоком отработавших
газов. Лямбда-зонд это электроизмерительный датчик, который указывает остаточное
содержание кислорода в выхлопных газах по колебаниям напряжения и позволяет
сделать заключение о составе воздушно-топливной смеси. В течение долей секунды
передает лямбда-зонд соответствующие сигналы в блок управления системы впрыска
топлива, постоянно изменяя при этом соотношение воздушно-топливной смеси. С
одной стороны это требуется в результате постоянно изменяющихся эксплуатационных
условий (холостой ход, полный газ), с другой стороны, по причине дополнительного
сгорания топлива в катализаторе, так как в выхлопном газе содержится еще достаточное
его количество.
Для того чтобы, при температурах от +300° до 800° С в катализаторе могло догорать
топливо, воздушно-топливная смесь должна содержать большую долю бензина, чем
это требуется для чистого сгорания. Вследствие этого у машины с катализатором
расход топлива на 5% выше.
Катализатор расположен на месте дополнительного глушителя под днищем машины.
Катализатор состоит из керамического корпуса в форме сот, покрытых платиной
или радием. Хрупкий керамический корпус помещен в эластичную жаростойкую проволочную
ткань.
Устанавливаемый обычный катализатор представляет из себя 3-ходовой катализатор.
Это означает, что у такого катализатора благодаря лямбда-регулировке одновременно
происходит окисление окиси углерода (СО) и углеводородов (НС), а также уменьшение
содержания окиси азота (NOx).
Для того, чтобы избежать повреждения лямбда-зонда и катализатора, настоятельно
необходимо принять во внимание следующие указания:
– заправлять только неэтилированный бензин;
– запуск двигателя буксировкой или с толчка недопустимы: несгоревшее
топливо может привести к перегреву катализатора и выходу его из строя. Необходимо
пользоваться вторым аккумулятором;
– следует избегать частого повторения холодных запусков. Так как
несгоревшее топливо накапливается в катализаторе, при воспламенении сгорает
взрывообразно и ведет к выходу катализатора из строя;
– при плохом запуске, не включать без необходимости стартер надолго.
Отыскать и устранить неисправность;
– при отсутствии зажигания в некоторых цилиндрах, избегать высоких
оборотов двигателя. При отсутствии зажигания в каком-либо цилиндре (при тестировании
двигателя) несгоревшее топливо поступает в катализатор;
– не парковать машину над сухой листвой или травой. Выхлопная система
в области катализатора имеет высокую температуру;
– при заливке или доливе моторного масла особенно следить за тем,
чтобы ни в коем случае масло не было залито выше "мах" метки на указателе
уровня масла. Избыточное масло, по причине неполного сгорания, попадет в катализатор
и может его разрушить.