15.3. Стартер
Рис. 301. Детали стартера: 1 — стартер в сборе; 2 — тяговое реле; 3 — крышка с регулировкой осевого зазора в подшипнике; 4 — щеткодержатель; 5 — якорь; 6 — приводная шестерня с муфтой свободного хода; 7 — крышка со стороны шестерни; 8 — вилка включения
|
Пуск двигателя осуществляется с помощью стартера. Как только ключ зажигания поворачивается в положение «старт», начинает подаваться напряжение через ключ зажигания (клемма «50») на тяговое реле, расположенное сверху стартера. Тяговое реле посредством вилки включения перемещает приводную шестерню на валу якоря с винтовыми шлицами в направлении зубчатого венца маховика двигателя. После начала вращения якоря стартера приводная шестерня входит в зацепление с зубчатым венцом маховика и начинает вращать коленчатый вал двигателя (рис. 301).
Возможные неисправности стартера
Причина
|
Метод устранения
|
Стартер с трудом вращает коленчатый вал или вообще не работает
|
|
Сигнальная лампа горит слабо или мерцает:
|
Пустите двигатель с помощью внешнего источника питания или с помощью буксировки автомобиля
|
-разряжена батарея
|
|
-ненадежное контактное соединение на клеммах
-батареи или окислены клеммы
|
Надежно закрепите провода на клеммах батареи и почистите контакты
|
-стартер замыкает на корпус
|
Отдайте стартер в ремонт
|
Сигнальная лампа горит ярко, слышны щелчки со стороны стартера (срабатывает тяговое реле), но коленчатый вал не вращается:
|
Отдайте стартер в ремонт
|
ослабло крепление щеток в щеткодержателе
|
Отдайте стартер в ремонт или замените
|
- подгорели (налипают) контакты тягового реле
|
Замените тяговое реле или отдайте стартер в ремонт
|
-повреждены обмотки стартера
|
Отдайте стартер в ремонт или замените
|
Сигнальная лампа горит ярко, не слышно щелчков срабатывания тягового реле:
|
Проверьте контактные соединения
|
-ненадежное контактное соединение тягового реле
|
Закрепите контактное соединение
|
-обрыв цепи от замка зажигания к тяговому реле
|
Проверьте цепь с помощью контрольной лампы
|
Стартер работает, но коленчатый вал не вращается
|
|
Износилась приводная шестерня
|
Очистите шестерню или замените
|
Заедания в механизме перемещения шестерни
|
Отдайте стартер в ремонт
|
Поврежден зубчатый венец на маховике
|
Автомобиль с включенной одной передачей немного толкаем для смещения венца маховика. После этого можно снова попытаться пустить двигатель. Впоследствии замените поврежденные детали
|
Тяговое реле включается и выключается, но коленчатый вал не вращается
|
|
Сильно разряжена батарея
|
Зарядите батарею
|
Якорь стартера продолжает вращаться, несмотря на то, что ключ зажигания уже не находится в положении «старт»
|
|
Контакты тягового реле находятся в замкнутом состоянии
|
Выключите зажигание, снимите провод «массы» с отрицательной клеммы аккумуляторной батареи. Замените тяговое реле или стартер
|
Шестерня привода не выходит из зацепления с маховиком после пуска двигателя
|
|
Дефектная возвратная пружина вилки включения, износился механизм привода шестерни
|
Выключите зажигание. Стартер проверьте на испытательном стенде. Замените поврежденные детали или стартер
|