19.2.1. Разборка двигателя
Указания, приведенные при описании процесса разборки 16-клапанного двигателя, справедливы также и для данного двигателя. Эти указания см. в разд. 2 перед разборкой двигателя. Если двигатель уже снят с автомобиля, то разборка проводится в следующем порядке:
- слейте моторное масло;
- отсоедините AGR-провод от AGR-клапана. Для этого отсоедините шланг и отвинтите провод;
- отверните правый выпускной коллектор и удалите прокладку;
- отверните опорную пластину переднего приводного вала;
- отсоедините следующие разъемы и снимите следующие жгуты проводов — провод генератора трехфазного тока, относящийся к AGR-системе соответствующий разъем, штекер электронного регулятора низкого давления, штекер от датчика температуры на распределительном трубопроводе охлаждающей жидкости. Освободите два винта и отверните шахту провода (два винта);
- свесьте провод от блока управления с держателя и затем отсоедините. Отсоедините штекер и отверните винты блока управления впускного коллектора;
- отсоедините все штекеры свечей зажигания согласно применяемому обозначению от соответствующих свечей демонтируйте катушку зажигания вместе с кабелями зажигания и разъемами. Для этого отсоедините штекер катушки зажигания, отсоедините провод на массу, демонтируйте конденсатор, отверните винты и выньте катушку зажигания;
- отсоедините шланги низкого давления: один от верхнего впускного коллектора, один от электронного регулятора низкого давления, один от регулятора давления топлива и два от остальных отсоединенных уже шланга;
Рис. 321. Отсоединяемые шланги и разъемы: 1 — разъем датчика угла положения дроссельной заслонки; 2 — шланг вентиляции картера; 3 — разъем клапана холостого хода
|
- отсоедините разъем 1 (рис. 321) датчика угла положения дроссельной заслонки, шланг 2 вентиляции картера, разъем 3 клапана холостого хода;
- отверните верхнюю часть впускного коллектора, как описано в соответствующем разделе;
- отсоедините разъем от выключателя с гидроприводом, датчика положения распределительного вала, датчика положения коленчатого вала и освободите провода от крепления;
- отсоедините жгут кабеля системы впрыска. Для этого отсоедините разъемы, включая и разъем клапанной форсунки;
- снимите корпус термостата со шлангом охлаждающей жидкости;
- отверните распределительный трубопровод охлаждающей жидкости (два винта снизу), отверните левую скобу для снятия или установки двигателя и выньте маслоизмерительный щуп;
- снимите приводной ремень жидкостного насоса (рис. 322);
- снимите шланг и регулировочный клапан вентиляции коленчатого вала. Для этого отверните гайку и снимите шланг с клапаном;
- снимите соединительный трубопровод охлаждающей жидкости;
- отверните винты жидкостного насоса и затем отсоедините шланг, подсоединенный к масляному радиатору;
- придержите надлежащим образом маховик и отверните винты. Затем можно снять расположенную за ним промежуточную пластину;
- снимите заднее уплотнительное кольцо коленчатого вала. При этом не повредите коленчатый вал;
- снимите генератор и подвесную консоль;
- снимите масляный фильтр, левый впускной коллектор и отверните расположенный за ним масляный радиатор (освободите гайку в середине, выньте масляный радиатор). Теперь можно отвернуть расположенный слева выключатель с гидроприводом;
- снимите поддон картера, как описано выше (при этом учтите последовательность отворачивания-заворачивания винтов);
- отверните винты крепления проводов и снимите крепление;
- отверните один винт и снимите правую скобу для снятия и установки двигателя;
- снимите обе крышки головки блока цилиндров, как описано выше. То же самое относится к снятию ременного шкива на распределительном валу (см. разд. «Замена уплотнительного кольца распределительного вала»). Теперь можно демонтировать маслонепроницаемое кольцо распределительного вала;
- отверните два винта (рис. 323) и снимите опору уплотнительного кольца. При этом постарайтесь не повредить распределительный вал;
- отверните ременный шкив насоса гидропривода рулевого управления (четыре винта) и затем отверните насос вместе с консолью;
- отверните ременный шкив коленчатого вала вместе с гасителем крутильных колебаний. При этом коленчатый вал должен быть зафиксирован от проворачивания. Винт нельзя использовать повторно. Для снятия гасителя необходимо иметь соответствующий съемник;
- снимите датчик и держатели проводов;
- отверните крышку распределительного механизма с передней стороны двигателя. При этом следует соблюдать определенный порядок отворачивания винтов (рис. 324). Снимите прокладки. Теперь можно осторожно извлечь из отверстия уплотнительное кольцо;
- установите коленчатый вал в правильное положение для последующей разборки (рис. 325);
- отверните правое натяжное устройство цепи и правую направляющую цепи привода распределительного вала. Затем установите натяжитель в тиски (с металлическими губками), зажмите губки и вдавливайте поршень внутрь до тех пор, пока можно будет вставить штифт в отверстие зажима. После освобождения из тисков натяжитель фиксируется и уже не может быть разобран на части;
Рис. 326. Схема прокладки правой цепи привода распределительного вала: 1 — винты направляющей планки; 2 — цепь привода распределительных валов
|
- пометьте фломастером переднюю сторону приводной шестерни правой цепи привода распределительного вала, отверните с правой стороны винты 1 (рис. 326) направляющей планки и снимите цепь 2 привода вместе с приводной шестерней коленчатого вала;
Рис. 327. Последовательность отворачивания винтов для снятия крышек подшипников распределительного вала на левой головке блока цилиндров (А) и правой головке блока цилиндров (В)
|
- снимите оба распределительных вала правой головки блока цилиндров. Для этого сначала освободите обе крышки корпуса подшипников № 1 и № 5. Затем отверните все остальные винты только после того, как были сняты указанные крышки. Затем отверните винты остальных крышек согласно показанной на рис. 327 последовательности. Теперь можно снять распределительные валы, толкатели и толкатели клапанов;
- вверните винт в передний конец коленчатого вала и проворачивайте вправо до тех пор, пока сегментная шпонка не установиться в положение «11 часов». Затем выверните данный винт;
Рис. 328. Схема прокладки левой цепи привода распределительного вала: 1 — винты направляющей планки; 2 — цепь привода распределительных валов
|
- снимите левую цепь привода распределительных валов. Пометьте переднюю сторону шестерни привода фломастером, снимите натяжитель и отверните левую направляющую планку. Отверните винты 1 (рис. 328) правой направляющей планку цепи и снимите цепь 2 привода вместе с шестерней;
- демонтируйте два распределительных вала левой головки блока цилиндров. Сначала освободите обе крышки подшипников № 1 и № 5. Далее отверните все остальные винты, после того как были сняты указанные крышки. Затем оставшиеся крышки освободите согласно указанной на рис. 327, В последовательности, при этом учтите, что эта головка имеет два дополнительных подшипника. Теперь можно снять распределительные валы, толкатели и толкатели клапанов;
- выверните свечи зажигания из левой головки блока цилиндров;
Рис. 329. Последовательность отворачивания винтов головок блока цилиндров. Обе головки отворачиваются одинаково
|
- отверните винты головки блока цилиндров (рис. 329) и снимите головку. Затем снимите прокладки;
- выверните свечи зажигания из правой головки блока цилиндров;
- отверните винты головки блока цилиндров (см. рис. 329) и снимите головку. Затем снимите прокладки;
- отверните консоль гидропривода рулевого управления, удалите маслоотделитель и снимите прокладку;
- установите блок цилиндров на поверхности головок и с задней стороны картера отверните впускную трубку масляного насоса. Затем демонтируйте расположенный за ним металлический лист (крепиться в углах);
- отверните масляный насос с передней стенки двигателя. Сначала ослабьте два винта слева, затем оба винта справа;
- проворачивайте коленчатый вал (ввинтите в вал винт) до тех пор, пока все поршни не будут располагаться примерно в середине своего хода, и с помощью шабера осторожно соскребите кольца масляного нагара сверхуих отверстий цилиндров, при этом не повредите их;
- по очереди отверните крышки шатунных подшипников. После этого слегка постучите резиновым молотком по крышке и снимите крышку вместе с вкладышем подшипника. Обычно крышки и шатуны помечаются цифрами, обязательно убедитесь в том, что эти метки видны. Номер цилиндра наносится соответственно на шатун и крышку подшипника в противоположных местах. На свободно лежащие штифтовые винты шатуна нужно наложить маленькие резиновые элементы, чтобы при монтаже поршней не повредить зеркала цилиндров;
- достаньте поршни с шатунами с задней стороны через цилиндры. Соответствующий поршень должен находиться в ВМТ, чтобы облегчить снятие. Лучше всего крышки подшипников и вкладыши ввинтить в соответствующие шатуны, чтобы они были вместе. Снимите все поршни в указанной выше последовательности;
- отверните нижнюю часть картера (рис. 330). Винты 7–22 являются податливыми винтами, которые надо всегда заменять. Приподнимите часть корпуса. При необходимости помогите резиновым молотком;
- снимите нижние вкладыши коренных подшипников. Три вкладыша 1 (рис. 331) одинаковы, а один вкладыш 2 имеет прижимной фланец для компенсации осевого зазора коленчатого вала. Каждый вкладыш надлежащим образом промаркирован (например, цветным штрихом), чтобы их можно было установить в первоначальное положение;
- осторожно выньте коленчатый вал из подшипников и положите на чистое место;
- снимите находящиеся в картере вкладыши подшипников, соответствующим образом их пометьте, чтобы не перепутать, и положите к другим вкладышам. Снимите упорный прижимной диск со стороны картера.