7.4.19. Звуковая сигнализация
Особенности конструкции
На автомобиле установлен безрупорный шумовой звуковой сигнал типа 20.3721, состоящий из электромагнитной катушки с сердечником и подвижного якоря с прикрепленной к нему мембраной.
Когда ток протекает по катушке, якорь притягивается к сердечнику и мембрана прогибается. Одновременно происходит размыкание контактов, катушка электромагнита обесточивается, якорь под действием упругой силы мембраны возвращается в исходное положение, замыкая контакты прерывателя. Поскольку этот процесс периодический, возникают колебания мембраны. От частоты колебаний зависит высота тона.
Звуковые сигналы характеризуются уровнем звукового давления (в децибелах) и спектральным составом звука.
У сигнала 20.3721 уровень звукового давления 105–118 дБ, основная частота возбуждающих колебаний (420±30) Гц, потребляемый ток не более 5 А, масса не более 0,33 кг.
Для исключения влияния массы автомобиля на издаваемый звук сигнал закрепляют на специальной рессоре.
Регулировка и обслуживание
Регулярно очищайте звуковой сигнал от загрязнения и проверяйте состояние электрических соединений.
При появлении хрипа и снижении громкости звука отрегулируйте силу звука сигнала. Регулируйте сигнал поворотом (не более чем на один оборот) винта, расположенного на его задней стенке. При этом изменяется зазор между контактами прерывателя. Проверяйте сигнал, подключив его через амперметр к аккумуляторной батарее. Звучание сигнала должно быть громким, без дребезжания, а сила потребляемого тока не должна превышать 5 А.
Тон звука, громкость сигнала и сила потребляемого тока зависят от величины воздушного зазора между якорем и сердечником, который обеспечивается подбором прокладок между корпусом и мембраной, а также от величины зазора между контактами. Для зачистки контактов прерывателя разберите сигнал. При его сборке важно сохранить первоначальный зазор между якорем и сердечником электромагнита. Поэтому прокладку между корпусом сигнала и мембраной рекомендуется не заменять, надо только очистить ее от пыли и грязи.