3.2.1.3. Кривошипный механизм
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Коленчатый вал, его расположение и уплотнение в блок-картере двигателя
1 – вкладыши подшипников I, 2, 4, 5;
2 – винты крышек подшипников коленвала;
3 – крышки подшипников;
4 – вкладыш третьего подшипника;
5 – направляющие кольца для крышки третьего подшипника:
6 – коленчатый вал;
7 – направляющее кольцо (нижняя часть);
8 – маховик;
9 – винт;
10 – прокладка;
11 – прижимной диск сцепления;
12 – промежуточная пластина;
13 – винт уплотнительной шайбы;
14 – уплотнительный фланец задний с уплотнительным гуферо-кольцом;
15 – уплотнение фланца;
16 – уплотнительный фланец передний;
17 – уплотнительное гуферо-кольцо;
18 – уплотнительная прокладка;
19 – звездочка цепного привода масляного насоса;
20 – масляный насос
Монтажная развертка шатуна и поршня
1 – поршневые кольца;
2 – поршень;
3 – поршневой палец;
4 – предохранительное кольцо;
5 – шатун;
6 – вкладыш шатунного подшипника;
7 – блок цилиндров;
8 – крышка головки шатуна;
9 – винт шатуна;
А – обозначение очередности шатунов;
В – обозначение взаимного расположения шатуна и крышки
К кривошипному механизму относятся: коленчатый вал, маховик и шатуны с поршнями в сборе (см. рис. Коленчатый вал, его расположение и уплотнение в блок-картере двигателя).
Коленчатый вал изготовлен из стальной поковки с обработанными коренными и шатунными шейками. В передней части вала находится цилиндрическая поверхность для ременного шкива, а за ней звездочка цепного привода масляного насоса. На противоположном конце находится фланец с шестью отверстиями для монтажа маховика.
Маховик образует единый узел с зубчатым венцом, предназначенным для зацепления шестеренки стартера двигателя. У маховика имеется рабочая поверхность под фрикционный диск сцепления диаметром 200 мм.
Маховик крепится к фланцу коленчатого вала шестью специальными винтами с резьбой М10 x 1 с фиксацией клейкой мастикой. Расстояния отверстий под винты в маховике и фланце не равномерны, чтобы было гарантировано правильное положение по отношению к коленчатому валу, так как узел должен быть динамически сбалансирован. Шатуны изготовлены из стальных поковок. Верхняя проушина оснащена бронзовой втулкой. Нижняя проушина разъемная и в ней находится вкладыш из стального листа с поверхностью трения из специального сплава. Правильное взаимное расположение шатуна и нижней части проушины отмечено керном по бокам (см. рис. Монтажная развертка шатуна и поршня, обозначение В), координация шатуна к поршню в сборе отмечается кернением на поверхности шатуна и нижней проушины (А). Шатуны разделены на группы по массе и проверяются на параллельность обеих проушин. Поршни отливаются из легкого сплава (Al, Si, Си, Ni, Mg). Рабочая поверхность дна поршня имеет профильное углубление (7,8 ± 0,1 мм). За счет этого углубления образуется так называемый объем сгорания. Стрелка на нижней части поршня всегда должна быть направлена при сборке в сторону ременного шкива.
В верхней части поршня имеются три канавки под поршневые кольца. Два верхних – уплотнительные, первое с прямоугольным сечением, второе – с лезвием. Нижнее кольцо маслосъемное. Все кольца собираются обозначением "ТОР" вверх.
Поршни разделены на группы по массе и по допустимому диаметру.
Поршневые пальцы стальные, пустотелые с внешним диаметром 17 мм, разгрузочное отверстие 10 мм. Пальцы свободно двигаются в шатунных и поршневых проушинах. От выпадания предохраняют упругие кольца, закрепленные в поршневых канавках.