3.2.1.4. Головка блока цилиндров и механизм газораспределения клапанного типа
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Головка блока цилиндров в сборе с механизмом газораспределения клапанного типа
1 – болт крепления крышек подшипника кулачкового вала;
2 – гайка крепления крышек подшипником кулачкового вала;
3 – крышки подшипников кулачкового вала;
4 – кулачковый вал;
5 – стакан гидравлического толкателя;
6 – сухари клапана;
7 – тарелка пружины клапана;
8 – пружина клапана;
9 – направляющая клапана (для ремонта);
10 – уплотнение стержня клапана;
11 – направляющая клапана;
12 – уплотняющее кольцо кулачкового вала;
13 – головка блока цилиндров;
14 – клапаны;
15 – болт крепления серьги;
16 – серьга;
17 – кронштейн провода зажигания
Порядок затяжки болтов на головке блока цилиндров
Схема гидравлического толкателя
1 – запасной объем масла;
2 – камера высокого давления;
3 – подвод масла;
4 – поршень;
5 – запорный клапан;
6 – пружина клапана;
7 – внутренняя втулка;
8 – клапан двигателя
Так как на двигателе установлен механизм газораспределения ОНС, считается, что в головку блока цилиндров в сборе входят и кулачковый вал с установочными элементами, и клапаны с принадлежностями, и крышка головки с уплотнением, и уплотнение под головку блока цилиндров и другие, связанные с ними детали (см. рис. Головка блока цилиндров в сборе с механизмом газораспределения клапанного типа). Головка блока цилиндров целиком прикрепляется к блок-картеру десятью специальными болтами с резьбой М 11 х 1,5. У головок болтов внутри звездчатый многогранник под специальный ключ. Неровность опорной поверхности головки блока не должна превышать 0,05 мм.
Между блоком и головкой укладывается всухую уплотнение. Вокруг цилиндров на уплотнении имеются металлические кольца, а по внешнему контуру силиконовая кромка. Арматура уплотнения изготовлена из алюминированного стального листа. Головка на блоке центрируется двумя стальными штифтами. Ход затяжки болтов производится на всех этапах в порядке, изображенном на рис. Порядок затяжки болтов на головке блока цилиндров; ослабление производится в обратном порядке и также поэтапно.
Болты затягиваются в четыре этапа. Сначала затягиваются до 40 Нм, затем до 60 Нм. На третьем этапе все болты поворачиваются на 90, а на четвертом, последнем этапе еще на 90 ± 10%. Затем, в процессе эксплуатации, болты подтягивать нельзя.
Головка блока цилиндров отливается из алюминиевого сплава. Она восьмиканальная, это значит, что у нее четыре выхлопных канала и четыре всасывающих. Выхлопные каналы выведены на левую сторону двигателя (вперед в направлении движения), всасывающие каналы на обратную сторону. На той же, правой стороне, находятся и отверстия для свечей зажигания.
В отливку головки блока запрессованы седла клапанов и направляющие клапанов. И то, и другое изготовлено из специального сплава. Направляющие можно менять, седла нельзя.
Частью головки, в которой находятся нижние половины пяти безвтулочных подшипников кулачкового вала, являются и крышки этих подшипников. На верхней поверхности крайних крышек и средней крышки имеются бобышки с резьбовыми отверстиями для крепящих болтов крышки головки. В крайние подшипники вложены уплотнительные кольца, прилегающие к цилиндрической поверхности кулачкового вала. При монтаже всасывающего трубопровода и выхлопного коллектора в отливку головки вворачивают болты М 8.
Впускные клапаны имеют диаметр тарелки 35,6 ± 0,15 мм, выпускные клапаны – 29 ± 0,15мм.
Стержень каждого клапана уплотняется уплотнительным кольцом, посаженным на направляющую клапана. Каждый клапан имеет одну цилиндрическую пружину из стальной проволоки. На нее накладывается тарелка пружины клапана, к которой крепится клапан двумя клиньями.
Передача движения и сил между кулачками кулачкового вала и клапанами осуществляется гидравлическими толкателями, автоматически ограничивающими клапанный зазор в процессе эксплуатации. Это, конечно, преимущество, но, разумеется, за счет повышенных требований к системе смазки двигателя (нужна высокая чистота масла). Существует также слегка повышенное пассивное сопротивление двигателя в связи с тем, что толкатели находятся в постоянном соприкосновении с кулачком, а именно в его цилиндрической части.
Принцип работы гидравлического толкателя (см. рис. Схема гидравлического толкателя). Движение вверх толкателя, вызванное разницей в давлении масла, находящимся в объемах, между которыми помещен шариковый клапан, открывает этот клапан. При его обратном движении, вызванном тем, что поршенек намеренно слегка неплотно прилегает, пружина сжимается и через шариковый клапан масло поступает в камеру высокого давления из системы смазки двигателя. Указанным способом автоматически ограничивается клапанный зазор.
Лабиринт в запасной камере предотвращает отток масла при отключении двигателя.
Гидравлические толкатели ремонту не подлежат.