8.4.1. Общая проверка системы зажигания
Общую проверку проводите в следующем порядке:
- проверьте надежность соединений электрических проводов и разъемов трансформатора высокого напряжения, выходного каскада зажигания, ЭБУ и распределителя зажигания (2,0-литровый двигатель). Эти соединения могут быть окислены или несколько ослабнуть из-за вибрации;
- проверьте целостность всех электрических проводов;
- проверьте надежность посадки проводов ВН и состояние их изоляционного покрытия. Протертая изоляция проводов ВН приводит к электрическим потерям и пробиванию искрового разряда;
- проверьте состояние крышки распределителя зажигания 2,0-литрового двигателя. На ней не должно быть трещин и следов подгорания, иначе возможно образование искровых разрядов внутри крышки распределителя.
Проверка поступления напряжения в трансформатор высокого напряжения
Проверку проводите с использованием вольтметра в следующем порядке:
- проверьте соответствующий предохранитель № 15;
на 2,0 литровом двигателе:
Рис. 210. Элементы системы зажигания на 2,0-литровом двигателе (с системой впрыска Simos): 1 — провод ВН, к свече зажигания; 2 — штекер подавляющий радиопомехи; 3 — защитная крышка; 4 — крышка распределителя зажигания; 5 — бегунок распределителя зажигания; 6 — трехконтактная штекерная колодка; 7 — пылезащитная крышка; 8 — распределитель зажигания с датчиком Холла; 9 — O-образное уплотнительное кольцо; 10 — прижимная рейка; 11 — болт, 25 Н·м; 12 — свеча зажигания, 30 Н·м; 13 — наконечник провода ВН, на свечу зажигания; 14 — болт, 20 Н·м; 15 — датчик детонации (G61); 16 — трансформатор высокого напряжения (N 152); 17 — выходной каскад трансформатора высокого напряжения (N157); 18 — клемма «15»; 19 — клемма «1»
|
- отсоедините трехконтактную штекерную колодку 6 (см. рис. 210) из трансформатора высокого напряжения;
Рис. 213. Вид штекерной колодки трансформатора высокого напряжения (2,0-литровый двигатель). Числа указывают на клеммы
|
- подключите к обоим внешним контактам штекерной колодки – контакту «1» (положительный) и контакту «3» («масса») – вольтметр (рис. 213);
- включите зажигание. Вольтметр должен показывать напряжение, близкое к напряжению АБ. Если это не так, то проверьте все соединения электрических проводов, вплоть до замка зажигания;
на двигателе VR6:
Рис. 211. Элементы системы зажигания на двигателе VR6 (с системой впрыска Motronic): 1 — трехконтакная штекерная колодка (черного цвета), для датчика Холла; 2 — датчик Холла; 3 — болт, 10 Н·м; 4 — направляющая проводов ВН, к трансформатору высокого напряжения; 5 — распорное кольцо; 6 — пятиконтактная штекерная колодка, к трансформатору высокого напряжения; 7 — штекер подавляющий радиопомехи; 8 — трансформатор высокого напряжения; 9 — штекерная колодка датчика детонации; 10 — крышка приводного механизма распределительного вала; 11 — болт, 20 Н·м; 12 — датчик детонации II, на всасывающей стороне; 13 — диск датчика Холла; 14 — болт, 100 Н·м; 15 — датчик детонации l, на стороне выпуска; 16 — свеча зажигания, 25 Н·м; 17 — O-образное уплотнительное кольцо; 18 — наконечник свечи зажигания
|
- отсоедините пятиконтактную штекерную колодку 6 (см. рис. 211) от трансформатора высокого напряжения;
Рис. 214. Вид штекерной колодки трансформатора высокого напряжения на двигателе VR6. Проводить измерение следует между клеммами «1» и «5»
|
- подключите вольтметр к клеммам «1» и «5» (рис. 214);
- включите зажигание. Вольтметр должен показывать напряжение близкое к напряжению АБ. Если это не так, то проверьте все соединения электрических проводов, вплоть до замка зажигания. Кроме того, может быть нарушено соединение между клеммой «5» и «массой».
Проверка вторичного напряжения (высоковольтной части) системы зажигания
Хотя упомянутые проверки могут дать положительный результат, но это еще не значит, что в двигателе вырабатывается искра. Для проверки потребуется простейший разрядник с двумя парами металлических стержней (электродов), закрепленных на пластине из электроизоляционного материала (пластмасса, текстолит). Нижняя часть стержней вместе с изоляторами по форме и размерам должна соответствовать размерам изолятора и наконечника свечей зажигания. В верхней части стержней завернуты винты с заостренными концами. Зазор между концами винтов можно регулировать вращением винтов.
При проверке высоковольтной части необходимо соблюдать осторожность. С этой целью сверху разрядник надо закрывать крышкой из изоляционного материала со смотровыми окнами. Разрядник закрепите на кузове автомобиля. Проверку высоковольтной части системы зажигания проводите в следующем порядке.
2,0-литровый двигатель:
- отсоедините провода ВН от свечей зажигания;
- присоедините наконечники проводов к электродам разрядника;
- провода от свечей № 1 и № 4 соедините с одной парой электродов разрядника, а от свечей №2 и № 3 — с другой парой электродов;
- установите зазор между электродами 7—10 мм и проверните двигатель стартером;
- должно быть поочередное «проскакивание» искры между парами электродов 2 и 5;
- если искрообразование на разряднике нормальное, то необходимо проверить свечи зажигания;
- если искрообразование отсутствует на одной паре электродов, то надо проверить электрическую цепь; провода ВН, катушку зажигания и соединение катушки зажигания с выходным каскадом трансформатора высокого напряжения;
- если был снят распределитель зажигания, искрообразование есть, свечи исправны, а двигатель не запускается, проверьте правильность установки распределителя зажигания.
Двигатель VR6
Проверка осуществляется так же, как это было описано для 2,0-литрового двигателя, но следует отсоединить наконечники проводов ВН от свечей № 1 и № 6 и соединить их, как это было описано. Это позволяет проверить обе катушки зажигания. По вашему усмотрению также выверните и проверьте провода ВН от свечей № 3 и № 4, а также № 2 и № 5.
Для проверки можно воспользоваться простейшим разрядником не с двумя парами металлических стержней (электродов), закрепленных на пластине из электроизоляционного материала, а с тремя парами, что позволит проверить одновременно сразу все провода ВН двигателя VR6.
Если при проведении описанной проверки все работает нормально, то следует искать неисправность дальше. В противном случае следует отогнать автомобиль на СТО.