1. Вымытый и очищенный блок цилиндров
установить на стенд и завернуть в него отсутствующие шпильки. |
2. Уложить в гнездо среднего подшипника
и в его крышку вкладыши без выточки на внутренней поверхности, имеющие
по сравнению с остальными увеличенную ширину, а в остальные гнезда
и соответствующие крышки – вкладыши с выточкой. Как вариант, в гнезда
блока цилиндров 1-го, 2-го, 4-го и 5-го коренных подшипников могут
устанавливаться вкладыши также без выточки. |
Предупреждение
Вкладыши подшипников и
упорные полукольца коленчатого вала, а также поршни и манжеты перед
установкой смазать моторным маслом.
|
|
3. Уложить в коренные подшипники коленчатый
вал и вставить в гнезда задней опоры два упорных полукольца, подобранных
по толщине.
|
4. Установить крышки коренных подшипников
в соответствии с метками (см. рис. Метки
на крышках коренных подшипников и условный номер блока цилиндров двигателя
мод. 2106), установив под болты крепления крышки среднего коренного
подшипника верхний кронштейн маслоприемника и затянуть болты моментом
70–86 Н·м (7,0–8,6 кгс·м). |
Предупреждение
Крышки коренных
подшипников устанавливать в прежний блок. Для этого блок цилиндров
и принадлежащие ему крышки помечены одинаковым условным номером
(см. рис. Метки на крышках коренных
подшипников и условный номер блока цилиндров двигателя мод. 2106
и Маркировка размерной группы цилиндров
на блоке и условного номера блока цилиндров).
Упорные полукольца
устанавливать выемками к упорным поверхностям коленчатого вала,
причем с передней стороны задней опоры ставить сталеалюминиевое
полукольцо, а с задней стороны – металлокерамическое (желтого цвета).
|
5. Уложить на фланец блока цилиндров
прокладку держателя сальника. |
|
6. Надеть держатель
с сальником на оправку и, передвинув его с оправки на фланец коленчатого
вала, прикрепить к блоку цилиндров. (Стрелками указаны выступы для
центрирования держателя относительно фланца коленчатого вала.) |
7. Установить по двум центрирующим
втулкам переднюю крышку картера сцепления и закрепить ее болтами к
держателю сальника. |
8. Установить маховик на коленчатый
вал так, чтобы метка (конусообразная лунка) около обода находилась
против оси шатунной шейки четвертого цилиндра, заблокировать фиксатором
маховик и прикрепить его болтами к фланцу коленчатого вала с моментом
затяжки 78–89 Н·м (7,8–8,9 кгс·м). |
|
9. С помощью втулки-оправки из
набора вставить в цилиндры поршни с шатунами. Набор состоит из трех
втулок: одна – для поршней номинального размера и две – для поршней
ремонтного размера (увеличенного на 0,4–0,7 мм). Поэтому необходимо
выбрать втулку, пригодную для данного размера устанавливаемого поршня. |
Предупреждение
Отверстие для пальца на
поршне смещено на 2 мм, поэтому при установке поршней в цилиндры
метка «П» на поршнях должна быть обращена к передней части двигателя.
|
10. Установить вкладыши
в шатуны и крышки шатунов. |
11. Соединить шатуны с шейками коленчатого
вала, установить крышки и затянуть гайки шатунных болтов моментом
44–55 Н·м (4,4–5,5 кгс·м). |
12. Установить звездочку на коленчатый
вал. |
13. Установить валик привода масляного
насоса и закрепить его упорным фланцем. |
14. Установить по двум центрирующим
втулкам на блоке головку цилиндров с прокладкой, выпускным коллектором,
впускным трубопрово-дом и заборником горячего воздуха и затянуть в
определенной последовательности (см. рис. Порядок
затяжки болтов крепления головки цилиндров двигателя мод. 2106)
в два приема болты крепления:
– предварительно моментом 34–42 Н·м (3,4–4,2 кгс·м) болты 1–10;
– окончательно моментом 98–121 Н·м (9,8–12,1 кгс·м) болты 1–10
и моментом 32–40 Н·м (3,2–4,0 кгс·м) болт 11. |
|
15. Установить звездочку на распределительный
вал, собранный с корпусом подшипников, и повернуть вал так, чтобы
метка 1 на звездочке находилась против метки 2 на корпусе подшипников. |
16. Снять звездочку и, не изменяя
положения вала, установить корпус подшипников на головку блока цилиндров
и закрепить корпус, затягивая его гайки в определенной последовательности
(см. рис. Порядок затяжки гаек крепления
корпуса подшипников распределительного вала двигателя мод. 2106)
моментом 19–23 Н·м (1,9–2,3 кгс·м). |
17. Установить на головку блока
цилиндров успокоитель цепи. |
18. Установить цепь привода распределительного
вала, для чего сделать следущее:
– повернуть маховик так, чтобы
метка на звездочке коленчатого вала совпала с меткой на блоке цилиндров
(рис. Проверка совпадения установочной
метки на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров двигателя
мод. 2106);
– надеть цепь на звездочку распределитель ного вала и ввести
ее в полость привода, устанавливая звездочку так, чтобы метка 1 (см.
подраздел 2.1.4) на ней совпала с
меткой 2 на корпусе подшипников. Болт звездочки не затягивать до упора;
– установить звездочку на валик привода масляного насоса, также
не затягивая окончательно болт крепления;
– установить башмак натяжителя цепи и натяжитель, не затягивая
колпачковую гайку, чтобы пружина натяжителя могла прижать башмак;
– завернуть в блок цилиндров ограничительный палец цепи;
– повернуть коленчатый вал на два оборота в направлении
вращения, что обеспечит нужное натяжение цепи, проверить совпадение
меток на звездочке с метками на блоке цилиндров (см. рис. Проверка
совпадения установочной метки на звездочке коленчатого вала с меткой
на блоке цилиндров двигателя мод. 2106) и на корпусе подшипников
(см. подраздел 2.1.4);
– если метки совпадают, то, заблокировав маховик фиксатором
(рис. Снятие маховика двигателя мод. 2106),
окончательно затянуть болты звездочек моментом 42–51 Н·м (4,2–5,1
кгс·м) и колпачковую гайку натяжителя цепи и отогнуть стопорные шайбы
болтов звездочек; если метки не совпадают, то повторить операцию по
установке цепи. |
19. Отрегулировать зазор между кулачками
распределительного вала и рычагами привода клапанов. |
|
20. Установить крышку привода
распределительного вала с прокладкой и сальником на блок цилиндров,
не затягивая окончательно болты и гайки крепления. (Стрелками показаны
выступы для центрирования крышки относительно ступицы шкива коленчатого
вала). |
21. Оправкой отцентровать положение
крышки относительно конца коленчатого вала и затянуть окончательно
гайки и болты ее крепления. |
22. Установить шкив коленчатого
вала и храповик. |
Предупреждение
Проверку установки
поршня первого цилиндра в положение ВМТ следует про-изводить по
установочным меткам, указанным на рис. Установочные
метки на шкиве коленчатого вала и крышке привода механизма газораспределителя
двигателя мод. 2106.
|
23. Установить масляный фильтр,
привернув его вручную к штуцеру на блоке цилиндров, смазав предварительно
резиновое уплотнительное кольцо моторным маслом. |
24. Установить маслоотделитель вентиляции
картера и крышку сапуна и закрепить фиксатор сливной трубки маслоотделителя. |
25. установить масляный насос и
масляный картер с прокладкой. |
26. Установить насос охлаждающей
жидкости, кронштейн генератора и генератор. Надеть ремень на шкивы
и отрегулировать его натяжение. |
27. Установить на головку блока
цилиндров подводящую трубку радиатора отопителя и выпускной патрубок
1 (см. рис. Снятие насоса охлаждающей
жидкости двигателя мод. 2106). Прикрепить к насосу охлаждающей
жидкости и выпускному коллектору отводящую трубку радиатора отопителя.
Установить термостат. |
28. Установить датчики контрольных
приборов. |
29. Установить шестерню привода
масляного насоса и распределителя зажигания. |
30. Установить распределитель зажигания
и отрегулировать момент зажигания. |
31. Завернуть свечи зажигания и
затянуть их моментом 32–40 Н·м (3,2–4,0 кгс·м). |
32. Установить топливный насос. |
33. Установить карбюратор с прокладками
и присоединить к нему шланги. |
34. Установить крышку коловки блока
цилиндров с прокладкой и кронштейном топливопровода. |
35. Установить передние опоры двигателя
с подушками и с переходниками. |
36. Установить ведущий и ведомый
диски сцепления. |